Подробно...

04.07.2011 00:00
День преподобного Андрея Рублева
Год рождения преподобного Андрея Рублева не известен, не известно и его происхождение, исторические сведения о нем скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев. Принято считать, что он родился около 1360 года.

Вся жизнь преподобного Андрея Рублева связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к XVI веку, видит в нем духовного сына преподобного Никона Радонежского, по духу святой Андрей является, несомненно, учеником преподобного Сергия Радонежского.

Живя в высокодуховной атмосфере, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и образцами подвижнической жизни, которые находил в своем окружении. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.

Летопись сообщает, что в 1408 году преподобный Андрей, вместе со своим старшим сопостником и соработником Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня — «Святая Троица» для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.

На протяжении XVI-XVII веков память преподобного Андрея была окружена почитанием. Можно найти свидетельства о духовном признании святости его в строгановском иконописном подлиннике: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные...»

Согласно поздним источникам святые мощи его почивают в Андрониковом монастыре. Память святого праздновалась в Троице-Сергиевой лавре 4 июля в день тезоименитства со святым Андреем Критским.

Канонизирован преподобный Андрей на основании святости жизни, его подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом.

Канонизирован святой Андрей Рублев в год 1000-летия Крещения Руси.
Обретение мощей преподобного Максима Грека http://www.calend.ru/holidays/0/0/2061/
Преподобный Максим Грек (1475—1556), урожденный Михаил Триволис, будучи сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах, побывал в Париже, Флоренции, Венеции. По возвращении на родину прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители.

Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном). В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505—1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека.

Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг. Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.

Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты».

Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.

Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг.

Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий он стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В темнице подвижник написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну...»

Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение.

Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.

Святой преставился 21 января 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало чудес, свершившихся у гробницы подвижника, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.
День памяти геноцида еврейского народа в годы второй мировой войны http://www.calend.ru/holidays/0/0/2184/
В этот день, в 1941 году, на второй день после вступления немецких войск в Ригу, в латвийской столице были сожжены восемь синаног вместе с тысячами евреев. Этот день вошел в историю как «хрустальная ночь».

Впервые же «Хрустальная ночь» — ночь разбитых окон — была организована фашистами в Германии 9 ноября 1938 года. В волне прокатившихся по стране еврейских погромов были убиты 100 евреев, разрушены все синагоги в Германии, разграблены более семи тысяч еврейских магазинов. После этого более тридцати тысяч евреев были брошены в концлагеря.

В этот день «команда безопасности», облив, заранее заготовленную паклю и стены синагоги бензином, хладнокровно подожгла здание. Главная синагога Латвии — Большая хоральная синагога — была уничтожена вместе с находившимися там верующими. Верующих было пятьсот человек...

Акция была выполнена командой под руководством Виктора Арайса. Так называемая «команда безопасности» была организована с приходом фашистов в Ригу 1 июля 1941 года. Записывались в нее добровольцы — в основном, старшеклассники и студенты Латвийского университета. Виктор Арайс — 31-летний молодой и красивый интеллигент, год назад получивший советский диплом юриста. Но ничто не проходит безнаказанно. 10 июля 1975 года, через 34 года после совершения преступлений, германскими властями был разыскан Виктор Арайс, работавший в это время наборщиком в типографии во Франкфурте-на-Майне.

Число убитых этим «пахарем» (фамилия Арайс с латышского языка переводится, как «пахарь») и его подручными исчислялось сотней тысяч, но на суде он лишь сожалел о том, что не удалось расстрелять всех, что остались живые свидетели. Ему вынесли приговор — пожизненное заключение, и в день своего рождения, 13 января 1988 года, в возрасте 78 лет бывший палач Виктор Арайс мирно скончался в тюрьме Кассау.

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку