Проблемы законодательства в сфере образования

23.10.2007 00:00

В дискуссии приняли участие депутаты, представители Совета Федерации, федеральных министерств и ведомств, органов управления образованием субъектов РФ, представители образовательного сообщества и бизнеса.

Заместитель председателя комитета по образованию и науке Валентина Иванова отметила, что государственно-частное партнерство рассматривается как альтернатива приватизации жизненно важных объектов государственной собственности. Оно обеспечивает механизм привлечения частных инвестиций и институциональное развитие организаций, не давая при этом осуществить приватизацию и перепрофилирование объектов и учреждений.

В ряде отраслей такое партнерство развивается уже более 15 лет и начинает давать положительные результаты. Вопрос о государственно-частном партнерстве в сфере образования пока находится в стадии обсуждения.

"Необходимо найти механизмы, которые способствовали бы привлечению инвестиций бизнеса в образование", - отметила Валентина Иванова. По ее словам, государственно-частное партнерство в сфере образования сталкивается с целым рядом проблем. Прежде всего, речь идет об отсутствии налоговых стимулов. В результате расходы российских предприятий на обучение персонала составляют 0,7% от прибыли, в то время как в западных развитых странах - 10-12%.

Представитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Федор Прокопов сообщил, что РСПП подписал соглашение с министерством образования и науки о стратегическом партнерстве. Документ охватывает области формирования национальной системы квалификаций, национальной системы профессиональных стандартов, системы независимой оценки качества образования и результатов обучения, сертификаций квалификаций, полученных в ходе обучения. Предусмотрено совместное участие в разработке современных инновационных программ профессионального образования. Отслеживается правоприменительная практика закона о фондах целевого капитала, и, по словам Фёдора Прокопова, в начале следующего года, возможно, последует законодательная инициатива по корректировке законодательства.

Фёдор Прокопов, в частности, предложил полностью отнести на себестоимость продукции расходы предприятий по повышению квалификации штатных сотрудников, подготовке и переподготовке как штатных, так и потенциальных сотрудников, а также расходы на финансирование юридически оформленных центров по подготовке и переподготовке персонала.

К расходам предприятий на образование представитель РСПП предложил относить не только прямые затраты на оплату обучения, но и связанные с этим расходы, включая вложения в материально-техническую базу образовательных учреждений, переподготовку педагогов. По словам Фёдора Прокопова, следует увеличить с 50 до 150 тысяч рублей годовую сумму льготы по налогу на доходы физических лиц при оплате обучения. Кроме того, необходимо распространить такую льготу на все формы обучения, а не только на очную, как это предусмотрено сейчас.

Ректор Российской экономической академии имени Плеханова Виталий Видяпин заметил, что изменению законодательства должна предшествовать система экспериментов по всем видам привлечения частного капитала. По его мнению, наиболее действенной формой частно-государственного партнерства в сфере экономического образования является соучредительство.

Против такой формы высказался заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО "Российские железные дороги" Михаил Корвяков. "Мне приходилось работать в зарубежных вузах, но я не встречал там смеси государственных и частных учебных заведений, - сказал он. - Есть или государственные или частные. Мы постепенно теряем звание настоящих высших учебных заведений. В последние годы существования СССР в Москве было 77 вузов, а сейчас - 126. Значит, деньги есть. Почему не сосредоточить их в уже имеющихся вузах, укрепив материально-техническую базу, зачем создавать новые? Можно перечислить десятки организаций, которые создали себе академии, привлекая преподавателей из государственных вузов".

Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Демин отметил, что бизнес заинтересован в партнерских отношениях с учреждениями начального и среднего профобразования, но, "если государство не решит законодательно вопросы бюджетного обеспечения функционирования системы, бизнес может навсегда уйти с этих уровней образования".

По итогам "круглого стола" выработан ряд рекомендаций комитету Госдумы по образованию и науке, правительству, Российскому союзу промышленников и предпринимателей, торгово-промышленной палате, объединениям и союзам предпринимателей, сообщили в управлении по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Государственной Думы РФ.

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку