Как помочь приезжим школьниками освоить русский язык обсудили на собрании в СОШ № 8 Ханты-Мансийска

13.10.2014 22:00
Ни для кого не секрет, что население Ханты-Мансийска в последние годы значительно выросло за счет активной миграции граждан из стран СНГ. Такие переезды, зачастую, для иностранных семей, решивших стать россиянами, становятся испытанием на преодоление целого ряда трудностей. Это и решение социальных, бытовых и жилищных вопросов, это и проблемы ментального характера, связанные со своими привычками, обычаями, устоями, которые не всегда совпадают. Особо в том ряду стоят и взаимоотношения с русским языком.
Если первый «бытовой» набор проблем решается практическим путем – «есть заработок - есть достаток», то социально-культурная ассимиляция требует и времени, и взаимных усилий обеих сторон – и со стороны приезжих семей, и со стороны общества, в целом. И особую роль в этом процессе играет преодоление языкового барьера, особенно, когда речь идет о детях школьного возраста: ведь помимо владения разговорной речью, которая нужна для общения со сверстниками, им необходима и грамота, «четверки» и «пятерки» по русскому языку.
Сегодня в школах города учатся представители 53 национальностей. После русских, на втором месте по численности находятся ханты и манси, на третьем – татары и башкиры, далее по количеству – украинцы, также немало ханты-мансийских школьников родом из Узбекистана, Азербайджана, Киргизстана и Таджикистана.
Освоить непростые грамматику, лексику и пунктуацию русского языка (русский язык называет простым «сложным» языком), порой, и русскоязычным гражданам нелегко. Но русский язык стоит того, чтобы им овладеть не только с коммуникационными целями. По популярности русский язык находится на 4 месте – на нем разговаривает более 250 миллионов человек в Евразии, кроме этого русский называют «языком литературы», поскольку весомая доля мировой классики писана на русском языке.
Маленькой моделью многонациональной России в Ханты-Мансийске стала восьмая школа. Из 1532 учащихся здесь более 360 - разных национальностей: как выходцев Ближнего Зарубежья, так и представителей малых народностей нашей необъятной Родины. Еще больше приезжих школьников стало в связи с прибывающими в Югру семьями из Украины. О том, как организовать обучение таких детей русскому языку и «грамотно» ассимилировать их в школьном сообществе шла речь на собрании, куда директор школы Вячеслав Михайлович Гончаренко пригласил руководителей национальных диаспор. Именно эти люди, по мнению руководителя образовательного учреждения, могут стать союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Открывая встречу, директор школы Вячеслав Гончаренко сначала продемонстрировал гостям ролик о том, как под крышей общеобразовательного учреждения дружно живут его подопечные - насколько объединяющими могут быть фестивали, где каждый ребенок через танцевальный или творческий номер может поведать историю своего народа, а другие при этом поддержат искренними аплодисментами. «Я всегда повторяю своим детям слова небезызвестного мультипликационного героя: «Ребята, давайте жить дружно!» И нам это, к счастью удается! Искренне убежден, что взаимоотношения между детьми разных национальностей строятся через культурные ценности, а не через политику, как бывает у взрослых», - подчеркнул педагог, обращаясь к участникам собрания.
Он рассказал о том, что проблема изучения русского языка учащимися из семей мигрантов для общеобразовательного учреждения, равно как и для Ханты-Мансийска, в целом, не нова. По его словам, учителям в некоторых случаях приходится в буквальном смысле слова обучать детей с самых азов. «Мы стараемся задействовать по максимуму образовательные ресурсы нашей школы. У нас работает можно сказать единственный в городе учитель, кандидат наук, специализирующийся на обучении русскому языку иностранных ребят. Надо заметить, киргиз по национальности - Укубаев Токтоналлы Укубаевич. Что только доказывает, что овладеть в совершенстве русским языком может представитель любой национальности. Но и таких усиленных методов не достаточно, - считает Вячеслав Михайлович. - Сил и возможностей учителей-предметников с большой нагрузкой не хватает, чтобы проводить работу с каждым, и в том числе с отстающими русскими ребятами».
Самое большее, что может предложить сегодня школа – факультативы по субботам, но это всего лишь минимум, не способный в корне решить задачу обучения русскому языку и как предмету в рамках общеобразовательной программы, и как средству общения со сверстниками. «У нас был случай, когда привели девочку в восьмой класс, а она даже не говорит на русском языке, и при этом мы должны посадить ее в класс вместе с другими ребятами. И мы это делаем. Еще бывали случаи, когда школьник не знал алфавит, или вообще не мог сказать по-русски, как его зовут. И, что самое печальное, родители либо не понимают, либо делают вид, что не понимают, насколько нелегко будет учиться их детям - поделился наболевшим директор школы. - Как избежать таких случаев и как помочь детям, плохо владеющим или вовсе не знающим русский язык, мы и должны решить сегодня. Мы встречаемся не первый раз, и вы как руководители национальных диаспор и национально-культурных объединений города, уверен, можете этому способствовать».
Вячеслав Гончаренко отметил, что работа с мигрантами должна начинаться еще до приезда в Россию. Он попросил представителей диаспор чаще рассказывать своим землякам о том, что следует изучать язык той страны, куда собирается ехать семья. «Нужно заниматься, учиться читать и правильно говорить. Для маленьких есть русские народные сказки, для тех, кто постарше - художественная литература. В России им придется учиться наравне со всеми».
Представители диаспор в свою очередь выразили согласие с доводами, приведенными директором школы. И пообещали усилить разъяснительную работу с земляками. В то же время они отметили свою готовность курировать успехи школьников. «В Ханты-Мансийске есть предприятия, которые следят за успехами детей своих работников и поощряют лучших ребят и их родителей. Например, в Лангепасе нефтяная компания «Лукойл» активно интересуется учебой школьников», - привела пример председатель городского «Культурно-просветительского центра «Гармония» Галина Выдрина.
Не последнюю роль в этом играют вовремя нанятые репетиторы. «Мы организовывали в городе кружок изучения русского языка 11 лет назад и надо сказать довольно успешно. Одна из девочек, у которой были большие трудности с грамотностью, стала отличницей и впоследствии с красным дипломом закончила медицинский техникум. И это не единичные случаи. Иногда дети быстро справляются при помощи внимательных родителей, а иногда и сами, – добавил председатель Азербайджанской общины «Берлик» Валех Адыгезалбеков. - Нужно действительно активнее подключать родителей, ведь многие из них, являясь выходцами постсоветского пространства, говорят на русском языке без акцента. Нужно объяснять им, что необходимо чаще говорить на русском языке дома. Только так можно помочь своим детям».
Сегодня всегда открыты двери для представителей национальных организаций и диаспор в КДЦ «Октябрь». Возникла идея и создания классов на базе Центра дополнительного образования. Галина Выдрина предложила присмотреться к опыту соседних городов. В Сургуте, например, в нескольких школах реализуется программа «Русский язык – как иностранный».
Председатель Совета по делам национально-культурных объединений и религиозных Тагир Аюпов подчеркнул необходимость более тесного сотрудничества общественной организации с городским Департаментом образования. «До тех пор, пока эта задача не закреплена законодательно, мы будем сталкиваться с такими проблемами. В 2015 году выходит новый закон, связанный с закреплением обязанности иностранных граждан знать русский язык при переезде в Россию, на который мы возлагаем большие надежды», - подчеркнул Тагир Аюпов.
В завершении встречи участники заострили свое внимание еще на одной теме - школьной формы. Как рассказал директор, сегодня в восьмой школе действует общий для всех деловой стиль в одежде. Участники Совета по делам национально-культурных объединений и религиозных единогласно согласились с такими требованиями. Они отметили, что это правильный выбор, ставящий детей разных национальностей в одинаковые условия. Не следует забывать, что в конституции написано, что Россия – это светское государство.
Источник: Управление общественных связей Администрации города Ханты-Мансийска
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку