Можно бесконечно

13.10.2008 00:00

По-разному можно относиться к людям, обделенным здоровьем и, как правило, нашим основным чувством является жалость. Но при общении с участниками фестиваля художественного творчества «Я радость нахожу в друзьях» испытываешь восхищение перед умением инвалидов творить и силой их духа.

Фестиваль делится на две части — концертную программу и выставку декоративно-прикладного искусства. И в каждой из них немало образцов высокого искусства. Получилось так, что экспонаты были выставлены на обозрение еще до концерта, и созерцанием прекрасных вещей можно было наслаждаться в течение двух дней фестиваля.

Я люблю такие экспозиции, где изобразительное и прикладное искусство показаны во всем своем разнообразии, причем фантазия авторов произведений безгранична. Возможно, мое восторженное восприятие некоторых экспонатов не совпадает с оценкой жюри, но оно искренне.

Необычной формы и расцветки вазы ничем не напоминают банальные бутылки, из которых они сделаны. А чего только стоит семейный портрет, вышитый бисером. Его автор Тамара Банникова сумела подобрать не только цвета одежды, но и абсолютно точно соблюсти портретные черты своих родственников. Завораживают взгляд нежные акварели Сапият Акмурзаевой — масляная картина «Грачи прилетели» передвижника Саврасова, скопированная Петром Мнацаканяном…

Останавливаюсь перед скромным пейзажем — сосновая опушка. Темная хвоя деревьев, серое небо. Вроде бы ничего особенного в карандашном рисунке, но была в нем притягательность пасмурного тихого дня. Изюминка затаилась в надписи под картиной. Оказывается, Наталья Остякова не использовала карандаш или тушь, она вышила пейзаж крестиком.

Многие посетители надолго задерживались перед бисерными ожерельями сургутских мастеров. Оторвать взгляд от них трудно — это настоящие произведения ювелирного искусства — облегающие шею, свободно свисающие, плотные, ажурные, разного цвета. Все двенадцать работ даже оформлены в специальные футляры. Каково же было мое удивление, когда я прочитала фамилии мастеров, узнала их возраст. Старшему — 24 года, младшему — 18 лет, причем в основном это юноши. Удивительно, как тонко они чувствуют структуру бисера, как понимают рисунок украшения и сочетание цветов. Жаль, что не приехали на фестиваль ни сами авторы, ни руководитель, собравший их в творческую группу.

Это качество натуры четко выразил Виктор Калинушкин в гимне фестиваля «Я радость нахожу в друзьях». Опираясь на протез, он вышел на сцену с замечательной песней, в которой есть такие слова: «Всем на ощупь нам жить суждено. Духом жизни будьте сильны». Это так созвучно настрою фестиваля. Зинаида Моор — художественный руководитель творческого объединения «Культура» — предложила присмотреться к его картине на сюжет Шишкина «Утро в сосновом бору». Это монументальное произведение представляет четырехслойную объемную картину, выточенную из дерева. Медведица и медвежата выглядят очень натурально. На такую работу наверняка ушло несколько месяцев. Она и заняла первое место, за которое вручили главный приз — телевизор.

Музыкальная программа фестиваля оба дня открывалась хореографическими номерами студентов Ханты-Мансийского филиала Московского университета культуры. Звучала музыка Шопена, Сен-Санса… Ханты-Мансийские терпсихоры танцевали, зрители наслаждались, жюри готовилось судить.
А вот и первый концертный номер. Мегионец Юрий Снегирев играет Моцарта, хрустального гения, как его называли современники. Не знаю, по каким требованиям отбирались концертные номера, но было много таких, от которых замирало сердце и к глазам подступали слезы. Они рассказывали о добре и прощении, сострадании и любви к Богу. «Не время роптать на судьбу» — читал свои стихи сургутянин Алексей Костюченко. Многие инвалиды живут под таким девизом.

Артисты волновались. Это естественное состояние. Наверное, поэтому была предусмотрены присутствие врача, перерывы для отдыха и принятия лекарства. Я присматриваюсь к самодеятельным артистам, сильным людям, которые стараются не поддаваться физической и душевной напасти.
— Мне скоро предстоит серьезная операция, а я поехала сюда петь. Родным сказала, если умру, то чтобы на похоронах пели мои любимые песни, как это я делаю всю жизнь, — признается мне немолодая певица, бывший нефтяник. Она даже улыбается, а глаза смотрят сквозь меня, словно видят что-то особенное. Мне очень хотелось поцеловать мужественную женщину, но не решилась.

— Затем я любовалась «дюймовочкой» Настей Кочетовой, удивляясь, как в таком хрупком теле живет сильный голос. Девушка пела песню из репертуара Софии Ротару, и, честное слово, нисколько не хуже.
Сладкой минутой славы назвал выступления режиссер Леонид Архипов. И правда, каждое сопровождается шквалом аплодисментов, будь то русская народная песня, декламация или танец. Самому старому участнику фронтовику Виктору Башмакову был вручен специальный приз от спонсора фестиваля, а самодеятельному поэту Раисе Переваловой — спецприз от окружного отделения Союза писателей. Эта жительница Югорска издала уже восемь сборников стихов.

В перерыве знакомлюсь с участниками. Нину Бердунову я застала за вышиванием. В пяльцах незаконченный пейзаж: солнце и бесконечное хлебное поле. «Так это же «Рожь» Шишкина!» — восклицаю. Нина Петровна улыбается.

— После неудачной операции к жизни меня вернули Божий храм и вышивание, а после крещения я на поправку пошла. Первая работа, такая наивная — два воробья и сердечко, а вторая — уже серьезная — я изобразила храм.

Подобные истории нередки

— Никогда не брал в руки кисть, а вот после операции на сердце во мне вдруг проснулся художник-пейзажист, а разглядела мои способности Зинаида Моор, — рассказывает Анатолий Буриков.

Еще одна судьба. Александр Викторов из Приобья служил десантником-разведчиком в одной из горячих точек планеты. Он давал подписку о неразглашении тайны своей воинской службы, поэтому страну не назвал. В одном из боев погиб друг. Его смерть настолько потрясла Викторова, что по какому-то озарению свыше в голову пришли стихи. Он и сам был изранен, по его признанию — сущий мешок с костями. Выжил и пошел в церковь. Священник посоветовал подойти к одной из икон.

«Подошел, меня как током стукнуло, и я потерял сознание», — рассказывает Александр Валентинович. Теперь он — неоднократный номинант фестиваля «Филантроп», который проводит Никита Михалков. Тот, познакомившись со стихами Викторова о природе, любви назвал его сибирским Есениным. И сейчас в кармане югорца лежит приглашение на михалковский фестиваль.

Бурные овации сопровождали исполнение современной фронтовой песни «Они где-то рядом» — о погибшей в Чечне роте, который исполнил сургутский дуэт афганца Дмитрия Кузнецова и чеченца Дениса Федулова. Сердце щемило от пронзительного содержания: солдаты погибли, но они все равно где-то рядом с нами. Классические музыкальные номера перемежались бардовскими, русскими, татарскими песнями, несколько песен посвящены Югре, ее городам и поселкам. В одной из них прозвучали строки, что придет время, и все станут добрыми друг к другу — взрослые и дети. Пусть так и будет, пусть россияне не очерствеют душой, несмотря на неустроенность быта, рост цен, бездуховность телевизионных передач, а инвалиды будут всегда окружены нашим вниманием.

Автор: Альбина ГЛУХИХ


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку