Как управлять природными ресурсами в России

28.10.2003 00:00
Сегодня в России действует более 200 федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере. Но чёткого представления ни у власти, ни у бизнеса на этот счёт нет. Дискуссии, наверное, могли бы ещё продолжаться, но президент торопит: удвоить к 2010 году валовый продукт, о чём Владимир Путин неоднократно заявлял, можно лишь при эффективном использовании природных ресурсов. Известно, что 50 процентов валового дохода страны формируется за счёт этого богатства. Пожалуй, главным итогом только что прошедшего в Госдуме семинара-совещания по вопросам природопользования стал вывод: управлять ресурсами мы научимся, когда точнее определим ответственность регионов и центра. ЗА ВСЁ ОТВЕТЯТ ГУБЕРНАТОРЫ Как отметил в своём выступлении председатель комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Александр Беляков, за последнее десятилетие страной приобретён и положительный, и отрицательный опыт в сфере природопользования. Сегодня в России отношения в области природных ресурсов регулируются законом “О недрах”, Лесным, Водным кодексами и другими федеральными законами. Однако значительное количество норм действующих редакций федеральных законов в области природных ресурсов и природопользования зачастую не содержит механизмов их реализации и мер ответственности за их нарушение либо вступают в противоречия с действующим законодательством. Главное сегодня, как считает глава думского комитета, добиться соблюдения “баланса интересов государства, регионов и бизнеса”. Но чтобы достичь этой цели, необходимо находиться в том правовом поле, которое было создано за последние десять лет. “И тогда всё получится”. Беляков отметил, что в разных странах баланс интересов государства, бизнеса и регионов достигается разными методами. В Канаде, например, недрами управляют субъекты Федерации, в России же природные ресурсы — федеральная собственность. И это совсем неплохо. Главное — выработать эффективные механизмы управления этой собственностью. Но именно здесь начинаются сбои. На семинаре Беляков предложил свой рецепт управления. Надо, сказал он, чтобы президент страны заключал договор с губернаторами или президентами республик на делегирование функций управления федеральной собственностью с полной юридической, материальной и политической ответственностью. И эти люди будут от имени Федерации осуществлять управление в регионах. По мнению Белякова, так можно устранить двоевластие. О РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПОТРЯСЕНИЯХ И ЧИНОВНИЧЬИХ МОЗГАХ Выступивший на совещании заместитель председателя правительства Ханты-Мансийского автономного округа Владимир Карасёв считает, что управлять природными ресурсами мы научимся только в том случае, если перестанем совершать революционные преобразования. Новый закон о недрах, по мнению Карасёва, не имеет ничего общего с соблюдением баланса интересов государства, бизнеса и регионов. Он ликвидирует полномочия субъектов Федерации, отменяет “принцип двух ключей”. А это значит, что регионы отстраняются на своих территориях от управления ресурсами. Этим займётся федеральное министерство. По мнению Карасёва, чтобы понять последствия таких преобразований, достаточно вспомнить конец восьмидесятых годов, когда советская модель управления, построенная на единовластии, рухнула и объёмы добычи катастрофически упали. “Допущенные тогда ошибки в управлении будут стоить нашей стране ещё нескольких сотен миллиардов долларов. Исходя из наших расчётов до 2050 года из-за обвала в конце 80-х мы потеряем 4 млрд тонн добычи”, — заключил Карасёв. Он также отметил, что новый законопроект не ставит все точки над “i” в вопросах взаимоотношений недропользователей и государства. Например, нужно ли согласовывать с органами госвласти, выдающими лицензии, техническое задание на проектирование, разработку, обустройство месторождения? Карасёв заметил, что 80 процентов проектных документов по добыче нефти не выполнялись ни сегодня, ни в советское время. “В развитых странах, — продолжил он, — жёстко регламентируются вопросы добычи. Нельзя не только добыть меньше указанных в проекте объёмов, но и больше нельзя. У нас таких выверенных расчётов никто не делает, от проектов легко отступают. Сегодня мировые цены на нефть достаточно высоки. В Ханты-Мансийском автономном округе в позапрошлом году добыли 196 млн тонн нефти, в прошлом — 209 млн тонн. В 2003 году скорее всего будет 228 млн тонн, что по объёмам добычи соответствует четвёртому месту в мире. Но когда-то цены на нефть пойдут на спад. Как мы к этому готовимся? Когда я руководству одной компании сказал, что им неплохо было бы сегодня создать фонд, который лет через пять можно было бы использовать для поддержания добычи на стареющих месторождениях, в ответ услышал: но ведь лет пять у нас есть! Вот такая стратегия”. По мнению Карасёва, прежде чем кардинально менять законодательство, неплохо было бы определить приоритеты. Мы хотим как можно больше денег получить от добычи углеводородного сырья или, соблюдая технологические процессы, сохранить природные ресурсы для потомков? “Сегодня мы залезли в карман наших внуков”, — так охарактеризовал политику в отношении природопользования Владимир Карасёв. Он также отметил, что пока государство, пытающееся определить политику в отношении природопользования, проигрывает в интеллектульном соревновании с корпоративными знаниями и умениями. “Если мы не можем собрать налоги в полной мере с компаний, значит, у нас, чиновников, плохо работают мозги”. Карасёв также посоветовал коллегам не строить иллюзий в отношении зарубежных компаний, пришедших на российский рынок. “В России они работают не так, как у себя дома, а так, как это принято в России. Если мы позволяем уходить от налогов отечественным компаниям, эти же лазейки будут находить и иностранные корпорации”. ЧЕМ ВЫШЕ ЗАТРАТЫ, ТЕМ НИЖЕ НАЛОГ От имени думского комитета по природным ресурсам и природопользованию Александр Беляков заявил, что его комитет будет вносить в закон “О недрах” поправки, предусматривающие уже на этапе выдачи лицензий наличие договоров со строго прописанными взаимными обязательствами между государством и разработчиками недр. Это “правило двух ключей” должно предусматривать лишение лицензий на добычу природных ископаемых в судебном порядке, в случае нарушения договора одной из сторон. Участники семинара также высказались за дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых. Сегодня законодательство не стимулирует добычу нефти на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами. Но, как сказала на семинаре заместитель начальника департамента налоговой политики министерства финансов РФ Анна Салина, вскоре может появиться абсолютно новый налог в области природных ресурсов. Минфин разрабатывает проект поправок в Налоговый кодекс, вводящих так называемый налог на дополнительные доходы (НДД). Ставка налога будет рассчитываться из рентабельности нефтедобывающих компаний: чем выше затраты, тем ниже налог. Действие НДД, по расчётам Минфина, должно привести к дифференциации налоговой нагрузки на добывающие компании. По мнению участников семинара, также требует совершенствования действующее водное законодательство, необходимо вносить поправки, обобщающие опыт землепользования в рыночных условиях, в Лесной кодекс. В ходе обсуждения участники призвали законодателей выработать механизм участия органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований в контроле за рациональным использованием объектов недропользования, лесных и водных ресурсов. Как считают участники семинара, дискуссию о том, как лучше управлять природными ресурсами в России, пока не следует прекращать. Источник: "Новости Югры" - Ольга Маслова

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку