В ближайшем

12.08.2008 00:00

 Даже если автомобиль едет на высокой скорости, это не станет помехой для сверхточной техники. В России разработан уникальный прибор, который может дистанционно определить наличие паров алкоголя в движущихся автомобилях.

В органах внутренних дел надеются, что новое средство вкупе с системой видеофиксации заметно повысит эффективность мер по борьбе с водителями, грубо нарушающими правила дорожного движения, сообщает Русская Служба Новостей. Уже в следующем году устройство может появиться на вооружении сотрудников ДПС.

За комментариями Дни.Ру обратились к заместителю начальника НИИ спецтехники НПО "Специальная техника и связь" МВД России Владимиру Григорьевичу Чернову, который рассказал принцип работы новой системы.

Пока еще рано говорить о том, что новая разработка полностью готова к использованию на дорогах. Сейчас ведется теститрование опытных образцов, а первые предсерийные экземпляры передадут работникам дорожно-патрульных служб в конце этого года, где они продолжат испытания уже "в боевых условиях". Создание прибора вместе с научно-исследовательской работой потребовало инвестиций в размере 21 миллион рублей.

Принцип работы основан на регистрации линий поглощения молекул этилового спирта и продуктов метаболизма (обмена веществ в организме) этанола в своем инфракрасном спектре. Фактически ноу-хау основано на принципах спектроскопии - раздела физики и химии, который изучает воздействие на вещество света или любого электромагнитного излучения, такого как радиоволны. Различные волны несут различные количества энергии и ведут к различным взаимодействиям. Спектроскопия по ряду причин является очень мощным инструментом для обнаружения и анализа молекул. "Каждое вещество имеет свой особенный, присущий только ему спектр. Алкоголь в организме человека – не исключение", - прокомментировал специалист.

"Как известно, каждый человек по-разному "переваривает" алкоголь, однако во время этого процесса появляются характерные продукты метаболизма, их очень много и каждый из них имеет свой спектр. И методом диодно-лазерной спектроскопии их можно идентифицировать в ближнем инфракрасном диапазоне (750 до 2500 нанометров). Таким образом, для идентификации данного спектра, лазер определенной длины волны будет сканировать автомобили. То есть, когда мы на расстоянии пройдемся лучом по автомобилю, то этанол, присутствующий в воздухе, и продукты метаболизма человека испустят свой спектр, который в свою очередь, будет восприниматься и анализироваться очень чувствительными приемниками", - добавил Чернов.

Прибор способен обнаружить "пьяный" автомобиль на расстоянии до 100 метров и при движении самого транспортного средства со скоростью до 170 км/ч. Поскольку посылаемый пучок имеет узкий радиус действия, то исключается факт, что в его зону действия попадет, к примеру, случайный нетрезвый прохожий. По заявлению разработчиков, подобная система безопасна для здоровья водителя и пассажиров. Система работает по принципу дифракционной решетки, где луч будет рассеиваться на некоторую площадь с небольшим количеством энергии в каждой точке. К примеру, для глаз подобное устройство не представляет никакой опасности.

"Поскольку техника высокоточная, то пороговую чувствительность можно регулировать. Нужно учитывать важный момент: разработанное устройство способно определить лишь факт наличия паров алкоголя в салоне автомобиля", - пояснил Чернов. Прибор не в состоянии различить, кто пил, пассажир или водитель. Когда система фиксирует подозрительный автомобиль, практически сразу происходит идентификация номерного знака. Затем эти данные поступают на ближайший пост ДПС, где уже инспектор принимает решение останавливать машину или нет, чтобы провести освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

Большинство подобных устройств будет стационарно устанавливаться в тех же местах, где и стоят камеры слежения, и будет "просвечивать" все проезжающие автомобили. Кроме того, вся информация будет храниться в базе. "События будут документироваться, все тревожные сигналы - оставаться в системе и проверяться. Возможности для взяточничества, таким образом, сократятся", - говорит эксперт. Есть и второй вариант – портативный ручной прибор, который будут выдавать сотрудникам ГАИ.

На данном этапе идет настройка прибора – нужно учитывать большое количество помех, которые существуют в окружающей среде, в том числе грязь, дождь, различные моющие вещества, стеклоомывающая жидкость и т.д., чтобы снизить количество ложных срабатываний.

"Лазеры уже много лет используются для дистанционного обнаружения различных веществ в воздухе. Например, военные таким образом локализуют боевые отравляющие вещества (БОВ), а газовики сканируют утечки метана. Для специалистов не представляет особой сложности настроить систему под определенный спектр. Но нужно учитывать, что для правоохранительных органов такое устройство разработано впервые и аналогов в мире не имеет", - подчеркнул эксперт.

Автор: Сергей Иванов 

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку