За последние 3 года в Ханты-Мансийске произошло почти 600 ДТП, в которых погибло 94 жителя города – Администрация совместно с ГИБДД разрабатывает систему мер

11.03.2014 22:00
Дорожно-транспортные происшествия в Ханты-Мансийске стали притчей во языцех. Столица Югры фигурирует в сводках происшествий с незавидной регулярностью. Город не выгодно отличается даже от крупных центров округа, численностью в несколько раз превышающих Ханты-Мансийск. Например, в Сургуте при населении в 3,5 раза больше, чем в столице Югры, количество ДТП в 2013 году составило 528 аварий, что всего в 2,4 раза выше, чем в Ханты-Мансийске (в 2013 году в окружном центре произошло 214 аварий). В Нижневартовске, численность жителей которого в 2,7 раза больше, чем в Ханты-Мансийске, в прошлом году произошла 351 авария, что превышает лишь на 1,6% статистику ДТП по окружному центру. В других же территориях округа, численностью сопоставимых с Ханты-Мансийском, количество аварий существенно ниже.
На городском форуме жители Ханты-Мансийска обсуждают эту проблему в нескольких ветках, самые популярные называются «Что с аварийностью» и «Доска почета обезьян за баранкой», где указываются госномера транспортных средств нарушителей. Дискуссия ведется горячая, эмоциональная. Водители размещают ролики со своих видеорегистраторов, обличающих тех, кто создает сегодня на дорогах Ханты-Мансийска аварийную обстановку. Сейчас, например, там размещены видео, как «какой-то неадекват на Mazda 6 красного цвета» (дословно с форума) двигается по проезжей части, бесконечно перестраиваясь и подрезая, игнорируя других участников движения, или как мерседес Е844 АК 86, не тормозя, выезжает на красный свет на перекрестке. Пожалуйста, готовый материал для реакции ГИБДД.
Последняя авария на Объездной дороге с участием шести автомобилей и тяжелыми последствиями – погибли двое мужчин, серьезно пострадала маленькая девочка – еще больше всколыхнули город. Ханты-мансийцы откликнулась на сбор средств для двух семей, которые потеряли своих близких в этой аварии. Было много сочувствия и негодования. Но вот только ситуация на дороге, в целом, и на этом конкретном участке, где случилось ДТП, практически не изменилась. Могу об этом судить, поскольку сама являюсь водителем и каждый день проезжаю место этой аварии. Сейчас на этом участке Объездной дороги установлены знаки ограничения скорости движения до 40 км/час, но их добросовестно …игнорирует каждая вторая машина, если не каждая первая. Еще пару недель два ряда автомобилей, скопившись в обеденное время, объезжали груду железа из шести машин, притормаживая, чтобы рассмотреть и качая головами, потому что зрелище было ужасное, а сегодня по-прежнему, прибавляют газа, перестраиваются из ряда в ряд, торопятся домой. Кто же виноват в таком случае? Администрация города? ГИБДД? Дороги? Светофоры? Знаки? Что и кто?

Зоны риска
В Администрации города Ханты-Мансийска за эти два месяца прошел целый ряд совещаний по ситуации с аварийностью на дорогах. Были встречи с общественностью. В ближайшие дни намечено заседание Экспертного совета при Главе Администрации, участники которого, а это все люди опытные, выработают свои рекомендации. Глава Администрации Максим Ряшин дал поручение проанализировать динамику ДТП в Ханты-Мансийске за последние 3 года, выявить существующие в городе очаги аварийности и сконцентрировать на них свое внимание.
Такой анализ был проведен и нанесен на интерактивную карту города, которая размещена на официальном сайте admhmansy.ru в верхнем левом углу в разделе «Интерактивные карты/Улучшим наш город/Информация о ДТП». Любой житель может зайти в Интернет, кликнуть на карту и увидеть, где в городе сосредоточены «зоны риска».
Всего таких очагов аварийности в Ханты-Мансийске 20, в том числе 5 участков, где постоянно гибнут люди. Наиболее опасна с этой точки зрения Объездная дорога, по которой безбожно гоняют ханты-мансийцы, не задумываясь о последствиях.
На участке ул. Энгельса-Объездная в 2011 году было совершено 45 ДТП, в 2012 году – погиб человек, в 2013 году – еще двое погибших. На участке ул. Объездная-Археопарк в 2011 году погибло 2 ханты-мансийца, в 2012 году совершено 13 ДТП, в 2013 году – один погибший. На участке ул. Строителей-Объездная дорога в 2011 году было совершено 12 ДТП, в 2012 году погиб человек, в 2013 году – еще один погибший. Помимо Объездной дороги высоко аварийными являются пересечение ул. Чехова-Строителей, где в 2013 году погибло 2 человека, пересечение улиц Гагарина-Свободы, где в 2012 году также погибло 2 человека.
Необходимо также сказать и о междугородних трассах. На дороге «Нягань-Ханты-Мансийск» в 2013 году погибло 5 человек в результате 8 ДТП, на автомобильной дороге «Тюмень-Ханты-Мансийск» в прошлом году было совершено 11 аварий, в которых погибли 2 человека. Как известно, в феврале этого года на автомобильной дороге «Ханты-Мансийск-Горноправдинск-Тюмень» случилось тяжелое ДТП, в котором погибли оба водителя столкнувшихся машин.
В проведенном анализе в числе видов ДТП фигурируют столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия, на пешеходов, стоящее транспортное средств, а среди причин аварий все те же: несоблюдение скоростного режима, дистанции, очередности проезда, правил проезда пешеходного перехода, перестроения, нарушение сигнала светофора.
Сегодня в Администрации Ханты-Мансийска совместно с ГИБДД разрабатываются мероприятия в двух направлениях. Первое – на основе проведенного мониторинга ДТП еще раз проанализированы дороги и перекрестки, светофоры и пешеходные переходы, дорожные знаки, разметка, ограждения, наличие-отсутствие камер видеонаблюдения, светодиодных индикаторов и т.д. Но не менее важно сегодня и другое - сформировать т.н. дополнительный перечень мер, главная цель которых заключается даже не в том, чтобы ужесточить контроль, а в том, чтобы достучаться до ханты-мансийцев. И в этом вопросе хотелось бы получить поддержку горожан, услышать предложения, идеи, способы, как создать в городе атмосферу общественного неприятия наглости и хамства, грубого нарушения правил дорожного движения, бездумного и безответственного вождения.
Ведь ДТП совершают не пришельцы с других планет, а жители города, которые выходят из своих квартир, офисов и кабинетов, садятся за руль и….превышают скорость, проезжают на красный свет, не включают поворотники, разговаривают по мобильному телефону, не пристегиваются, не пристегивают своих детей, и самое вопиющее – садятся за руль в нетрезвом виде. Это все делаем мы, а не сотрудники ГБДД, чиновники, дорожники или коммунальщики.

Убойная сила цифр
В 2013 году в авариях, произошедших на дорогах Ханты-Мансийска, погибло 44 человека, что на 46,7% (!) больше, чем в 2012 году (29 погибших) и в 2 с лишним раза больше, чем в 2011 году. Что именно приводит к таким тяжелым ДТП? Основные причины – это вождение в нетрезвом виде, превышение скорости и нарушение правил дорожного движения. Качество дорог, перекрестков и дорожных развязок, правильность знаков и светофоров, работа коммунальщиков и дорожных служб – все эти факторы, безусловно, влияют на уровень аварийности, но, имеют второстепенное значение. Главное, что играет роковую роль – это наше легкомыслие и безответственность, пренебрежение и невнимательность, наше «авось пронесет» или «какой русский не любит быстрой езды», наша излишняя самоуверенность, а в некоторых случаях наглость.
Между тем, российские ученые пришли к выводу, что водители не смотрят на дорогу 10% проводимого за рулем времени, причем, от дороги отвлекаются как новички, так и опытные водители. Ученые подчеркивают, что риск аварии увеличивается, когда водители разговаривают по телефону, рассматривают что-либо вдоль дороги или едят за рулем.
Что означает невинный, казалось бы, разговор по телефону за рулем? Оказывается, независимо от того, держит ли водитель телефонный аппарат у уха или общается по громкой связи, его внимание отвлекается, а угол зрения резко уменьшается. Ученые доказали, что водитель при разговоре начинает смотреть только прямо и не замечает, что у него происходит сбоку. Результаты этого исследования показали, что водители, говорящие по телефону, реагируют на изменение дорожной ситуации на 20% медленнее, а половина испытуемых не успевает затормозить при неожиданно переключившемся сигнале светофора.

Камеры наблюдения и предварительного заключения
На одном из последних совещаний, которое провел заместитель Главы Администрации города Ханты-Мансийска Андрей Шашков, присутствовал начальник ГИБДД по ХМАО-Югре Максим Галушков, а также недавно назначенный начальник ГИБДД по городу Ханты-Мансийску Сергей Петренко. Участники встречи подтвердили готовность со стороны Госавтоинспекции включиться в работу по контролю ситуации в окружном центре, но также обсудили и те проблемы, которые сегодня мешают городскому ГИБДД это делать на должном уровне.
По мнению Максима Галушкова, столице Югры не хватает видеокамер. Несмотря на то, что сегодня в Ханты-Мансийске установлены более 100 камер видеонаблюдения, этого, по всей видимости, недостаточно. Поскольку ситуация по Ханты-Мансийску не меняется, встает вопрос о специальном режиме видеонаблюдения, который позволит мониторить практически весь город, и в особенности все основные дорожные развязки и перекрестки. Максим Галушков подтвердил, что и на окружном уровне осознают особую ситуацию с аварийностью, сложившуюся в Ханты-Мансийске. Руководитель ГИБДД округа обратил внимание и на проблему нетрезвых водителей. Только в 2014 году в ДТП фигурируют 6 пьяных водителей. И если скоростной режим, по мнению Максима Галушкова, можно контролировать посредством камер видеонаблюдения, то какими мерами влиять на пьяных водителей? Так и хочется добавить: может быть, другими камерами – предварительного заключения?
Постоянно возникающий кадровый вопрос, связанный с нехваткой персонала наружных нарядов дорожно-патрульной службы, также был поднят на этой встрече. Сегодня город патрулируют 3 экипажа. При этом во время гололеда или снегопада в окружном центре случается до 20 ДТП в день. Всем знакома ситуация, когда приходится ждать по 3-4 часа, пока приедет наряд ДПС для оформления документов по аварии. По словам руководителя окружного ГИБДД, часть этой проблемы могли бы решить аварийные комиссары.
Аварийные комиссары – это сторонние специалисты, привлекаемые страховыми компаниями для проведения на месте ДТП всех тех же действий, что производят инспекторы ГИБДД. Однако этот институт по непонятным причинам слабо развивается, причем не только в Ханты-Мансийске и нашем округе, но и по всей России. Хотя его правовой статус определен вполне конкретно. На основании ст.49 гражданского кодекса создание службы аварийных комиссаров возможно в любой организационно-правовой форме и не требует лицензирования. Для того, чтобы стать аварийным комиссаром даже не обязательно быть юристом, достаточно хорошо разбираться в условиях страхования и назубок знать правила дорожного движения.
Представители ГИБДД заверили, тем не менее, что намерены инициировать рабочую встречу с руководством страховых компаний, работающих на территории Ханты-Мансийска, чтобы поднять тему аварийных комиссаров. Администрация города также примет участие в этой работе. Кроме этого, руководители окружного и городского ГИБДД подчеркнули, что очень заинтересованы в тесном диалоге с городскими властями, готовы общаться с руководством предприятий и учреждений города, общественными организациями, активными жителями, чтобы всем городским сообществом встать на борьбу с нарушителями. Сегодня крупные организации Ханты-Мансийска предлагают свои акции по профилактики дорожно-транспортного травматизма, например, ОАО «Ханты-Мансийский банк». По словам Максима Галушкова, ГИБДД поддержит эти инициативы.
Что же происходит именно в городе Ханты-Мансийске? Почему количество аварий растет? Причем кажется, что каждое новое ДТП, в котором со всей грубой жизненной откровенностью гибнут люди, ничему нас не учит. Как сказала одна моя знакомая из города Кургана: «Удивительно, у нас раз в год в аварии погибнет человек – и весь город потом волнуются и переживает по этому поводу, а в Ханты-Мансийске каждую неделю калечатся, каждый месяц гибнут люди в авариях – а ситуация не меняется». Что еще должно произойти, чтобы мы начали уважать друг друга и ценить свою собственную и чужую жизнь?

Анализ аварийности на дорогах Ханты-Мансийска за последние 4 года

 

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Всего зарегистрировано ДТП

188

176

206

214

Количество пострадавших в авариях

231

220

263

261

Количество погибших в авариях

27

21

29

44

 Основные очаги аварийности на территории города Ханты-Мансийска по итогам топографического анализа в 2013 году

 

Очаги аварийности

Количество ДТП

Количество пострадавших (получивших ранения)

Количество погибших

Автомобильная дорога «Югра» Ханты-Мансийск-Нягань

8

18

5

Пересечение ул. Энгельса-Объездная дорога

15

4

2

Район домов ул. Гагарина 79,95,104,106

17

3

2

Пересечение ул. Чехова-Строителей

13

2

2

Ул. Энгельса, 43

13

4

1

Пересечение ул. Строителей-Объездная дорога

16

3

1

Ул. Объездная дорога -Археопарк

7

2

1

Автомобильная дорога «М404» Тюмень-Ханты-Мансийск

11

10

2

Ул. Тобольский тракт, 2

6

2

2

Пересечение ул. Ленина-Красноармейская

18

5

нет

Пересечение ул. Энгельса-Комсомольская

14

3

нет

Пересечение ул. Гагарина-Свободы

10

5

нет

Пересечение ул. Калинина-Чехова

12

6

нет

Ул. Студенческая, 7-8

9

5

нет

Пересечение ул. Энгельса-Ленина

10

4

нет

Пересечение ул. Энгельса-Пионерская

11

2

нет

Пересечение ул. Чехова-Красноармейская

7

3

нет

Пересечение ул. Чехова-Чкалова

6

2

нет

Пересечение ул. Строителей-Шевченко

10

3

нет

Автомобильная дорога «Иртыш» Ханты-Мансийск-Горноправдинск-Тюмень

2

3

нет

Нина Лазарева

Источник: Управление общественных связей Администрации города
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку