Нужны ли Ханты-Мансийску высотки?

23.06.2014 22:00
В окружной столице завершается работа над Генеральным планом города, который предусматривает развитие Ханты-Мансийска до 2030 года. В конце мая прошли публичные слушания, а в ближайшее время главный градостроительный документ будет вынесен на заседание Думы города для окончательного утверждения.
Между тем вокруг Генерального плана Ханты-Мансийска ведутся горячие споры. Активные ханты-мансийцы, принимающие участие в судьбе документа, высказываются против высотной застройки, их волнует судьба исторической части города, а также сохранность лесов природного парка «Самаровский чугас». На публичных слушаниях группа активистов высказалась за необходимость разработки альтернативного Генерального плана.
Прежде всего, необходимо уточнить, что речь идет не о новом документе, а о внесении изменений в действующую редакцию Генерального плана города 2008 года. Несмотря на то, что Генплан – это документ стратегического планирования и отражает перспективы развитие окружной столицы до 2030 года, не менее важна и его актуальность, «практическая» ценность, так как, по сути, это основной «инструмент» для текущего и перспективного строительства на территории города. Именно по Генплану осуществляется градостроительное освоение территории: планировка, застройка, реконструкция.
Редакция 2008 года давно потеряла свою актуальность и не позволяла вести современную застройку Ханты-Мансийска из-за целого ряда противоречий, что препятствовало принятию решения о строительстве тех или иных объектов. Между тем Ханты-Мансийск за последние два года превратился в строительную площадку. Более 40 строек, причем в большинстве своем, это школы, детские сады и жилье, развернуты сегодня на территории города. В 2013 году были выданы разрешения на эксплуатацию 54 строительных объектов. Сданы в эксплуатацию 28 многоквартирных домов общей площадью 106,8 тыс. квадратных метров. Всего за последние три года объемы жилищного строительства превысили 310 тысяч квадратных метров жилой площади. Кроме жилья в разной стадии реализации находятся порядка 13 инвестиционных объектов: торгово-деловые центры, объекты общественного питания, социального назначения. Без современного Генерального плана дальнейшее территориальное планирование города было бы невозможно. Также как и невозможно привлечение инвесторов, которым нужно четкое понимание, что, когда, как и на каких условиях будет строиться в Ханты-Мансийске.
Как объясняет главный представить компании-разработчика Генерального плана Ханты-Мансийска Игорь Шнайдер, директор по архитектуре, градостроительству и проектным работам ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», были и другие причины: «В наше время для всех российских городов, - а наш институт занимается градостроительной политикой 70% населенных пунктов нашей страны, - характерна депопуляция, уменьшение численности населения. Но Ханты-Мансийск выделился. Не угадали здесь ни роста численности населения, ни объемов строительства. Наоборот, Ханты-Мансийск в этом плане в выгодную сторону отличается, и большинство показателей, связанных и с этнографией, и с демографией, и с объемами жилья, и со структурой города, фактически морально устарели».
Работа над главным градостроительным документом продолжалась почти 2 года. За период подготовки внесения изменений в Генеральный план города Ханты-Мансийска поступило более 300 предложений от застройщиков, инвесторов, предпринимателей и горожан. Все они были рассмотрены и проработаны. Более 90% поступивших предложений были учтены.
Между тем, некоторые ханты-мансийцы открыто высказываются против высотного строительства в городе: «Наш город специфичен и люди тянутся к низкой этажности. Поэтому мы, прежде всего, хотели увидеть в генплане обоснованность 22-х этажных зданий. Однако такого мы в документе не увидели. Разработчики объясняют возникновение многоэтажек в нашем городе увеличением населения до 155 тыс. человек. Но все мы знаем, что большая часть жителей города – приезжие люди, появление которых в основном связано с социальными выплатами, и как только они прекратятся, численность Ханты-Мансийска сразу сократится. И нам непонятно, зачем строить такие огромные здания. Кроме того, в градостроительном документе не учтен еще один момент – ориентир города на въездной туризм. Получается, что если мы поставим в южной части города высотки, то закроем весь привлекательный вид для гостей города», – считает один из представителей общественности.
Что касается высотного строительства, то эти опасения, скорее надуманные, чем реальные. Как подтвердил Игорь Шнайдер, максимальное количество этажей, которое в принципе рассматривается в Ханты-Мансийске в качестве высотного строительства, это 9-12 этажей. Таких «новостроек» - не более 5% от всего планируемого жилищного строительства. Все жилые кварталы высотной застройки рассматриваются только в так называемых «спальных районах», хотя этот термин и достаточно нетипичен для окружной столицы.
«Тем не менее, вопрос справедливый, - высказал свое мнение Игорь Шнайдер. - Мне нравится Ханты-Мансийск и малоэтажный, и среднеэтажный. Это определяет лицо города. Но есть факторы, от которых нельзя отмахнуться. В первую очередь, это касается прибрежной линии, там, где определяется новый контур города. Там без высотного строительства при том темпе, котором развивается города, не обойтись. Это в большой степени оправдано намывными территориями. Но я хотел бы подчеркнуть – вопросы повышенной этажности - это не 20 с чем-то этажей. Мы, как разработчики Генплана, сторонники оптимизации этажности – максимум 9-12 этажей, и то в определенных точках. И Администрация города, наш Заказчик, с нами согласен. Нужно понимать, что инвесторы, получив землю, безусловно, хотят взять с нее максимум квадратных метров, и город получает более дешевые квадратные метры. Это вопрос градостроительной политики. Нашим градостроительным зонированием предусмотрено увеличение этажности только в определенных районах. Мы крайне отрицательно относимся к повышению этажности, например, на территории «Солдатского поля», - заверил горожан главный разработчик документа.
Как прокомментировала начальник Управления общественных связей Администрации города Нина Лазарева: «Вряд ли поймут и примут ханты-мансийцы, проживающие сегодня в старом ветхом жилье, критику тех, кто, живя в благоустроенных комфортных квартирах (а именно они зачастую поднимают данный вопрос), печется об архитектурном облике города, тем более что нарушать его никто, если внимательно ознакомиться с материалами Генплана, не собирается. Это подтверждают и результаты проведенного в рамках общественного обсуждения опроса, которые показали, что 78% ханты-мансийцев (из 250 респондентов) все-таки выступают за активное жилищное строительство, в том числе и за высотные новостройки, лишь бы проблема дефицита жилья стала решаться».
Как уточнили в Администрации города, только в списке общей очередности на предоставление социального жилья числится 2 464 семьи, в том числе 55 семей, имеющих право на внеочередное предоставление квартиры. Каждый год этот список пополняется, поскольку в окружную столицу активно едут переселенцы. Только за 2013 год на учет встало 69 семей - «льготников». «Ежегодно численность Ханты-Мансийска увеличивается в среднем на 5000 человек, - объясняет Ольга Кашина, начальник Управления экономического развития и инвестиций, - за счет внутренней миграции и высокой рождаемости. И эта динамика прироста населения стабильно держится на протяжении последних пяти лет. По приросту населения Ханты-Мансийск входит в десятку российских городов-лидеров, где население каждый год увеличивается более чем на 5%, в прошлом году прирост составил 6,3%».
Для того, чтобы рассуждать о том, хорошо это или плохо для города – высотное строительство, необходимо разобраться в проблематике. Для оценки тех или иных градостроительных решений нужно рассматривать не только красоту, целесообразность или архитектурный облик, но и социально-экономические параметры развития города, прогнозные оценки. Эти решения имеют научный фундамент. То есть с одной стороны, мы говорим: да, Ханты-Мансийск обладает уникальным обликом – низкоэтажная застройка, живописные городские ландшафты, кедровые холмы, Иртыш. С другой стороны, справедливо поднимают вопрос ханты-мансийцы, живущие в ветхом жилье, когда же, наконец, подойдет очередь сноса их дома, сколько можно ждать. А как решить эту проблему, сформировать план по сносу без внятной жилищной политики? А как спланировать строительство жилья в свою очередь без градостроительной политики? Ведь сегодня жилье в городе строится не на бюджетные деньги. Это инвестиционные средства. Чтобы привлечь инвестора, который построит дом на свои средства, ему нужно предложить привлекательные условия: сформированный земельный участок, инженерное обеспечение и т.д. Администрация города провела гигантскую работу, чтобы «раскачать» все замороженные стройки 2,5 года назад и «затащить» сюда инвестора, дав ему гарантии. Только так удалось обеспечить жилищные объемы на уровне 100 тысяч квадратных метров жилья в год, что стало самым высоким показателем в истории города.
Туристической привлекательности города никак не помешают новостройки. И, наверное, так ставить вопрос нельзя: что важнее – развивать туризм или строить жилье? Это все равно, что сравнивать «красное» с «круглым». И, кстати говоря, туризм, как приоритетное направление развитие города, учтен в Генеральном плане. Площадь рекреационно-туристической зоны за счет обустройства набережной реки, дальнейшего благоустройства природного парка «Самаровский чугас», создания новых мест отдыха и объектов туризма, увеличения территорий зеленых насаждений общего пользования, увеличится в 1,2 раза.
Помимо всего прочего, Генеральный план Ханты-Мансийска предусматривает снос более 145 тысяч квадратных метров ветхого жилья. Что касается общей программы строительства новых жилых домов, согласно территориальному планированию Генплана, то к 2030 году она составит 2 990 тысяч квадратных метров, площадь жилищного фонда увеличится в 2,5 раза - с 1805,3 тыс. кв. м до 4650 тыс. кв. метров, а жилищная обеспеченность – с 19,8 квадратных метра до 30 квадратов на человека.
Другая тема – сохранение природного ландшафта города. Как подтвердили авторы новой редакции Генплана Ханты-Мансийска – это базовый принцип документа. «Охрана природной среды и рациональное природопользование – ключевой момент, - говорит Игорь Шнайдер, - в Генеральном плане города учитываются все факторы природной среды, а факторы здесь обильные. Мы говорим о том, что эти особые условия во многих случаях одновременно затрудняют использование территории, требуют специальных инженерных мероприятий, ограничений по застройке и типу планировки, и в то же время создают экологический каркас города в лице большого участка леса. Раздел «Рациональное природопользование» разработан при максимальном выполнении всех требований природоохранных норм, а они у нас самые жесткие в мире, в этом я могу дать гарантию, и одновременно использовании в планировочной структуре всех тех достоинств, который несет с собой этот массив естественной природы. Эти два базовых кита, на которых базируется принцип развития города. Это очень важные гуманитарные составляющие Генерального плана».
Природный ландшафт Ханты-Мансийска, действительно, отличительная особенность города. Более 30% территории занимают охраняемые зеленые пространства. «При достаточно большой площади города в 33 тысячи гектаров, а это большая площадь для такой численности населения, почти 70% территории - с ограниченными условиями застройки, - говорит Игорь Шнайдер. - Это и шумовая зона, и природоохранные территории. Хорошо еще, что сейсмики нет. Эти особенности обусловили наличие тех усложняющих обстоятельств, которые во многом определили выход в восточный район, который сейчас, как вы знаете, базируется на намывных территориях. Намывные территории, кстати, признак очень большой усложненности территории. Я много лет провел в Новокузнецке, где весь центр размещен на намывной территории. У вас выход города на такие сложные территории не случаен. Он обусловлен сложившейся системой ограничений техногенно-природного характера».
Тем не менее, Ханты-Мансийску нужно развиваться и новая редакция Генерального плана города дает понимание, как будет вестись застройка, какие объекты строительства запланированы, в каких районах города. Пожелание горожан в части альтернативного варианта Генерального плана также учтены. Разработчики подтвердили свою готовность разработать так называемый второй сценарий развития событий.
Справка:
Генеральный план развития города Ханты-Мансийска в новой редакции будет представлять собой следующий прогноз по основным направлениям:

Основные направления развития города

Прогноз на период до 2033 года в соответствии с проектом нового Генерального плана города Ханты-Мансийска

Прогноз численности населения

Рост до 155 тысяч человек

Прогноз основных демографических параметров

Рост численности молодого трудоспособного населения в 1,8 раза

Рост численности старшего трудоспособного населения в 1,9 раза

Рост численности основного трудоспособного населения в 1,6 раза

Границы городского округа

33776,2 га

Границы населенного пункта

29 129 га

Площадь жилищного фонда

увеличение в 2,5 раза

Жилищная обеспеченность

 

увеличение до 30 кв. метров жилья на человека

Снос старого жилого фонда

145,3 тысячи кв. метров непригодного жилья

Жилищное строительство

2 990 тысяч кв. метров нового жилья

Строительство детских садов

30 детских садов на 5300 мест

Строительство школ

12 школ на 7480 мест

Иные объекты сферы образования

14 объектов, в том числе 4 – регионального значения

Объекты здравоохранения

11 объектов, в том числе 4 – регионального значения

Объекты спорта

14 объектов, в том числе 1 – регионального значения

Объекты культуры

13 объектов, в том числе 1 – регионального значения

Протяженность улично-дорожной сети

До 400 км


В соответствии с новой редакцией существенные изменения претерпит карта функциональных зон города, содержащая сведения о планируемых для размещения объектах федерального, регионального и местного значения, а также подробную информацию о целях и задачах территориального планирования. Также карта функциональных зон Ханты-Мансийска предусматривает развитие коммунальной и инженерной инфраструктуры города, с учетом развития новых территорий застройки, требующих обеспечения инженерными коммуникациями, электроснабжения.
В связи с чем, в частности, увеличатся площади:
- на 91,3 % жилой застройки, включая индивидуальную застройку с сезонным проживанием и резервную территорию под жилую застройку;
- в 2,36 раза общественно-деловой застройки, что обусловлено развитием системы культурно-бытового обслуживания и статусом столичного города;
- в 3 раза производственно-коммунальной зоны;
- в 1,2 раза рекреационно-туристической зоны за счет обустройства набережной реки, благоустройства природного парка Самаровский Чугас, созданием мест для отдыха и туризма, увеличением территорий зеленых насаждений общего пользования;
- в 4 раза инженерно-транспортной инфраструктуры, что связано со строительством улично-дорожной и инженерных сетей в районах нового строительства, строительством железной дороги, а также реконструкцией и восстановлением улиц и дорог.
Источник: Управление общественных связей Администрации города
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку