Наталья Славинская уверена, что ее работа - самая лучшая.
Пожалуй, можно назвать счастливым человека, который сумел реализовать свою детскую мечту. И вдвойне счастливым, если он еще помогает окружающим воплощать их собственные мечты, надежды и грезы. Давайте познакомимся с одним из таких людей - Натальей Славинской, начальником отдела реабилитации, иппотерапии и адаптивной физической культуры, инструктором-методистом по АФК и адаптивному спорту конноспортивного клуба «Мустанг».
На пути к своему «Сивке-Бурке»
Лошадь занимает особое место в истории, становлении мировой экономики, даже народном фольклоре, ведь это не только Буцефал с Росинантом, Пегас с Холстомером, но и Лошарик с Коньком-Горбунком. Восторг и трепет охватывают каждого человека, даже если он просто смотрит на коня, скачущего по степи или задумчиво смотрящего вдаль. Что уж говорить про чувства больного ребенка, которому посчастливилось очутиться на спине всамделишного скакуна, пусть даже очень смирного и послушного!
Именно Наталья является такой волшебницей (хоть она сама категорически отказывается от такого «звания»), которая дарит малышу возможность очутиться в сказке, где перед ним самая настоящая «Сивка-Бурка, вещая Каурка» встает, «как лист перед травой».
Мы беседуем на обогретой солнцем лавочке перед площадкой, на которой всадники на грациозных и сильных животных совершают всевозможные экзерсисы – это спортсмены клуба готовятся к предстоящим соревнованиям. Под негромкий перестук копыт Наталья рассказывает о своем пути.
Родилась она в Сургуте, но школьные годы провела в Екатеринбурге. Сколько себя помнит, была без ума от лошадей и хотела связать с ними свою жизнь.
- Наверное, это стремление передалось от бабушки, в хозяйстве которой содержались кони. А вот родители отношения к ним не имели, мама работала кладовщиком, папа - стропальщиком. Лошади – это прежде всего красота, которая запала в мое сердце, - признается героиня. – Страха перед ними у меня никогда не было, сразу почувствовала, что это – мое!
После школы девушка пошла работать в конно-спортивную школу олимпийского резерва, позже окончила университет физической культуры и спорта. И с начала «нулевых» годов занялась иппотерапией - методом лечения и реабилитации посредством адаптивной верховой езды.
Сначала молодого специалиста пригласили в конный клуб Сургута, а в 2007 году - в «Мустанг», который в тот момент только-только образовался.
Посадить в седло папу
- Тогда мы набирали тренерский состав, приглашали первых детей, налаживали связи с другими профильными учреждениями, первых лошадей «направляли в нужное русло». У спорта одни требования, у иппотерапии - другие, поэтому по этим направлениям используются разные лошади, как по уровню подготовки, так и по физическому состоянию, - рассказывает наша героиня.
Имея спортивный разряд кандидата в мастера спорта по конкуру и обладая обширным опытом, она со знанием дела рассуждает о секретах своей профессии:
- Сегодня у нас сложившаяся команда – коневод и инструктор, позволяющая работать слаженно и профессионально, мы понимаем друг друга с полуслова. Поначалу всегда приходится непросто, необходимо добиться, чтобы на занятиях всем было комфортно - и ребятишкам, и инструкторам, и родителям. Для последних особенно волнительно наблюдать за своими детьми со стороны.
В «Мустанг» приходят дети с самыми разными диагнозами. Это и аутизм, и задержка психического развития, и заболевания опорно-двигательного аппарата. Базовый курс иппотерапии предусматривает 15 занятий, для югорчан с ограниченными возможностями здоровья он является бесплатным. В дальнейшем, если есть желание продолжить лечение, то родители оплачивают занятия, что значительно увеличивает шансы больного ребенка на положительную динамику.
- Наша работа строится с учетом психологических особенностей и физических возможностей ребенка, его эмоциональности, усидчивости. Дети все разные, с кем-то взаимодействовать легко, с другими поначалу сложно. Занятие длится полчаса, инструктор сопровождает малышей и всегда находится рядом, - говорит Наталья. - Если после первого знакомства с лошадью ребенок остается довольным, то мы сажаем его верхом, если пугается, то успокаиваем, даем возможность погладить животное, угостить лакомством. Иногда сначала приходится усаживать в седло родителей. Бывает и реакция другого рода – когда после окончания занятия ребенок наотрез отказывается слезать…
Со временем иппотерапия приносит свои плоды. Если у ребенка наблюдались поведенческие нарушения, то общение с животными делает его более уравновешенным и психически стабильным, учит пониманию добра и красоты. А определенные упражнения, выполняемые в ходе верховой езды, укрепляют его мышцы, способствуют скорейшей вертикализации больного.
- Мы, конечно, не волшебники, но положительная динамика наблюдается почти всегда - если есть желание. Например, наши занятия посещала девочка, которая поначалу передвигалась на инвалидной коляске. А после нескольких курсов реабилитации она стала ходить самостоятельно, - в словах тренера слышатся нотки законной гордости. – И таких примеров немало. Другая девочка после нескольких лет тренировок стала профессиональным спортсменом, занимала призовые места на всероссийских соревнованиях паралимпийцев.
О любви и переломах
На взгляд стороннего наблюдателя, в работе Натальи и ее коллег есть две большие трудности. Во-первых, необходимо учесть все нюансы поведения «особенного» ребенка, во-вторых, каждая лошадь – достаточно высокоорганизованное и умное животное, которое обладает своим характером, порой достаточно сложным. Как совместить все эти тонкости?
- Действительно, у нас «многоликая» работа. Лошадь, как человек, обладает своим характером. Для меня она – и партнер по работе, и ребенок, особенно если вдруг захворает. Если лошадь хвостом виляет, то это совсем не от радости, если что-то не делает, значит, что-то с ней не так, если не дает надеть уздечку, значит, болят зубы или ухо. Просто сказать об этом она не может, - вздыхает собеседница. - Сейчас я работаю с двумя лошадьми, их зовут Арканзас и Гузар, а всего у нас в отделе шесть животных, в возрасте от десяти до двадцати лет.
По словам нашей героини, всадник и его конь прежде всего должны стать друзьями, должны понимать, что не может быть одного без другого. Если в этом тандеме человек считает себя главным, то животное работает с гораздо меньшей отдачей. Поэтому всегда выручают любовь, доверие и умение договариваться. А главными качествами всадника должны становиться доброта, терпение, понимание.
Кстати, поощрением для лошади (кроме любви и ласки) является традиционное угощение, в качестве которого служит рафинад, морковка, яблоко или соленые сухарики. Лакомство – это ведь тоже проявление любви…
По стопам Натальи пошла ее дочь Алена, она тоже работает в «Мустанге» тренером по конному спорту:
- Я не собиралась навязывать ей такую профессию, дочь сама сделала выбор. Наверное, сказалось, что с малых лет вместе со мной она приходила к лошадям.
Свое свободное время наша героиня посвящает чтению, просмотрам кинофильмов, прогулкам с собакой в любимом парке имени Бориса Лосева. Хотелось бы ей иметь свой дом с участком, но эта мечта пока остается в категории далеко идущих планов.
А вот покидать Ханты-Мансийск она не собирается:
- За минувшие годы город стал родным и близким, здесь находится любимая работа, и здесь созданы все условия для жизни.
По собственному признанию нашей героини, в профессии она нисколько не разочаровалась:
- У меня самая лучшая работа, даже несмотря на полученные переломы ребер и массу сотрясений да ушибов. Это – мое!
Андрей Рябов
Источник: Городской информационный центр