Немало наших соотечественников уехало за границу в поисках лучшей жизни, но некоторые предпочли вернуться, воочию убедившись в девальвации «европейских ценностей». Одна из них - Марина Керимовна Депнер, старшая медицинская сестра БУ «Ханты-Мансийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»…
Из Германии – в Ханты-Мансийск
Родилась наша героиня на Украине, а в 1984 году ее семья переехала в Сургут. Отец трудился водителем, а мама являлась заместителем директора школы. После окончания 8-го класса девушка поступила в Ханты-Мансийское медицинское училище, по специальности фельдшер. Причины своего выбора объясняет просто:
- А я с детства всех «лечила» – и друзей, и всякую разную живность. Поэтому особо и не размышляла над тем, куда пойти учиться.
В 1990 году она получила распределение в лесхоз Советского района, обслуживала население на таежных участках, куда медиков забрасывали вертолетом. Позже работала в Сургуте заведующей здравпунктом, вышла замуж. Пытливый ум и желание совершенствоваться заставили окончить Тюменский государственный университет и стать дипломированным психологом.
А в начале нового века наша героиня вместе с мужем приняла решение перебраться на постоянное место жительство в Германию – на долгих девять лет, с 2002-го по 2011-й годы.
- Жить там, конечно, можно, но не с моим характером. Пока язык не знала, считала, что все европейцы приветливые – постоянно улыбаются. На самом деле это не более чем притворство, - считает собеседница. – Да и вообще, там я – всего лишь «фрау Депнер», а здесь – «Марина Керимовна». Убеждена в правоте пословицы «Где родился, там и пригодился». Только здесь, в России, живут добрые люди!
Вернувшись на историческую Родину, поначалу работала в Сургуте, а однажды приехала в Ханты-Мансийск, чтобы получить очередной профессиональный сертификат.
- И здесь я вдруг почувствовала себя очень комфортно, - делится воспоминаниями наша героиня. - В Германии мне было мало места, Сургут – большой город, который давит своей массой. А в Ханты-Мансийске я нашла то, что хотела, прежде всего – спокойствие. Поначалу устроилась на работу в «ЮграМегаСпорт», а через полтора месяца увидела в газете объявление о вакансии. И с мая 2012 года я работаю в Центре.
Будничные хлопоты
Утро старшей медицинской сестры начинается с обязательного обхода и термометрии каждого из двадцати двух детей, живущих в настоящее время в этих стенах. Ей необходимо выслушать все жалобы, убедиться в хорошем самочувствии подопечных, проконтролировать своевременный прием лекарств теми, кому они назначены. А потом целый день – подготовка к диспансеризации, оформление медицинских документов, осмотры, беседы, причем, не в составе групп, а чаще всего индивидуально.
- Дети - очень хорошие психологи, поначалу проверяют всех нас, взрослых. Поэтому очень важно «поставить» себя, если уж я сказала «нет», то это - конкретное «нет». Меня воспринимают всерьез, потому что я всегда держу свое слово. Если мы с детьми о чем-то договорились, то они знают, что даже в свой выходной я обязательно приеду и проверю. Поэтому слушаются беспрекословно, - раскрывает секреты общения с подопечными Марина Керимовна. - А вообще с подростками надо разговаривать на равных, ни в коем случае не орать и не ругаться, но чтобы до них доходило.
По ее словам, у всех детей, которые проживают в Центре, тяжелые судьбы, у многих непростой характер, но все они нуждаются в душевном тепле и внимании. К старшей медсестре они тянутся, чувствуя ее отзывчивость. И о каждом она находит добрые слова:
- Многие просто так забегают, про жизнь расспрашивают, своими секретиками делятся. Раньше, когда в Центре проживало больше детей, некоторые девочки интересовались медицинской профессией. Зато мальчишки чаще приходят «по делу» - они гораздо трепетнее относятся к своему здоровью и менее терпеливы.
Словно в подтверждение этих слов на пороге кабинета появился долговязый юноша, торжественно предъявивший на всеобщее обозрение палец с крохотной царапинкой. Тем не менее, ему сразу была оказана срочная медицинская помощь, и проведены все необходимые манипуляции: «рану» помазали «зеленкой».
- Иногда им в большей степени требуется просто ощутить прикосновение заботливого человека, - вздыхает Марина Керимовна. – Потому у меня никогда не было среди них «любимчиков», ведь каждый ребенок подсознательно ждет, чтобы его, наконец, кто-нибудь взял домой. А так я всех помню…
Любовь с косичками
Наработав колоссальный опыт общения с детьми, наша героиня знает массу хитростей из их арсенала:
- Сразу вижу «школьного уклониста», утром заявляющего о своей якобы «высокой» температуре. Стоит только отвернуться, как градусник может оказаться на батарее – это нормально. Сложно, конечно, было во время карантина, я тогда две недели жила вместе с ними. Они - ведомые, если кто-то начинает бузить, приходится отвлекать, переключать его внимание. Хотеть надо, чтобы дети тебя слышали, и они обязательно услышат.
Активно занимаются здесь профилактикой вредных привычек: разговаривают, приводят примеры возможных негативных последствий для человеческого организма. Сказываются на поведении подопечных и «сезонные особенности»:
- У нас сейчас весна, к подросткам приходит первая влюбленность. Девчонки прибегают, жалуются: кавалеры их за косички дергают. Объясняю, что мальчики – глупые, просто-напросто не знают, как обратить на себя ваше внимание, - с улыбкой говорит собеседница. – А вообще-то они добрые.
И показывает любовно сделанную детскими руками аппликацию.
- Таких вот подаренных в свое время работ у меня целая кипа, выбросить - рука не поднимается…
На протяжении всего последнего десятилетия Марина Керимовна не только трудилась в Центре, но и подрабатывала – в детском противотуберкулезном санатории, в отделении ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и т.д.
- В аэропорту работала четыре года. Нет, не страшно было, а интересно, ведь у нас, медработников, иногда в экстремальной ситуации есть считанные минутки для того, чтобы сохранить человеку жизнь. В общем, сейчас на улице со мной чаще здороваются дети и бездомные, которые помнят меня по временам работы в «ночлежке». Они же люди, просто так судьба сложилась. Лишь месяц назад я от всех подработок ушла и позволила себе расслабиться. Надоело попадать домой только для того, чтобы поспать. Дома-то хорошо…
О выборе не пожалела
Дома хорошо, хотя и пусто: в свое время на семейном совете дети приняли решение остаться в Германии. Сегодня Елена - воспитатель детского сада, Эдуард - специалист по ремонту медицинской техники, а Ванесса учится на психолога. До пандемии мама летала к ним по несколько раз в год. Что поделаешь, в отпуск сюда молодые люди приезжать хотят, а вот остаться жить – нет.
В свободные минуты наша героиня любит вышивать, читать бумажные книги, консервировать на зиму, готовить, работать с тестом. Телевидение почти не смотрит, говорит, что жалко времени, позволяет себе только единственный сериал - «След». С большой охотой занимается огородничеством:
- Успешно опровергаю утверждение, что в одной теплице нельзя выращивать перцы-баклажаны-огурцы-томаты. Все прекрасно растет, надо только приложить к этому определенные усилия.
Напоследок поинтересовался у Марины Керимовны, не жалеет ли она о выборе своего жизненного пути – ведь тяжело столько лет сталкиваться с чужой болью, болезнью, страданиями. Вот что она ответила:
- Нет, не пожалела. Конечно, у нас, медработников, профессия тяжелая, но ведь есть и оборотная сторона медали – после обращения к нам человеку же становится лучше. Поэтому не представляю свою жизнь без медицины!
Автор: Андрей Рябов
Источник: Общественно-политическая газета "Самарово-Ханты-Мансийск"