О наших правах замолвите слово…

26.12.2007 00:00

В редакцию газеты "Новости Югры" поступают письма и телефонные звонки.  На основании этих обращений состоялась «горячая линия» с начальником отдела по защите прав потребителей Ханты-Мансийского автономного округа Любовью Кондрашовой.

— Любовь Васильевна, судя по поступившим вопросам, самая злободневная тема — жилищно-коммунальная. В частности, жители Ханты-Мансийска спрашивают: какие существуют нормы подачи тепла в жилые помещения и кто должен отвечать за их несоблюдение?

— В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, а исполнитель обязан предоставлять их потребителю и производить уменьшение размера платы за коммунальные услуги при ненадлежащем их предоставлении. При предоставлении услуги отопления исполнитель обязан обеспечить температуру воздуха в жилых помещениях не ниже 18 градусов (в угловых комнатах + 20). Указанные требования применяются при температуре наружного воздуха не ниже расчетной при проектировании системы отопления и при условии выполнения обязательных мер по утеплению помещений.
Исполнителем является та организация, с которой квартиросъемщик заключил договор на предоставление услуг по отоплению, и он несет ответственность за некачественную подачу тепла. О факте предоставления коммунальной услуги (отопления) ненадлежащего качества граждане могут сообщить в диспетчерскую службу организации-исполнителя в письменной форме или устно (по телефону). Это сообщение подлежит обязательной регистрации. По факту обращения должна быть проведена проверка (замер температуры воздуха в жилом помещении). По ее результатам составляется акт, который является основанием для перерасчета размера оплаты за отопление. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной оплаты снижается на 0,15 % размера оплаты.

— Существуют ли нормы подачи горячей воды населению, какой должна быть ее температура?

— В соответствии с правилами исполнитель обязан обеспечить температуру горячей воды в точке разбора: не менее 60 градусов — для закрытых систем централизованного теплоснабжения, не более 75 градусов — для любых систем теплоснабжения. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора: в ночное время (с 23.00 до 6.00) — не более чем на 5 градусов, в дневное время — не более чем на 3 градуса.
С претензиями по поводу некачественной подачи горячей воды следует обращаться к организации-исполнителю данной услуги. Данная организация обязана вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг и в течение двух рабочих дней с даты получения жалобы направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении (либо отказе в ее удовлетворении) с указанием причин отказа.
Исполнитель обязан производить уменьшение размера оплаты за горячее водоснабжение при предоставлении данной коммунальной услуги ненадлежащего качества в установленном правилами порядке: за каждые 3 градуса снижения температуры свыше допустимых отклонений размер оплаты снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения; при снижении температуры горячей воды ниже 40 градусов оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Потребитель в случае нарушения этих норм имеет право обратиться к организации-исполнителю с претензией. Порядок обращения такой же, как и в случае некачественной подачи тепла.

— Нередко жители округа сталкиваются с такой ситуацией: соседи сверху решили сменить радиаторы отопления. В результате некачественно проведенной работы вода из отопительной системы хлынула к соседям снизу. Кто виноват в данном случае: хозяин квартиры или организация, проводившая работы по замене радиаторов? Кому следует предъявлять претензии?

— Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности и имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (ст. 1081 ГК РФ).
Исходя из общих положений о возмещении вреда, жильцы, чье имущество пострадало в результате прорыва отопительной системы, вправе предъявить свои требования о возмещении убытков соседям. Они в свою очередь обладают правом предъявить регрессные требования к фирме, установившей некачественные радиаторы.
В случае если замена радиаторов проводилась планово организацией, занимающейся обслуживанием (содержанием) и ремонтом общего имущества в данном многоквартирном доме, пострадавшие вправе предъявить данной организации требование о возмещении вреда, причиненного вследствие некачественно выполненной работы.

— Любовь Васильевна, в некоторых магазинах города наблюдается расхождение в ценах, указанных на ценнике товара с ценами при расчете на кассе. Правомерны ли подобные действия? Кто должен нести за это ответственность?

— Действия продавцов (владельцев магазина) в данной ситуации неправомерны. В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях.
Согласно ст. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименований товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
За нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 14.8 Кодекса Россий-
ской Федерации об административных правонарушениях.

— В одном из магазинов была приобретена цифровая видеокамера. Но инструкции на русском языке к ней не прилагалось. На просьбу обменять камеру продавец ответил отказом, мотивируя тем, что камера в исправном состоянии, а отсутствие инструкции на русском языке — еще не повод для ее обмена или возврата. Как быть покупателю — вправе ли он требовать обмен товара?

— Согласно постановлению правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1037 на территории Российской Федерации запрещена продажа импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке.
Информация о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения на русском языке:
— наименование товара;
— наименование страны, фирмы-изготовителя (название фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита);
— назначение (область использования), основные свойства и характеристики;
— правила и условия эффективного и безопасного использования;
— иные сведения о товарах в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи.
Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
В данном случае продажа цифровой видеокамеры без инструкции к ней на русском языке является нарушением права потребителя на получение информации о товаре. Договор купли-продажи между продавцом и покупателем заключен с нарушением законодательства, и потребитель вправе в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Уважаемые читатели, мы продолжаем принимать ваши жалобы на нарушение прав потребителей. Пишите по адресу редакции: г.Ханты-Мансийск, ул.Комсомольская, 31; телефон 3-31-72. Продолжение темы читайте в следующих номерах газеты

Материал подготовила Наталья БЕЛЁВА


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку