На заседании Совета при полпреде Президента РФ обсудили опыт Ханты-Мансийска по внедрению услуг в электронном виде

20.03.2013 22:00

Высоко был оценен опыт города Ханты-Мансийска по созданию системы предоставления услуг населению в электронном виде. Столица Югры является пилотной площадкой по переходу на предоставление услуг населению в электронном виде. Глава Администрации Ханты-Мансийска Максим Ряшин рассказал, что удалось сделать за последние 2 года.

В современном обществе все большую ценность приобретают время, быстрота решений и многофункциональность. Интернет способен обеспечить эти потребности, а информационные технологии являются самым эффективным инструментом достижения этой реальности.

Более 60% населения страны не мыслят своей жизни без Интернет-технологий, причем, уже никто не говорит о разграничении аудитории по возрасту – и дети, и пожилые люди являются уверенными пользователями Интернет. Прирост аудитории, например, социальной сети «Одноклассники» происходит в последние годы в основном за счет именно этих категорий населения.

Идея так называемого электронного правительства начала набирать силу еще в конце 1990-х, когда государственные структуры по всему миру осознали потенциал Интернета. Применение информационных и коммуникационных технологий для взаимодействия органов власти с населением стало приоритетом. Сегодня эти задачи понимаются еще  более конкретно – предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием электронных каналов: получение паспортов, справок, сертификатов, прием обращений, запросов, выдача разрешений, водительских прав и т.д. Все без исключения развитые страны мира в свое время озаботились перспективой осуществить любое обращение в государственное учреждение парой движений мышью.

Сегодня в Евросоюзе принята единая система сравнительного анализа электронного Правительства, которая состоит из списка 20 базовых общедоступных услуг, из которых 12 предназначены для граждан (это уплата подоходного налога, поиск работы, социальные выплаты, персональные данные (паспорта и водительские удостоверения), регистрация автомобилей, выдача разрешений на строительство, заявления в полицию, публичные библиотеки, свидетельство о рождении и браке, регистрации я высшего образования, уведомления о перемещениях, услуги в сфере здравоохранения) и 8 – для коммерческих структур (социальные налоги, налог с коммерческой деятельности, НДС, регистрация новой компании, предоставление статистических данных, таможенные декларации, разрешения, связанные с охраной окружающей среды, государственные закупи).

В соответствие с этой сравнительной системой самыми прогрессивными странами являются Австрия, Франция, Германия, Италия и Великобритания. США по некоторым видам электронных услуг также занимают лидирующие позиции. Россия максимальные оценки на протяжении ряда последних лет имеет в основном в части предоставления услуг коммерческим структурам (уплата налогов, государственные закупки), что же касается населения, то здесь наша страна пока существенно уступает европейским странам. Согласно этому «рейтингу» электронных правительств, оценки, приближенные к максимальным, Россия имеет лишь по таким видам электронных услуг для населения, как уплата подоходного налога, поиск работы, публичные библиотеки и личные документы (паспорта, права).

Однако время идет. И последние несколько лет Россия уверенно развивает собственное электронное правительство, благодаря принятому в 2010 году 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и недавнему (май, 2012 г.) Указу Президента №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Сегодня подводятся первые серьезные итоги этой работы. Этим вопросам было посвящено и прошедшее заседание Совета при полномочном Представителе Президента РФ в УрФО по вопросам развития местного самоуправления. Заседание было организовано в режиме видеоконференции. К обсуждению в центральной студии Екатеринбурга подключались студии из Тюмени, Челябинска и Ханты-Мансийска.

В заседании Совета приняли участие заместитель Полпреда Президента РФ в УрФО Андрей Колядин, заместитель Министра регионального развития РФ Юрий Осинцев, помощник Полпреда Президента РФ в УрФО Борис Кириллов, директор Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Алексей Херсонцев, представители региональной власти ЯНАО.

Ханты-Мансийский автономный округ представляли на заседании Совета полномочный представитель Президента в УрФо по ХМАО-Югре Дмитрий Кузьменко, первый заместитель губернатора Югры Александр Ким, Глава Администрации города Ханты-Мансийска Максим Ряшин, Глава города Югорска Раис Салахов.

Открывая заседание Совета Андрей Колядин подчеркнул, что этот год для системы местного самоуправления юбилейный – исполняется 10 лет с момента вступления в силу 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», а также сразу перешел к главной теме встречи, приведя пример из собственного опыта регистрации на портале государственных услуг. «Заявление на регистрацию я заполнил за несколько минут, а вот пароль для входа в систему ждал три месяца».

В ходе совещания участники разговора обсуждали проблемы, которые пока еще есть, и задачи, которые стоят перед электронным правительством. Российский портал Госуслуг, который в феврале 2012 года был представлен в новой версии, и насчитывает сегодня больше 2 млн. пользователей, предоставляет 511 услуг в электронном виде, в том числе свыше 370 региональных и 140 федеральных. Средняя посещаемость портала – более 7 млн. посетителей в месяц, число авторизированных пользователей – свыше 1,3 млн.

В общем рейтинге глобальной готовности к электронному Правительству Россия занимает 59 место (из 192 стран). Индекс готовности каждой страны состоит из трех показателей: индекса развития человеческого потенциала (по нему России находится на 39 месте), состояния ИКТ-инфраструктуры (63 место) и онлайновых государственных услуг (по этому показателю Россия поднялась с 93 на 68 место).  

Для того, чтобы «не ждать по три месяца пароль для регистрации», как привел пример Андрей Колядин, был принят уже упомянутый 601-ый Указ Президента, который закрепил конкретные показатели эффективности. Достижение некоторых должно быть обеспечено уже к 2014, других – к 2015 и 2018 году.

Речь, в частности, идет об уровне удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг, который должен составить к 2018 году не менее 90% населения страны. О доле граждан, имеющих доступ к получению услуг по принципу «одного окна», которая должна составить к 2015 году не менее 90% населения России. О том, что в 2018 году 70% россиян должны использовать механизм получения услуг в электронном виде.

Уже в следующем, 2014 году снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти для получения одной услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, должно сократиться до 2-х, а сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя – до 15 минут.

Приведенные показатели сегодня являются базовыми при осмыслении приоритетов работы по дальнейшему совершенствованию электронного правительства, поэтому все участники Совета в своих выступлениях опирались на них. Много говорилось о системе мониторинга удовлетворенности гражданами качеством государственных и муниципальных услуг.

Это один из наиболее важных и трудно оцениваемых показателей. Сегодня, в основном, эта оценка определяется путем проведения социологических исследований. Однако методика и инструментарий соцопросов везде разный. Поэтому сравнивать результаты некорректно.

В частности, по городу Ханты-Мансийску степень удовлетворенности колеблется от 50% в сфере земельных отношений, до 82% – в сфере культуры.

В ходе заседания прозвучало предложение о необходимости разработки единой методики оценки качества предоставления услуг населению, которая вероятно будет разработана Минэкономразвития.

Высоко был оценен опыт города Ханты-Мансийска по созданию системы предоставления услуг населению в электронном виде. Столица Югры является пилотной площадкой по переходу на предоставление услуг населению в электронном виде. Глава Администрации Ханты-Мансийска Максим Ряшин рассказал, что удалось сделать за последние 2 года.

В Администрации города была создана комиссия, в которую входят, в том числе, ведущие независимые эксперты в сфере информатизации. Комиссией были переработаны 40 административных регламентов, с учетом изменений в законодательстве, а также мнения жителей города. Заканчивается работа над еще 15-ю административными регламентами.

Сегодня органы Администрации предоставляют населению 55 услуг, в том числе 15 – связаны с переданными государственными полномочиями, например, услуги ЗАГСа или органов опеки. Результатом совместной работы Правительства, Администрации города и специалистов ОАО «Ростелеком» (компания является единым разработчиком и оператором инфраструктуры проекта «Электронное правительство») стала техническая возможность подавать через Единый портал заявления о предоставлении 47 услуг, в том числе 27 - предоставляемых на территории автономного округа и 20 – на территории муниципалитета. И еще более 70 услуг федерального уровня. Таким образом, всего жителям Ханты-Мансийска сегодня доступно предоставление 117 услуг в электронном виде.

Безусловно, одним из главных направлений в работе является сама возможность электронного доступа к получению услуг. В Ханты-Мансийске создана возможность обращений за услугами в электронном виде через центры общественного доступа – таких по городу организовано 7, информационные киоски государственных и муниципальных услуг - 2 и информационные киоски социально-платежной карты «Югра» - 7. Также открыт многофункциональный центр – МФЦ, который обеспечивает достижение главного показателя – предоставление услуг по принципу «одного окна».

Инфраструктура Ханты-Мансийского МФЦ полностью соответствует стандартам доступности и комфортности, определенным на федеральном уровне. В учреждении организованы 28 окон приема (что превышает утвержденный норматив 1 окно на 5000 жителей). 

МФЦ предоставляет 103 услуги, из них 43 федеральных, 38 региональных и 22 муниципальные услуги Администрации города и Ханты-Мансийского района.

Сегодня жители Ханты-Мансийска могут электронно подать заявления о регистрации брака, об установлении опеки. С марта 2013 года – поставить ребенка в очередь в детский сад и получить уведомление об этом, не выходя из дома, и впоследствии отслеживать движение своей очереди.

Есть возможность записаться на прием к врачу через Интернет. В текущем году этой возможностью воспользовалось более 3 000 человек.

Выступая на заседании Совета Глава Администрации Ханты-Мансийска подчеркнул, что сегодня кроме государственных и муниципальных услуг населению интересны и другие, «общественные услуги». На городском портале создается раздел, где будет представлена полная информация о деятельности спортивных учреждений и учреждений культуры, а впоследствии и предприятий бизнеса, в формате реестра услуг.

Также завершается разработка еще одного городского сервиса - «личный кабинет» жителя города. В нем будет отображаться вся история взаимодействия гражданина с Администрацией Ханты-Мансийска: когда и за какими услугами он обращался, какие документы предоставлял, какой результат был получен.

 СПРАВКА:

Общее количество услуг, предоставляемых населению, на территории города Ханты-Мансийска составляет: федеральных – 899, региональных – 196, муниципальных - 55.

Общее количество услуг, предоставляемых в электронном виде, на территории города Ханты-Мансийска – 117: федеральных – 70, региональных – 27, муниципальных – 20.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку