Очередная героиня традиционной рубрики «Спасибо за город» – Ирина Борисовна Белявская, методист, педагог дополнительного образования Детского этнокультурно-образовательного центра. Очень приятно! Давайте знакомиться!
– Родилась я в Березово, выросла в Саранпауле. Папа, Борис Хрисанфович Белявский, был геологом по образованию, а мама, Евдокия Александровна Ерныхова, – математик старших классов, преподаватель декоративно-прикладного творчества. Она происходила из рода казымских ханты и была очень талантливым человеком, глубоко изучала традиционную культуру и написала несколько книг, например, «Конспекты уроков по декоративно-прикладному искусству обско-угорских народов» – ими пользуются до сих пор в округе и за его пределами.
Сама я в детстве очень хотела стать летчиком малой авиации, но мама сказала: ты же любишь возиться с ребятишками – становись лучше педагогом! И отправила в Ленинградский пединститут имени А.И. Герцена, за что я ей очень благодарна. Затем по распределению попала в поселок Лыхма Белоярского района и двадцать два года работала в школе учителем начальных классов, параллельно защитила кандидатскую диссертацию по педагогике.
– Почему вдруг в вашей жизни возник Ханты-Мансийск?
– Пригласили сюда в 2010-м году, чтобы помочь в создании инновационных программ, и я согласилась. В результате наших совместных усилий Центр поначалу стал стажировочной, а затем инновационной площадкой. Принесла свои плоды и методическая работа по подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства, на которых наши сотрудники занимали призовые места. Неоднократно выступала в качестве эксперта по аттестации педагогических кадров системы дополнительного образования.
Многим коллегам недоставало именно педагогической практики, поэтому в мои обязанности входило прежде всего оказание консультативной помощи в вопросах педагогики – выборе приемов работы, методик, педагогических технологий.
За годы работы в Центре я глубоко погрузилась в культуру обско-угорских народов, в чем мне очень помогли, например, мамины книги, ставшие опорой в педагогической деятельности. Настоящим кладезем творчества является замечательное литературное наследие Ювана Шесталова. Кстати, недавно мы получили премию его имени, что очень символично.
– Что и кому вы преподаете?
– Краеведение в школах № 5 и № 9 по написанной мной программе «Родные просторы», знакомлю детей начальных классов всех национальностей с культурой обско-угорских народов, в том числе учу их основам хантыйского языка (казымский диалект).
– А зачем русскому, татарскому, дагестанскому или таджикскому ребенку учить язык ханты?
– Живя на земле обско-угорских народов, необходимо знать хотя бы слова приветствия и названия основных понятий: «Родина», «семья», «дом», моя задача познакомить с культурными традициями исконных жителей этой земли. И детям нравится такое погружение, ведь, знакомясь с традициями коренных малочисленных народов, у ребенка есть возможность сравнить их со своими, происходит некий культурный взаимообмен. Для детей мигрантов культура обских угров стала носителем новой информации, в том числе и о родном доме, в результате в каждом классе формируется некое поликультурное сообщество.
– А сами ребятишки ханты и манси, живущие в городе, знают родной язык?
– Увы, лишь в единичных семьях сохраняют свою самобытную культуру, в большинстве родители не приобщают детей к традициям предков, считают, что для них важнее знать английский язык, чем хантыйский. Городские жители уходят от традиций, за исключением некоторых семей.
– Но ведь вы не ограничиваетесь одним лишь преподаванием основ языка…
– Конечно. Я реализую сразу несколько направлений в работе, одним из которых является познавательный проект «Судьба человека в истории народа». В рамках его я рассказываю молодому поколению о тех уникальных людях, кто внес значительный вклад в развитие системы образования и культуры в регионе. Провела уже четыре крупных мероприятия, посвященных деятельности Аркадия Лоскутова, Андрея Тарханова, Владимира Шесталова и моей мамы Евдокии Ерныховой. Намерена и дальше развивать это начинание, чтобы дети знали свои истоки.
Кроме того, удалось реализовать немало других идей, например, по организации детских конференций «Дорогой предков» (‘Йис ёх йош’), «Помним!», в ходе которых школьники выступали с интереснейшими проектами о своем роде.
– Как вы считаете, почему так важно для детей изучать краеведение?
– Потому что потомки должны знать свои корни, в нас течет кровь наших предков, и зов его имеет силу! Нам никуда не деться от наследия прадедов, мы являемся продолжателями их свершений, реализуем их планы и мечты. И нам надо оказаться достойными их памяти. Мама моя, например, не понимала, как можно сидеть и ничего не делать. Нас в семье было трое, и каждый отвечал за доверенный ему участок работы, приучали к жизни через труд. Современное поколение в большинстве своем лишено этого чувства ответственности.
Кроме всего прочего, папа и мама были великолепными рассказчиками, знавшими истории на все случаи жизни, – эти способности они передали детям. А еще осталась папина рукопись романа о детях военной поры на Казыме, и я считаю своим долгом когда-нибудь его напечатать. Не заглянув в прошлое, не будет будущего.
– Давайте теперь поговорим о планах, мечтах и увлечениях…
– Прежде всего очень хочу, чтобы наш Центр не останавливался в своем развитии, чтобы дети по-прежнему с охотой приходили сюда изучать культуру и традиции коренных народов Югры. Центр для меня – это родной дом, у очага которого всегда тепло. У нас даже родился проект «Люди одного очага», который мы с педагогами начали реализовывать.
Если говорить о личных планах, то намерена понаблюдать, как будут приживаться розы на недавно купленном дачном участке.
Свободное время посвящаю чтению – прежде всего духовной литературы. «Евангелие» дает ответы на любые вопросы, а «Жития святых» показывают неограниченные возможности человека – были бы на то желание и потребность.
– Завершающий традиционный вопрос о Ханты-Мансийске и вашем отношении к нему…
– Этот город дает каждому человеку возможность проявить себя как личность. Семь холмов – это место взлета, которое дарит еще и утешение, и духовную подпитку. Ханты-Мансийск – земля сибирских богатырей, сберегающая давние традиции своего народа!
Источник: Газета «Самарово-Ханты-Мансийск»