Дожить до пенсии

19.08.2008 00:00
При этом в ведомстве Алексея Кудрина считают, что возраст выхода на пенсию можно увеличить с нынешних 60 для мужчин и 55 для женщин до единого уровня в 62,5 года. Такая мера, во-первых, уменьшит долю доживших до пенсии граждан, а во-вторых – сократит срок выплаты пенсий живым пенсионерам.

Эксперты напоминают, что средняя продолжительность жизни мужчин сегодня почти совпадает с пенсионным возрастом. Кроме того, Россия занимает одно из последних мест в мире по ожидаемой продолжительности жизни граждан, достигших возраста 60 лет. Немногим меньше, чем в России, живут старики в Эритрее, Афганистане, Папуа – Новой Гвинее и Северной Корее.

Как сообщили в воскресенье “Интерфаксу” источники в Минфине, в ведомстве уже подготовлен сценарий повышения пенсионного возраста до 62,5 лет для мужчин и женщин. "Мы пока никуда не вносим эти предложения, но расчет такой есть", – сказал источник. "Это неизбежно в какой-то момент, вопрос – когда?" – считает чиновник ведомства Алексея Кудрина. Расчет Минфина показывает, что федеральная казна может сэкономить 0,6% ВВП, которые направляются на поддержку пенсионную систему. Для этого следует с 2015 года по полгода увеличивать пенсионный возраст мужчин и женщин – всего до 62,5 года. Позже экономия будет только возрастать и составит 2,4% ВВП в 2050 году.

Для женщин переходный период занял бы 15 лет, для мужчин – 5 лет. "Дефицит пенсионной системы сейчас отмечается во многих странах, и женщинам поднимают пенсионный возраст, потому что женщины живут дольше", – сказал источник, комментируя опыт других стран. Он также обратил внимание, что доля пенсионеров-женщин в пенсионной системе очень большая. В то же время он отметил, что можно рассматривать разные варианты, в том числе повышение пенсионного возраста женщин с 55 до 60 лет, а мужчин – с 60 до 62,5 лет.

По данным Минфина, в России, в отличие от других стран, доля работающих пенсионеров уже достигла 35%. "Такого нигде нет, работающих пенсионеров должно быть около 10-15%", – считают подчиненные Алексея Кудрина. "Если в стране 35% работающих пенсионеров, то что-то не так с пенсионным возрастом", – полагают чиновники. Впрочем, они и не исключают, что аномально большая доля работающих пенсионеров объясняется крайне низкими пенсиями, которые и заставляют пенсионеров искать работу. По мнению анонимного чиновника Минфина, если не повысить пенсионный возраст, то после 2023 года "вопрос о повышении налогов будет стоять еще острее".

Вопрос повышения пенсионного возраста возник Минфине в связи с разработкой бюджетной стратегии на период до 2023 года, которая должна быть внесена в правительство в течение недели. При работе над этим финпланом в министерстве Кудрина выяснили, что без радикальных мер Россия не сможет обеспечить не только международно признанный минимум пенсий в 40% от заработка, но даже дотянуть их хотя бы до 30% средних зарплат.

"Мы должны не только удержать пенсию на нынешнем уровне, мы должны признать, что сегодня пенсия не соответствует уровню достойной", – заявил журналистам вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, дефицит пенсионной системы является главным вызовом финансовой системе страны на ближайшие 15 лет, и связан с сокращением количества работающего населения и увеличением числа пенсионеров. Если ничего не предпринимать, то коэффициент замещения – то есть отношение средней пенсии к средней зарплате – снизится с 26,2% в 2010 году до 12,5% в 2023 году. Между тем Минфин считает, что пенсию нужно повысить хотя бы до 30% от средней зарплаты.

Чтобы избежать краха пенсионной системы, Минфин предлагает повысить налоги, увеличить отчисления из госбюджета в Пенсионный фонд, а также увеличить пенсионный возраст. "Если мы не будем повышать единый соцналог (ЕСН), то пенсионная система просто съест все остальные расходы", – считает глава Минфина.

С 2005 года максимальная ставка ЕСН была снижена с 35,6% до 26% и введена регрессивная шкала, при которой ставка снижается по мере роста зарплаты. Сейчас с годовой зарплаты сотрудника до 280 тыс. рублей работодатель отчисляет 26%, от 280 тыс. до 600 тыс. рублей – 10%, свыше 600 тыс. рублей – 2%. Теперь Минфин предлагает в 2010 году взимать 26% с годовой зарплаты до 1,1 млн рублей, с зарплаты от 1,1 млн до 2,3 млн рублей – 10%, с зарплаты свыше 2,3 млн рублей – 2%. Кроме того, с 2020 года предлагается повысить максимальную ставку ЕСН с 26% до 29%. По словам Кудрина, если в 2005 году эффективная ставка составляла 24,7%, то по итогам 2007 года – уже 21,5%. К 2010 году эффективная ставка будет на уровне 20%, если не индексировать шкалу ЕСН. Индексация позволит вернуть ее на уровень 2005 года – к 24,7%. "Мы предлагаем вернуть то налоговое бремя, которое уплачивалось предприятиями в 2005 году. Я считаю, это не повышение налогового бремени, это его восстановление", – сказал Кудрин. Он также отметил, что шкала будет индексироваться ежегодно на рост фонда оплаты труда.

Кроме того, Минфин предлагает с 2013 года увеличить ЕСН на работодателей в отраслях с особыми условиями труда, где работники досрочно становятся пенсионерами и получают так называемую профессиональную пенсию. В настоящее время такие пенсии оплачиваются за счет средств, поступающих в пенсионную систему от всех предприятий, а Минфин считает, что пенсии таким работникам должны оплачивать конкретные работодатели. "С 2013 года ставка ЕСН может оказаться индивидуальной по профессиям, по видам деятельности в зависимости от величины расходов на профессиональные пенсии", – сказал Кудрин, отметив, что большинство отраслей "ничего не почувствует". Тем не менее, для ряда профессий ставка ЕСН может вырасти с 26% до 32%.

Еще одна мера поддержки пенсионной системы – это введение с 2010 года страхового пенсионного взноса в размере 3% для тех, кто родился после 1967 года. Взимать этот взнос предлагается с годовой зарплаты до 1,1 млн рублей, а доходы выше этого порога облагаться взносом не будут. Взнос будет зачисляться на накопительный счет гражданина в Пенсионном фонде.

По мнению Кудрина, фактическое увеличение налогов не приведет к уходу зарплат в тень. "К сожалению, не произошло и вывода из тени, когда ЕСН стал 26%, и не произойдет сейчас уход. По-видимому, играют другие факторы больше", – полагает глава Минфина. По его словам, в развитых странах Европы налоги на потребление и социальные платежи составляют 18-28% ВВП, подоходные налоги – 8-10%, а в странах Европы с переходной экономикой – 23-28% и 3-7% соответственно. В России же эти показатели составляют 12,5% и менее 4%.

Для финансирования пенсий Минфин предлагает с 2010 года уменьшить Резервный фонд – с 10% до 6% ВВП. Эти средства будут переведены в Фонд национального благосостояния (ФНБ), из которого и будут осуществляться пенсионные выплаты. По словам Кудрина, источником финансирования пенсий с 2010 года станет постоянный трансферт из ФНБ в Пенсионный фонд в размере 0,6% ВВП. "В некоторые годы трансферт 0,6% ВВП будет формироваться только за счет инвестиционного дохода, но не всегда. Поэтому потихоньку будет уменьшаться и тело фонда", – отметил Кудрин. По расчетам Минфина, полное исчерпание ФНБ произойдет в 2027 году.

Федеральному бюджету также придется увеличить трансферты в Пенсионный фонд, чтобы поддерживать пенсии на уровне 30% от средней зарплаты, считает Минфин. В частности, с 2010 года трансферты из федерального бюджета в 2010 году составят 0,2% ВВП и вырастут к 2023 до 1,1% ВВП, а к 2050 году – до 2,4% ВВП.

Для увеличения доходов казны Минфин предлагает с 2011 года индексировать ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для природного газа на индекс потребительских цен. Аналогичная индексация предусмотрена с 2011 года для ставок всех акцизов, включая моторное топливо.

Большинство независимых экспертов поддерживают пересмотр регрессионной шкалы ЕСН. Однако увеличение других налогов и пересмотр пенсионного возраста они не разделяют. “Предложения Минфина – это признание провала пенсионной реформы, которая фактически сократила пенсии нынешним пенсионерам и одновременно обесценила пенсионные накопления работающих граждан”, – считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. По ее словам, пенсионный возраст в России действительно один из самых низких в мире, однако такой же низкой является средняя продолжительность жизни, а также срок жизни пенсионеров. По ее словам, повышения налогов или пенсионного возраста вполне можно избежать при разумном управлении пенсионной системой.

“Выйдя на пенсию в 65 лет пенсионеры в Европе живут в среднем значительно дольше, чем пенсионеры в России, которые прекращают работать в 60 лет”, – говорит руководитель Центр демографии и экологии человека Анатолий Вишневский. По его мнению, повышение пенсионного возраста возможно только после соответствующего увеличения средней продолжительности жизни граждан.

Между тем сегодня Россия занимает одно из самых последних мест среди 191 страны, по которым есть данные об ожидаемой продолжительности жизни граждан, доживших до 60 лет. Если в более развитых странах мира мужчинам, достигшим 60 лет, предстоит прожить еще 19 лет, а их сверстницам – 23 года, то в наименее развитых странах, соответственно, лишь 15 и 17 лет.
 
В России же мужчинам, достигшим 60 лет, предстоит еще прожить в среднем 14 лет, а их сверстницам – 19 лет. Более низкие показатели характерны только для Папуа – Новой Гвинеи (соответственно, 12 и 14 лет), Эритреи (12 и 15), Сьерра-Леоне (13 и 14), Северной Кореи (13 и 17), а также для Анголы, Афганистана, Либерии, Мали, Нигера, Соломоновых островов, Сомали, Тимора-Лесте, Фиджи и Южной Африки по продолжительности предстоящих жизни для женщин, достигших возраста 60 лет.
 

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку