Фильм, посвящённый Казымскому восстанию

21.08.2007 00:00

Тяжело читать повествование о далеких кровавых событиях, переложить его в киноэпопею — тем более.  Это своеобразная реабилитация людей, боровшихся против произвола власти за право жить по законам своих предков.

«Остяки (ханты — Авт.) терпели советскую власть ровно семнадцать лет. Чашу терпения переполнила последняя капля: красные осквернили святая святых — остров посреди Божьего озера, что в верховье реки Казым, куда до этого не ступала нога чужеземца. И тогда остяки восстали».

Это строки из романа хантыйского писателя Еремея Айпина «Божья матерь в кровавых снегах», посвященного восстанию коренных жителей против советской власти. Произошло оно в 1933—1934 годах и ознаменовалось жестокими репрессиями, казнями, кровью. Эпицентр восстания находился в районе Нумто—Юильска, а волны разошлись по всей северной территории Югры. Против взбунтовавшихся оленеводов и охотников были отправлены регулярные войска, а из Москвы присланы самолеты.

Это исторически-архивное изложение тех кровавых событий. Роман усилен рисунками хантыйского художника Геннадия Райшева, цитатами из протоколов следственного дела «О вооруженном восстании против советской власти туземцев Казымской тундры по статье 58, п.2 УК РСФСР», 1934 год.

«У Светлого озера всего тридцать человек, а дальше основной отряд в 500 человек стоит на Надыме. У всех имеется нарезное и охотничье оружие, есть четырехлинейные винтовки. Разведка звала нас туда же воевать с красными» (Прокопий Молданов).

«К нашим чумам приехали красные. Мой зять Сенгепов Григорий и ненец Енгух были в это время на улице, сразу же стали стрелять. Тогда красные стали стрелять по чумам. Убили Григория и мою жену Егню. Солдат около чумов убито два и два ранено» (Ефим Молданов).

«Когда меня связали, то били по голове, спине, пояснице, держали на холоде по несколько часов. Я им ничего не говорил. Мне дали кружку спирта, я ее выпил и тогда стал говорить все то, что заставлял Молданов, на самом деле я ничего своими глазами не видел» (Павел Артемьев).

«Матерь божья в кровавых снегах» повествует о том же, разламывая сюжет на 4 части — о хантыйской семье, раненой волчице, «белом полковнике» и красном командире. И все же главная героиня — гордая, но жертвенная Матерь детей.

Она потеряла в ходе восстания мужа, почти всех детей, земляков, но находила силы для погребальных обрядов, спасения последнего ребенка — Саввы. Она обратилась за помощью к христианской Божьей матери, к своим языческим богам. Сил не было идти, она ползла, таща за собой волокушу с маленьким сыном.

«Сейчас Матерь посылала мысль-молитву: «Месяц-старик, со своей высоты на меня взгляни, силы мне дай и дух мой укрепи, до человеческого жилья добраться помоги».

Одни из них погибли в застенках тюрьмы, другие бежали на Ямал, в Красноярский край к эвенкам, теряя родственные связи. Еремей Данилович говорит: «Трагедия не коснулась нашей семьи, но о ней знали. Много интересного рассказывал наш зять Иван Степанович Сопочин, эти воспоминания легли в основу романа.

Его дополнили рассказы других родственников, архивные документы, материалы судебного следствия. Еще совсем недавно доступ к ним был скрыт за большими печатями. К сожалению, некоторые данные я получил поздно, и они не использованы в тексте».
Дебют фильма состоится в 2008 году.

— Еремей Данилович, в России, даже бывшем СССР, был всего один художественный фильм на северную аборигенную тему — «Начальник Чукотки», да и то главный герой там — русский. «Божья матерь в кровавых снегах», на мой взгляд, весьма кинозрелищный роман.

— Это так, как и то, что фильмов о жизни, истории коренных жителей Севера нет. Правительство приняло решение о развитии отечественного кино, но создаются в основном детективы. На кинофильм о Казымском восстании пойдут средства из окружного бюджета и частично — федерального.

— Где будут ставить фильм, кто написал сценарий?

— Сценарий написала Римма Ефремова. Она — ханты, родом из Шурышкар, живет в Москве. Историческое прошлое земляков ей близко, потому она и написала интересный сценарий, он пропущен через сердце, написан душой. Мне он понравился, основные подходы к теме тщательно разработаны. Любовная линия на фоне трагических событий в казымской тундре выглядит особенно пронзительно. Режиссер Олег Фесенко предлагает внести в фильм историческую часть о народе ханты. Замечу: этот режиссер хорошо известен в кинобизнесе как автор сериала «Даша Васильева-2» и «Ведьма» по повести Гоголя «Вий». Фильм, над которым он только что закончил работу — «Последняя молитва».

Ханты — древний народ-воин, имевший государственность, ремесла, отстаивавший независимость своих княжеств от завоевателей. Но постепенно Север заселялся переселенцами, сюда шли православные миссионеры, принося с собой веру в Христа. Потому почти в каждой охотничьей избушке, чуме оленевода находилась икона, особо чтимым был образ Николая Чудотворца.

В то же время в лесу устраивались святилища, где ханты молились своим языческим богам. Такое переплетение, точнее, сосуществование двух религий, стычки между хозяевами северной земли и пришельцами — все отражено в фильме. Это полнометражный фильм на 90—100 минут.

— Не получится ли, что главных героев будут играть киргизы или казахи, как югослав Гойко Митич играл индейцев во многих популярных фильмах?

— Артисты на роль главных героев пока не подобраны, но то, что они будут не из Средней Азии — точно. Чем популярнее актер, тем он дороже, я тоже буду участвовать в выборе артистов, творческом процессе. Снимать фильм будут в Белоруссии, что обойдется дешевле. Там специально построят хантыйское поселение, а натурные съемки пройдут на стойбищах в Сургутском районе. Для съемок будут подобраны наиболее типичные представители моего народа, такие, чтобы не боялись кинокамер, могли естественно держаться на съемках. Съемки начнутся уже осенью и через год закончатся.

— Наверно, кинофильм потребует много средств на создание…

— Да, он будет затратным, дорогим, но это оправдано новизной темы.

Автор: Альбина Глухих 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку