Подтянем пояса?

29.08.2003 00:00
Версии разные, но, в большинстве своём, пессимистичные. Чтобы как-то прояснить ситуацию, мы обратились к заместителю мэра города, начальнику Департамента управления финансами Александру Перевалову.

- Александр Константинович, объясните, пожалуйста, из-за чего в городском бюджете возникла столь существенная разница между поступлениями и тратами?
- Начнём с того, что изменились межбюджетные отношения. Для балансировки бюджетов округ передал городу свою долю сборов от налога на прибыль в размере 14,5 процентов. (По закону в муниципальном образовании остаётся лишь два процента сборов по этой статье). Естественно, в связи с передачей, в городском бюджете резко возросла доля собственных доходов. Если в прошлом году от налога на прибыль было получено около 60-ти млн. рублей, то в бюджете текущего года доходы по этой статье предусмотрены в размере 515 млн., в связи с чем план по собственным доходам на этот год возрос до 1 млрд. 244 млн., рублей.
Здесь нужно учесть, что основанием для расчётов стал 2002-й год. Однако, после вступления в силу
нового Налогового кодекса, ситуация кардинально изменилась. Юридические лица, частные предприниматели «по полной» пользуются предоставленной возможностью минимизировать налогооблагаемую базу и относят на затраты всё, что только можно. Поэтому налоговые сборы снижаются, несмотря на фактическое увеличение выручки, объемов производства предприятий. (Если сравнивать с тем же 2002-м годом, отчисления от прибыли сократились примерно в два с половиной раза). Подчеркну, что поступления от налога на прибыль составляют порядка 40% доходной части бюджета, и перекрыть отставание другими источниками доходов не представляется возможным. (Замечу, кстати, что эту статью специалисты традиционно относят к разряду самых «труднособираемых» и «труднопрогнозируемых» налогов. - И.А.). За первое полугодие отставание составило 137 млн. рублей. Сумма для бюджета Ханты-Мансийска весьма значительная, и перекрыть её за счёт поступлений по другим источниками доходов нам не удалось.
Конечно, пытаемся стабилизировать ситуацию. Частично кассовый разрыв между доходами и расходами сократили за счёт бюджетной ссуды, которую Ханты-Мансийск взял у округа. Это позволило нам пройти первую половину года с напряжением, но без каких-то особых осложнений.
Кроме всего прочего, городской бюджет нынешнего года был утверждён с дефицитом в 124 млн. рублей. И уже в первом полугодии запланированные расходы не были обеспечены доходами на 99 млн. А на 1 -е августа это отставание увеличилось - с учётом дефицита - ещё на 40 млн. рублей. И сейчас уже около 140 млн. рублей расходов не подкрепляются доходами.

- То есть, единственным и естественным выходом из положения стало сокращение бюджетных трат?

- В соответствии с Бюджетным кодексом (статья 229), при невыполнении плана доходов органы местного самоуправления (в данном случае -администрация города) в праве ввести режим сокращения расходов. Правда, только на 10%. При сокращении расходов свыше 10%, согласно действующему законодательству, необходимо решение законодательной власти, т.е. Думы города.
Да, во втором полугодии объем поступления доходов больше, нежели в первом. И мы надеемся, что хотя бы часть тех «выпадающих» доходов компенсируется. Но, с другой стороны, и расходы во втором полугодии выше.
В целом по году мы ждём, что разрыв между расходами и доходами составит порядка 250 млн. рублей.

- Как сокращение расходов отразилось на учреждениях и организациях, которые финансируются из городской казны?

- Нам удалось благополучно провести летнюю отпускную кампанию, обеспечить отдых детей. Всё, что было запланировано по защищенным статьям бюджета города, профинансировано в полном объёме и своевременно. Задержек с выплатой зарплаты и отпускных работникам бюджетной сферы не допустили.
Если бы сейчас не был введён режим сокращения расходов, то уже с 15-го ноября нам нечем было платить зарплату. Поэтому секвестр, хотя он очень болезненно воспринимается, необходим. Мы обратились к бюджетополучателям с просьбой самим дать предложения по сокращению расходов. Но из 170-ти миллионов рублей, на которые мы предполагали урезать расходы, на добровольной основе «набралось» лишь около 30-ти млн. Мы были вынуждены, что называется, волевым методом довести до каждого бюджетополучателя задание по сокращению.
Но, отмечу, что оно коснется, прежде всего, незащищенных статей. Придётся в чём-то ограничиться: уверен, что в любом учреждении есть возможности для сокращения, оптимизации расходов.

- Не отразится ли сложившаяся ситуация на образовательных учреждениях? 1-го сентября начнётся новый учебный год...

- Финансирование, в связи с сокращением расходов, мы приостанавливали только на три-четыре дня. А работы по подготовке школ к началу учебного года не прекращались, поскольку заявки на эти цели исполнялись в рамках утвержденных ассигнований.
При изменении ситуации в положительную сторону, режим сокращения расходов, конечно, будег отменён.

Записала Ирина АЛЕКСАНДРОВИЧ

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку