Подробно...

31.05.2010 00:00

   Правительство, занявшись восстановлением Дорожного фонда, расматривает схемы его финансирования. Один из вариантов - отмена транспортного налога и компенсация последующих потерь бюджета за счет роста акцизов на бензин в 2 раза. Минфин пока просчитывает варианты, пытаясь учесть социальную составляющую
    Москва. 28 мая. ИНТЕРФАКС - Правительство может отменить транспортный налог и повысить акцизы на бензин, чтобы компенсировать расходы на финансирование восстанавливаемого Дорожного фонда. Отмена транспортного налога - хорошая новость для тех, кто мало ездит. Но Минфин предупреждает: если будет принято решение в пользу акцизов, то о льготах речи уже не идет.
    Правительство может с 2011 года вообще отменить транспортный налог, заявил вице-премьер Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи в пятницу. 
    "Правительством предусмотрены целевые поступления от повышения акцизов на нефтепродукты, что является мировой практикой, а также введение платы за проезд по автодорогам для автотранспортных средств весом более 12 тонн", - сказал С.Иванов о мерах, направленных на компенсацию выпадающих доходов от возможной отмены транспортного налога.
    На прошлой неделе правительство приняло решение о создании бюджетного фонда для финансирования строительства и ремонта автомобильных дорог. При этом право создавать аналогичные дорожные фонды получат также субъекты Федерации. Как пояснял министр финансов Алексей Кудрин, источниками финансирования станут повышенные акцизы на бензин, сбор платы с крупнотоннажных автомобилей, проходящих по федеральным дорогам. При этом он не исключал, что возможности фонда могут быть повышена и за счет других источников. Таким образом, отметил он, будет существовать смешанный механизм формирования фонда.
    Минфин по поручению правительства уже просчитывает возможность отмены транспортного налога и компенсации его повышением ставок акцизов на горюче-смазочные материалы (ГСМ), сообщил агентству "Интерфакс" начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина РФ Алексей Сорокин.
    "Действительно, вопрос рассматривается. Есть соответствующее поручение правительства РФ по итогам заседания 20 мая, где обсуждался вопрос создания Дорожного фонда, и в качестве одного из источников пополнения фонда предлагалось за счет увеличения акцизов на ГСМ отменить транспортный налог", - сказал он, комментируя высказывания вице-премьера РФ Сергея Иванова.
    По словам А.Сорокина, на проработку данного вопроса Минфину дан месяц. В настоящее время министерство производит расчеты возможных потерь для бюджетов от отмены налога и размера повышения акцизов для компенсации этих потерь, а также того, каким образом данное решение может отразиться на потребителях.
    "Вопрос, в частности, в том, сколько это будет стоить для потребителя, потому что если транспортный налог у нас маневренный в отношении ставок и льгот, то в отношении акцизов на ГСМ - если повысят, то уже никто льгот не получит", - сказал он.
    При этом А.Сорокин отметил, что, по предварительной информации, для компенсации отмены транспортного налога может потребоваться увеличение акциза на ГСМ в среднем в 2 раза. "Мы получили информацию, чтобы компенсировать налог, поскольку акциз есть как положительный, так и отрицательный, то в среднем в 2 раза может вырасти ГСМ", - сказал он, подчеркнув, что данные цифры не окончательные и еще подлежат дальнейшему расчету.
    Он также сообщил, что за 2009 год поступления транспортного налога составили 62 млрд рублей, на 2010 год ожидается еще большая сумма поступления налога. "Надо посмотреть, на сколько процентов поднять планку акциза, чтобы потом эту разницу раздать по субъектам РФ, и какова будет стоимость бензина", - сказал он.
    А.Сорокин отметил, что противники транспортного налога, в частности, говорят о его несправедливости, так как его размер зависит от мощности автомобиля, в то время как большую мощность имеют и недорогие старые машины, а также о трудности его администрирования. В связи с этим появляются идеи заменить налог на что-то более простое - либо включить его в стоимость бензина, либо повысить акциз, что также в итоге приведет к повышению стоимости бензина, сказал он. По словам представителя Минфина, это дискуссионный вопрос.
    "Здесь есть социальный фактор, поэтому вопрос требует обсуждения", - отметил он, пояснив, что получить конечному потребителю какую-либо льготу по стоимости покупаемого им бензина будет невозможно.
    В ноябре прошлого года, когда принималось решение о транспортном налоге, депутаты из фракции ЛДПР предлагали нечто подобное нынешнему варианту. Они предложили включить транспортный налог в розничную стоимость бензина. Но тогда правительство дало отрицательное заключение на эту инициативу. Все налоги уже "приписаны" к субъектам налогообложения и нет причин ломать устоявшуюся практику, указывалось в отзыве правительства на законопроект. И в целом предложения законодателей были плохо проработаны. В частности, в законопроекте не предлагалось какого-либо механизма администрирования нового способа взимания транспортного налога.
    Говоря сейчас о том, какой из платежей проще администрируется, А.Сорокин отметил, что это акциз, так как количество плательщиков более ограничено - "если транспортный налог платят миллионы, то акциз берется с тех, кто перерабатывает".
    Депутаты тогда предлагали установить минимальную ставку налога 3% от стоимости литра бензина, при этом предполагалось предусмотреть возможность увеличения ставки до 5%. Привязка ставки налога к стоимости бензина, по мнению авторов законопроекта, могла бы также позволить осуществлять автоматическую индексацию ставки - в случае повышения цен на нефть и нефтепродукты размер налога также будет увеличиваться.
    Но на тот момент власти не занимались реанимацией Дорожного фонда, и довольно справедливый принцип - "много ездишь - больше платишь" - не получил должного понимания у властей.
    Ну а теперь Минфину придется уточнять темпы индексации ставок акцизов на автомобильный бензин. Ранее они правились с учетом инфляции и уровнем заботы о потребителе, а теперь придется закладываться и на аппетиты восстанавливаемого Дорожного фонда.
    Отметим, что акцизы, как и транспортный налог, принимаются Госдумой при внесении изменений в Налоговый кодекс. Так что есть возможность посмотреть еще один увлекательный спектакль, разыгранный депутатами в защиту потребителей. В ноябре прошлого года история с принятием закона о повышении транспортного налога вышла очень занимательная. Сперва Госдума приняла вариант, который предусматривал повышение базовой ставки налога (кстати не менявшейся с 2003 года) в 2 раза. Также он предусматривал возможность для регионов в 5 раз увеличивать эту ставку и в 10 раз ее снижать. В действующем на тот момент законодательстве было предусмотрено, что регионы могут менять ставку не более чем в 5 раз - как в сторону снижения, так и в сторону повышения.
    А буквально через два дня депутаты отозвали свое творение, и борцы за справедливость, а вместе с ними и субъекты налогообложения в виде владельцев колесных средств передвижения, собрались праздновать победу.
    Но спустя несколько дней, после массового залпа критики и заявлений, законопроект был принят в другой редакции. В обновленном варианте принятого закона (вступил в силу с 1 января 2010 года) обошлись без удвоения базовой ставки, зато регионам предоставлена возможность уменьшать или увеличивать налог не более чем в 10 раз. То есть ответственность за рост этого налога была фактически переложена с федеральной власти на регионы.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку