Итогом лечебного процесса стоматолог-ортопед Сергей Могильников называет улыбки пациентов.
Одно из достоинств провинциального города заключается в том, что все всех знают, и добрая слава о человеке распространяется, как круги по воде. Есть в нашем городе имена-бренды, одно упоминание которых говорит о качестве и надежности сделанной работы. Одно из таких - Сергей Викторович Могильников, врач стоматолог-ортопед Ханты-Мансийской клинической стоматологической поликлиники…
- Интересно, а сколько всего разного рода зубов вы вставили в городе за 33 года работы?
- Не подсчитывал, наверное, целый самосвал протезов. Ну, сейчас протезирую примерно двадцать-тридцать пациентов в месяц.
- Что подвигло вас избрать столь редкую профессию?
- Начнем с того, что родился я здесь, в Ханты-Мансийске, окончил школу №1. Мама работала телефонисткой на окружном узле связи, папа - мастером в СПТУ-8.
К окончанию 8-го класса пришла пора определяться с выбором профессии, но перед поступлением куда-либо нужно было сначала привести в порядок свое здоровье, в частности, подлечить зубы – у большинства северян с ними возникают проблемы. А в поликлинике мне довелось попасть на прием к Александру Юрьевичу Завьялову, который и посоветовал присмотреться к стоматологии, мол, это неплохая профессия. Присмотрелся, понравилось, поэтому поступил в Омский мединститут. А когда причиной преждевременного ухода из жизни моего папы послужили последствия заболевания зуба, я понял, что стоматология – это судьба…
- И после окончания учебы вернулись домой?
- Да, в 1986-м году уже как дипломированный специалист я переступил порог стоматологической поликлиники, которая тогда находилась на улице Гагарина. Впрочем, лечить довелось не только горожан, потому что мы обслуживали огромную сельскую территорию. Много лет выезжали в командировки по деревням: летом - на борту плавполиклиники «Николай Пирогов», зимой - на самолетах Ан-2, автомашинах. Кышик, Согом, Нялино, Сибирский, Кедровый – везде поработали.
Сложнее всего пришлось в начале 90-х годов, когда ортопедия вдруг резко шагнула вперед, и на нас буквально свалилась продукция одной специализированной американской фирмы. Пришлось срочно учиться использовать современные методики, материалы и технологии, появились новые возможности, а в результате и работать стало интересней, и улыбки людей после нашего вмешательства стали краше. Вспомнить страшно, как прежде мы мучились с этим гипсом, а сейчас зубы компьютер делает.
- Изменился ли за это время собирательный характер вашего пациента?
- Пожалуй. Люди стали более требовательными, юридически подкованными, сама жизнь заставляет внимательнее относиться к своему здоровью. Раньше возможностей было мало, сейчас в нашем арсенале самый широкий спектр действий. Пациентов все интересует: а это есть? А это сделать можно?
- Интересно, а бывают необычные пожелания – ну, не знаю, например, какие-нибудь бриллиантовые зубы?
– Случаются. Сейчас век Интернета, поэтому у людей рождаются самые неоднозначные идеи. Правда, не всегда они являются уместными, даже бриллианты со временем потускнеют.
- В советские времена верхом шика считались золотые коронки. Насколько сегодня они популярны?
- Золотые ставят только в том случае, если у человека есть опасения в своем здоровье, например, при наличии заболеваний желудочно-кишечного тракта. Так что золотые теперь ставят редко.
- А какие еще необычные пожелания встречаются в наше время?
- Недавно молодой человек, собравшийся уезжать в Израиль к родственникам, зачем-то потребовал поставить на центральный зуб железную коронку. Пробовал уговорить его использовать что-нибудь естественного цвета, но переубедить не удалось.
Вообще, самое сложное – это общение с пациентами. После стольких лет по работе все аспекты досконально знаешь, а вот каждый человек индивидуален. Поэтому первостепенная задача - объяснить, что собираешься делать, договориться, а потом не бросить на полпути и довести процесс до конца, помочь привыкнуть к новым зубам.
Надо отметить, что наша работа – это усилия целого коллектива, один человек ничего сделать не сможет. Я делаю слепок, который затем изготовят в лаборатории, после чего мы со специалистами обсуждаем его конструкцию, вносим коррективы. Я конечное звено лечебного процесса, итогом которого является улыбка пациента.
- Есть ли у вас профессиональная мечта?
– Наверное, в разные периоды она была разной. Сначала хотелось запустить индивидуальное литье, ведь раньше мы «шлепали» стандартные протезы. Потом хотелось побыстрее освоить керамику и тем самым помочь людям стать красивыми. Без зубов – тяжелая жизнь…
- Назовите самые приятные и неприятные стороны вашей профессии.
- Без сомнения, приятное – это возможность общаться с разными людьми и получать от них эмоциональную отдачу. Ведь благодаря усилиям стоматологов люди начинают жевать, улыбаться, адаптируются к жизни. В работе самое главное, чтобы результат нравился и тебе, и другим.
Неприятно то, что, несмотря на информатизацию, бумаг со временем становится еще больше. Я с компьютером до сих пор воюю, но «победить» его до конца не могу. Молодым коллегам приходится мне подсказывать.
- В стоматологической поликлинике много лет успешно трудится ваш младший брат. Если честно, это результат вашего влияния?
- В свое время Андрей неоднократно заглядывал ко мне на работу, размышлял и прикидывал. А потом успешно окончил Тюменское медицинское училище, в 1993 году пришел в нашу поликлинику в качестве зубного техника, недавно получил высшую квалификационную категорию. Как-то я спросил, не жалеет ли он о своем выборе? Ответил, что нет.
- Бросается в глаза, какие у вас сильные руки. Это «производственные издержки» или результат занятий спортом?
- Руки неслабые, это точно, в нашей профессии иначе нельзя. Впрочем, и спортом я тоже занимался - футболом, лыжами. Но главное мое увлечение – это охота, в основном, ходовая - на рябчика, утку. Как по закону с шестнадцати лет позволили приобрести ружье, так и брожу по тайге. Лес – мое любимое место, хочется порой забраться подальше от людей, подпитаться энергией извне, без этого нельзя. Люблю ковыряться в земле, на участке вся мужская работа - на мне. Могу что-нибудь приготовить, удаются, например, котлеты из щуки. Стараюсь каждые выходные выезжать на рыбалку, и сына с собой беру.
- Мы плавно перешли к вопросу о вашей семье…
- Жена Евгения Ивановна работает медсестрой, старший сын Артем окончил исторический факультет вуза, Захар учится в медицинском колледже на лаборанта, Евдокия в этом году пойдет в первый класс.
Признание
11 июня, в преддверии Дня России, Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Наталья Комарова вручила лучшим из лучших югорчан государственные и окружные награды. За личные заслуги в организации высококачественного медицинского обслуживания населения почетное звание «Заслуженный работник здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» присвоено Сергею Викторовичу Могильникову, «Отличнику стоматологии II степени».
Андрей Рябов
Источник: Городской информационный центр