Геннадий Селезнев ? за перспективы Югры

02.07.2003 00:00
1 июля в Доме правительства ХМАО состоялась встреча председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Геннадия Селезнева с деловыми кругами.

Геннадий Селезнев поблагодарил губернатора Югры Александра Филипенко за предоставленную возможность побывать в автономном округе. По его мнению, Ханты-Мансийск и другие города округа развиваются бурными темпами. Автономный округ надо не соединять с кем-то, а разъединять. Это мощный донор, и он должен быть еще сильнее.

Приводим комментарий председателя Госдумы Геннадия Селезнева по различным аспектам жизнедеятельности Ханты-Мансийского автономного округа и законотворчества Нижней палаты Федерального собрания РФ.

Власти ХМАО развивают перспективное направление столичного уровня

- Сейчас мы побывали в центре новых технологий, посмотрели, как работают ученые. Это тоже очень перспективное направление. Самое главное, это столичное направление. Программы и идеи, которые предлагаются в центре, должны аккумулироваться в федеральном центре и оттуда инициироваться. Но спасибо властям Ханты-Мансийска, что они поняли — есть такое перспективное направление, надо помочь в его развитии. Мы посмотрели и центр по изучению природных ресурсов, новое кернохранилище, которое наверняка будет самым крупным в России. Сделали вывод, что они созданы по инициативе Александра Васильевича. Исходя из всего этого, видно, что регион не теряет сегодня своих позиций среди всех российских регионов. И он должен развиваться дальше.

Правительство РФ должно строить федеративное государство

- Вы знаете, что мы завершили весеннюю сессию. Она была непростой, около 110 законов было нами рассмотрено, хотя в портфеле их свыше 500. Следующая сессия у нас будет более напряженной, поскольку вы знаете, что выборы в государственную Думу состоятся 7 декабря. Сроки сессии будут перенесены в связи с выборами. Сессия будет бюджетная, правительство сейчас готовит бюджет, поэтому мы выстроили график таким образом, чтобы, не взирая на предстоящие декабрьские выборы, успеть пронести по всем циклам рассмотрение бюджета. Закон большой, на него требуется около ста дней, чтобы все процедуры прошли нормально, без всякой гонки и спешки. Но, несмотря на все, я думаю, что мы уложимся. Уже не в первый раз совпадает сессия и бюджет. Я думаю, что для нас будет не проблема организовать работу, чтобы ничего в законодательстве не срывать. По новому регламенту две недели осенью мы будем работать в Москве и две недели в территориях.

Есть два сложных закона, о которых сегодня нас спрашивали журналисты округа, это законы, непосредственно связанные с органами субъектов Федерации и законы о местном самоуправлении. В свое время, когда эти законы готовились, мое мнение состояло в том, чтобы их рассматривать в пакете. Два президентских закона и два правительственных. Президент эту идею поддерживал, но вместе с тем правительство не торопилось разрабатывать два своих закона. Сегодня уже по сути дела рассмотрены во втором чтении законы, внесенные президентом, и нет законов, которые должно внести правительство, потому что президентские законы я называю административно-политическими, а правительственные — финансово-бюджетными, которые и подвести должны нас в конце концов к тому самому бюджетному федерализму, о котором мы говорим на протяжении многих лет, но пока до которого мы никак не можем добраться. Сегодня на случайно упрекают российское правительство, что оно строит не федеративное государство, а унитарное. Это нарушение Конституции, мы этого не должны позволять делать, когда все вначале начинает стягиваться в центр, а потом через разные фонды, субвенции направляется вниз по регионам. Мы никак не можем, в конце концов, определиться, какие налоги должны оставаться у органов местного самоуправления, как большой налог расщепляется на части, оставаясь в субъекте РФ, и какую долю должен забрать федеральный центр. Вроде бы принцип был понятен — 50 на 50. Но на протяжении последних трех лет этот принцип грубо нарушается. Сегодня уже есть регионы, которые получают 37 процентов, а 63 процента идут на федеральные центры. До сих пор не удается навести нормального порядка и выстроить нормальные федеративные отношения в части бюджета. Сегодня еще одну новацию выдвигает правительство, которая уже публично кое-где засвечивалась, — это все централизовать на центральное казначейство. Только что создали казначейские органы на местах. И сегодня вдруг хотят все зацентрализовать, и опять, чтобы только московское казначейство распоряжалось бюджетными деньгами. Я считаю, что это совершенно неправильно, я об этом говорил и министру Кудрину и в Думе этот вопрос ставился. Но витает такая идея. И я думаю, что субъекты федерации не поддержат такой вариант, чтобы все бюджетное финансирование шло через центральное казначейство. Осенью у нас также будет введена жаркая полемика как раз тех законов, которые внесет правительство, и как они будут сопрягаться с теми законами, что мы рассмотрели, как мы говорим законы, внесенные группой Козака. С этого и начнется осенняя сессия. Мы получили очень много отрицательных отзывов от субъектов федерации и большое количество поправок, которые не были поддержаны при рассмотрении. Законы по сути дела не улучшились, они могут внести большую путаницу. И еще можно ни один год раскручивать этот клубок, если мы особенно в органах местного самоуправления наделаем ошибок. Вспомните, как долго приживался закон о местном самоуправлении, в конце концов, он вроде стал понятным. Но сегодняшние нововведения могут вернуть нас на восемь лет назад. И мы еще будем после этого восемь лет разбираться с этими органами местного самоуправления.

Изменения в Налоговом кодексе не должны ущемлять регионы

- Как раз в последние дни перед закрытием весенней сессии были приняты новые законы, связанные с налогами, — бюджетообразующие. И в Налоговом кодексе опять появились изменения, сегодня идет тоже большая полемика вокруг того, что делать с налогом с продаж. По нашему закону он должен прекратить собираться с первого января следующего года, но пока не найдено замещение. В субъектах федерации идут большие потери, замещающих пока налогов нет. Поэтому я не исключаю, что осенью будет внесено предложение, иметь закон об отсрочке снятия налога с продаж еще на два года. Этот налог одним очень важен, одним — не очень. Например, депутаты от Москвы сказали, что в месяц будет выпадать два миллиарда рублей. Конечно, это ощутимо, но чем заменить, пока не ясно. По единому социальному налогу мы тоже еще не определились. Пока он остается в том варианте, в котором есть. Но я думаю, что здесь тоже будут искаться подходы, каким образом работать с этим налогом.

Вернуть нормальный дорожный фонд

- По поводу акцизов, вы помните, что у нас происходило по дорожному фонду. Без конца возникает вопрос, чтобы все-таки вернуть нормальный дорожный фонд. Потому что те годы, когда он отсутствовал, показали, что количество строящихся дорог сократилось и строительные коллективы, которые были подобраны и оснащены мощной техникой, развалились. Россию без дорог представить нельзя, поэтому это тоже те вопросы, которые будут появляться, будем к ним возвращаться. Хотелось бы просто найти общую точку с правительством. Но пока оно категорически против возвращения дорожного фонда. Так как из дорожного фонда очень много воровалось, много было не учтенных средств, расчеты с дорожниками шли через разные бартерные операции. Но сегодня все расчеты идут живыми деньгами, но если кто-то нарушает законы, для этого есть другие органы, которые должны ставить преграды и разбираться с конкретными должниками.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку