– убеждена Юлия Валерьевна Надточаева, заместитель начальника ЕДДС города Ханты-Мансийска.
– Вы являетесь заместителем начальника по мониторингу и прогнозированию ЧС. Признавайтесь, какие чрезвычайные происшествия вы запланировали на ближайшее время?
– Во-первых, после изменения штатного расписания я являюсь просто заместителем начальника ЕДДС. Во-вторых, никаких ЧС мы не планируем. На каждой отдельно взятой территории в различные сезоны могут создаваться те или иные риски возникновения ЧС. Ранее для нас, например, актуальным был риск подтопления, критический уровень воды в Иртыше на сегодня составляет 955 сантиметров. Хотя после углубления русла реки и укрепления береговой линии этот риск уже не рассматривается, но мы продолжаем внимательно мониторить ситуацию. Под нашим контролем находится все – от лесных пожаров летом до бесперебойной работы котельных в зимний период.
– Прежде чем говорить о работе, давайте обозначим основные вехи вашей биографии…
– Родилась я в Ханты-Мансийске, папа – нефтяник, мастер буровых работ, мама работала в администрации города. Сама я активную трудовую деятельность начала с четырнадцати лет – в школьных лагерях, детских садиках, озеленителем в «Озоне». Когда окончила школу, то как-то увидела объявление о том, что на почту требуются сотрудники – а мы жили в доме напротив. Попробовала, втянулась – на целых десять лет, пройдя путь от ученика оператора до начальника 11-го отделения.
Правда, был перерыв – четыре года я отработала в ЗАГСе, столько же отлетала бортпроводником, а потом опять ушла на почту. До той поры, пока не осознала, что там необходимо жить практически круглосуточно, что в результате я не вижу собственных детей. В 2015 году была вакансия диспетчера в службу «112», и я решила попробовать. Начинала с должности диспетчера, потом оперативным дежурным и затем старшим, а в 2019 году стала заместителем начальника.
– Какова ваша основная функция?
– Обучение персонала, чтобы сотрудники умели правильно реагировать на любую ситуацию и могли четко ее отработать. Прежде всего нужно умение четко задавать вопросы. Например, при сообщении о пожаре важно узнать любые тонкости, на которые обычный человек не обратит внимания: что видно – задымление или открытое пламя, есть ли в помещении природный газ и многое другое. От этого зависит принятие решения о том, какие службы необходимо в первую очередь направлять к месту происшествия.
– А разве не все – сразу?
– Нет. Допустим, произошло ДТП, есть пострадавшие, значит, необходима скорая. Но если кого-то из участников аварии зажало в автомобиле, его прежде всего необходимо извлечь, а для этого требуются спасатели. А если произошел разлив топлива и есть угроза возгорания? В такой ситуации нужно прежде всего отправить пожарных. Конечно, все экстренные службы выезжают одновременно.
– Велик ли штат ЕДДС и каков объем звонков, которые принимают сотрудники?
– В службе работают 27 человек, на смену заступают по четверо. В сутки принимаем по 300-350 звонков. Поначалу номер «112» не пользовался большим спросом у населения, все по привычке звонили «01» – «02» – «03», а теперь граждане звонят по любому поводу, вплоть до того, как положить деньги на телефон и почему у него не работает телевизор. Мы объясняем, что это экстренная служба, ведь в этот момент кому-то может очень понадобиться помощь в критической ситуации. На любопытствующие вопросы со стороны молодых людей можем посоветовать воспользоваться интернетом, а вот бабушкам не ответим так никогда. Если есть возможность кому-то облегчить жизнь – почему бы этого не сделать? Правда, иногда помочь не в наших силах…
– Какие качества необходимы оператору службы «112»?
– Прежде всего – стрессоустойчивость, умение быстро и самостоятельно принимать верные решения, ведь в экстренных ситуациях он остается один на один с заявителем. В последнее время к нам охотно идет активная и заинтересованная молодежь, к тому же мы недавно переехали в новое здание. Свое пространство мы ждали долго, сейчас у ЕДДС шикарный зал, хорошее оборудование, множество современных информационных систем, в том числе «Безопасный город».
Одними из ее составляющих являются камеры видеонаблюдения и «умные остановки», изображения с камер которых выводятся на экран в оперативном зале. Благодаря этому, скажем, мы видим, что пожилому человеку стало плохо, и можем вызвать скорую помощь. Иногда ребятишки нажимают кнопку экстренного вызова, объясняя тем, что они «просто тестируют» систему, а операторы это видят.
– Можно ли определить, в какое время года накатывает основной вал работы?
– Каждый сезон имеет свои характерные особенности, что зависит от множества факторов, в том числе и от погоды. Круглогодично звонят для вызова скорой, по поводу шума от соседей или из машин под окнами. Сегодня, вон, кошка из окна выпала – выезжали спасатели. Да и люди у нас веселые, любят «просто поговорить», а дети – побаловаться. Иногда звонят: «Спасите, я умираю!», на заднем фоне слышен ребячий смех. Объясняем, что так поступать нельзя, иначе к родителям могут прийти дяди-полицейские.
– Не разочаровались в однажды принятом решении перейти в ЕДДС?
– Всегда интересно узнать, как работает та или иная система. Освоившись на новом месте, я поняла, что это – мое. Я и прежде много работала с самыми разными людьми – что в качестве бортпроводника, что в ЗАГСе, где приходилось сталкиваться и с радостью, и горем. Наверное, чувство сопереживания близко мне, всегда хотелось максимально помочь людям.
– Но как добиться того, чтобы это сопереживание не помешало оператору службы «112» в критический момент?
– Просто не нужно надевать на себя «чужую рубашку», необходимо стараться дистанцироваться от личного и прежде всего выполнить свой долг. Я как раз находилась на смене в тот день, когда мой брат с двоюродной сестрой поехали в другой город. В один момент я лично приняла сообщение о серьезном ДТП с погибшими, а узнав марки и номера машин, поняла, что одна из них принадлежит моему брату.
Я выполняла функции оператора, а потому действовала максимально четко – паниковать нельзя ни в коем случае. Только отправив все службы к месту происшествия, я позвонила на телефон брата, но вместо него ответил сотрудник ГИБДД. Лишь спустя какое-то время перезвонила сестра и сообщила, что брат жив, его увезли в больницу и в итоге спасли, хотя он потерял много крови. В другом случае сотрудница приняла сообщение о пожаре в квартире, где оказались заблокированными родственники, и действовала хладнокровно, быстро и правильно.
– Можете ли припомнить наиболее странные звонки, поступавшие на номер «112»?
– Летом 2016 года я трижды принимала сообщения от очень возбужденного и агрессивно настроенного мужчины, который утверждал, что возле школы стоят мешки, из которых торчат провода, дескать, там все заминировано. Во время разговора я старалась максимально потянуть время – до того момента, когда вместо заявителя трубку взял сотрудник полиции и сказал: «Спасибо, мужчину мы задержали».
Сотрудники ЕДДС стремятся помочь всем в силу возможностей, но мы не волшебники. Я, например, на себе познакомилась с работой спасателей и скорой, когда меня на ночной трассе переехала фура и умчалась дальше. Наверное, вождение автомобиля является моим главным увлечением, если забрать руль, то будет очень печально. Езжу давно, водительские права имею с 18 лет.
– А как же традиционные женские забавы – вышивание крестиком и выращивание огурцов?
– Крестиком – это не мое, да и к земле не тянет. Предпочитаю активный образ жизни, детей приучила к спорту. Горжусь, что мои дети не сидят в телефонах, а проводят время на улице, и вообще, для них я больше друг, чем мама. Вадиму уже 25 лет, он работает и учится, Наталья окончила медицинское училище, сейчас трудоустраивается, младшие учатся в школе № 8, увлекаются спортом: Эвелина – спортивной акробатикой, Лев – тяжелой атлетикой. Дети и родители для меня – главное в жизни. С родителями стараюсь провести больше времени и таким образом дать им радость.
– И, наконец, пара слов о Ханты-Мансийске…
– Я просто люблю этот город, он спокойный, комфортный, удобный для проживания, в котором все доступно и все есть.
Андрей Рябов
Источник: Городской информационный центр