Подробно...

21.07.2009 00:00

Президент России Дмитрий Медведев 16 июля подписал указ, вносящий изменения в правила поведения государственных служащих. В прессе документ получил название "Восемнадцать заповедей". Буквально на следующий день в "Российской газете" было опубликовано "Наставление" для сотрудников милицейских дежурных частей, утвержденное приказом главы МВД Рашида Нургалиева.

Таким образом, и чиновники, и милиционеры в одночасье получили "моральные кодексы", которые им предстоит тщательно изучить и впоследствии неукоснительно соблюдать. Правда, практически все эти правила представителям власти и так хорошо известны.

В погонах
В российском "Законе о милиции", Кодексе РФ об административных правонарушениях и других нормативно-правовых актах, в сущности, содержатся все необходимые инструкции, которыми должны руководствоваться сотрудники дежурной части в отношении задержанных. И дублированию давно действующих правил в свежем документе может быть только одно объяснение: их регулярные нарушения на практике.

Например, в "Наставлении" напоминается, что если доставленный в дежурную часть гражданин оказался несовершеннолетним, о факте задержания должны быть "немедленно" уведомлены его родители или законные представители. Однако найти и оповестить опекунов или родителей подростка, попавшего в милицию, сотрудникам правоохранительных органов предписывает КоАП. В действительности же, как пишет "Российская газета", подростков зачастую просто отпускают, чтобы не ломать голову над тем, где их держать и куда передавать. И это при том, что и порядок содержания несовершеннолетних (отдельно от взрослых), и варианты дальнейших действий детально прописаны в существующем законодательстве. С ним, между прочим, милиционеры и так должны быть знакомы.

Перечислять можно бесконечно: оказание первой помощи (если она необходима) или вызов медицинской бригады для доставленного в дежурную часть входят в обязанности сотрудников милиции в соответствии с федеральным законодательством, как и обязательное составление протокола о производстве личного обыска или проверка сведений о задержанном в картотеках и базах данных.

Описанный в "Наставлении" процесс контроля за действиями сотрудников милиции также не содержит ничего революционного: контролировать соблюдение правил предполагается двумя основными способами. Первый - это плановые и внеплановые проверки, а второй - работа с обращениями лиц, сообщивших о допущенных по отношению к ним нарушениях.

Для эффективной работы с обращениями необходимо, чтобы о должном порядке действий милиционеров были осведомлены не только сами сотрудники правоохранительных органов, но и остальные граждане. Но этого недостаточно: рядовой россиянин, которого задержали, доставили в дежурную часть, а затем отпустили, в большинстве случаев не станет жаловаться на то, что процессуальные действия проводились в том же помещении, где его держали (а этого делать нельзя), что его не ознакомили с правами (а должны были) или не извинились после ошибочного задержания (в таком случае милиционер обязан принести формальные извинения). Для того чтобы о таких случаях сообщали, необходимо то, что называют "высоким уровнем гражданской сознательности". А эта черта формируется в правовом государстве десятилетиями.

Так что пока остается надеяться на плановые и внеплановые проверки. После печальных событий в московском супермаркете "Остров" проверкам в органах внутренних дел уделяется особое внимание. Однако не следует связывать публикацию "Наставлений" с реакцией общества на действия бывшего начальника ОВД "Царицыно" Дениса Евсюкова: Рашид Нургалиев подписал приказ об утверждении документа почти за месяц до того, как майор Евсюков открыл огонь по посетителям магазина. А опубликован он лишь сейчас, поскольку был зарегистрирован Минюстом только 6 июля.

Без погон
Ранее поведение российских чиновников определялось президентским указом 2002 года, подписанным Владимиром Путиным. Указ Дмитрия Медведева лишь утверждает новую редакцию этих правил, но внесенные изменения существенны. Тем не менее, неожиданных среди них нет: правила просто привели в соответствие с принятым более полугода назад пакетом антикоррупционных мер.

Помимо чисто технических поправок, новая редакция обязывает государственных служащих сообщать начальству и прокуратуре о всех попытках подкупа или склонения к нарушению закона. Отметим, что такой порядок действий уже предусмотрен статьей 9 закона "О противодействии коррупции", опубликованного 30 декабря 2008 года. То же самое касается обязанности чиновника предоставлять работодателю сведения о доходах и имуществе своей семьи и публиковать их при необходимости в средствах массовой информации - об этом говорится в статье 8 антикоррупционного закона. Так что увольнять государственных и муниципальных служащих за нарушения этих положений можно уже давно, просто заметных результатов пока нет. Правда, в последние месяцы в некоторых городах, например, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Омске и Челябинске, начали действовать антикоррупционные "горячие линии", принимающие и анонимные обращения граждан. Но широкого освещения деятельность этих линий не получила, и об уволенных после звонка в администрацию чиновниках никто не слышал.

Из нововведений, связанных с противодействием коррупции лишь косвенно, стоит обратить внимание на призыв к чиновникам во время публичных высказываний избегать обозначения экономических показателей в иностранной валюте. Это касается и сумм сделок с участием резидентов РФ, и стоимости товаров и услуг в России, и макроэкономических показателей. Надо сказать, что еще в 2006 году из Общественной палаты поступало предложение штрафовать чиновников за слова "доллар" и "евро" - по замыслу авторов инициативы, это должно было содействовать укреплению национальной валюты. Правда, оно не нашло поддержки.

В условиях экономического кризиса представителям власти нужно гораздо тщательнее следить за своей речью. Недаром в мае 2009 года Федеральная антимонопольная служба предложила наказывать чиновников за так называемые "ценовые сигналы". Единообразие единиц обозначения экономических показателей в выступлениях и интервью госслужащих, с одной стороны, поможет сравнивать сведения, приводимые разными российскими чиновниками, но с другой стороны, затруднит сопоставления с зарубежными показателями. И то и другое может, в перспективе, ослабить тенденцию к паническим настроениям в обществе. Ведь, согласно закону "О средствах массовой информации", чиновники обязаны предоставлять журналистам информацию. И если газеты можно лишь попросить не сеять панику, то чиновникам можно прямо указать, например, на недопустимость озвучивания в СМИ мнений, не совпадающих с официальной позицией властей.

Издание "Фонтанка.ру" обращает внимание на то, что обновленные правила призывают чиновников не поддаваться влиянию политических партий, и задается вопросом о том, что делать занимающему государственную должность члену партии, которого партийный устав призывает действовать в ее интересах. Однако здесь ни о каком противоречии быть не может - ни одна из существующих партий не принуждает своих членов нарушать закон, а государственная служба в любом случае должна ставиться выше личных политических пристрастий, пусть даже подкрепленных членским билетом.

К сожалению, заставить чиновников и милиционеров придерживаться правил одними только законодательными актами не получится - иначе бы все госслужащие давно стали честными и беспристрастными, а сотрудники правоохранительных органов - вежливыми. Опыт показывает, что для гарантированного соблюдения норм закона необходима эффективная система контроля, причем не только "сверху", но и "снаружи" - со стороны общества и СМИ. Без нее "Наставления" и "Общие правила поведения" рискуют стать лишь формальными напоминаниями о том, как все должно было бы быть.

Автор: Юлия Савицкая 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку