Пресс-конференция. Ситуация сложная, но подконтролем

23.10.2003 00:00
По его словам, ситуацию в городе сегодня вряд ли можно назвать радужной.

- Валерий Михайлович, как можно охарактеризовать сложившуюся в Ханты-Мансийске ситуацию?

- Ситуация не такая простая, как кажется. Если говорить в целом, то промышленность в городе – та, которая есть - работает достаточно стабильно. Жизнь в городе тоже стабильно идёт. По крайней мере, мы стараемся всё для этого делать: это дороги, садики и школы, жильё, инженерная структура, вода, канализационные сооружении. Это социальная сфера - наши инвалиды, ветераны, различные молодёжные программы, студенческая жизнь, всё это мы стараемся удержать на том хорошем уровне, которого удалось достичь.
Хотя здесь есть определённые нюансы, которые заставляют принимать не совсем популярные решения. Например, только что мы обсуждали вопросы о приостановке многих объектов в связи с отсутствием финансирования. Это касается садиков, школ, инженерных сетей, и в целом текущего содержания городских учреждений и предприятий.
Да, сегодня строятся дороги, но для этого нами был взят вексельный кредит, который пока ничем не обеспечен. Был взят также вексельный кредит под строительство детского комбината № 8, который тоже пока ничем не обеспечен. Сегодня эти вопросы не решены в Правительстве округа, хотя обещание такое нам было дано.
Для строительство шестой школы мы были вынуждены также брать вексельный кредит, поскольку старое здание в прямом смысле на грани развала. Стройку мы начали, но сегодня вынуждены её остановить, так как продолжать строительство просто не на что.
И сейчас в целях экономии буквально с понедельника, то есть с 20-го октября, вводится блокирование текущих финансовых расходов по многим культурно-досуговым мероприятиям. Это, к сожалению, необходимо сделать, потому что в противном случае в ноябре- декабре мы не сможем выплатить зарплаты учителям, бюджетникам и другим службам.

- Валерий Михайлович, в чём причина возникновения такой ситуации?

-
Ситуация так складывается потому, что тот бюджетный план, который был доведён до нас окружным правительством на 2003-й год идёт с недовыполнением плана сбора налогов на прибыль. Такое положение существует во всём округе, но Ханты-Мансийску приходится особенно трудно. Мы входим в число четырёх территорий, где особо остро ощущается невыполнение налога на прибыль. В частности, за девять месяцев этого года недовыполнение составляет порядка 190 миллионов рублей. Ожидаемый прогноз на конец года по консолидированному бюджету таков: нам не хватит где-то 100-150 миллионов рублей. И потому, чтобы не выпустить ситуацию из-под контроля, мы вынуждены сейчас блокировать расходование средств по программе «Столица», которая каждый год реализуется в Ханты-Мансийске, как административном центре округа.
Вот такая сегодня ситуация.

- И какие в таком случае перспективы у города в следующем году?

- Мы пытаемся сегодня спрогнозировать реальную ситуацию, учитывая, что бюджет 2004-го года доводится до нас Правительством округа фактически таким же, что и бюджет-2003. Дефицит бюджета - 114 миллионов рублей, доходная база - с теми же налогами, в том числе и налогом на прибыль. Они (налоги) достаточно «выразительно» показали себя в текущем 2003-м году. И потому всё это чревато нехорошими последствиями, поскольку динамика платежей налога на прибыль достаточно отрицательная, и у меня вызывает сомнение, что налог с физических лиц, который поступает в казну сегодня с перевыполнением где-то на 100 миллионов рублей, «перекроет» отставание, которое имеется по налогу на прибыль.
Хотя мы работаем и с налоговой инспекцией, и с плательщиками, которые находятся в Ханты-Мансийске. Но при этом надо сказать, что в последнее время практически все промышленные предприятия снизили платежи по налогу на прибыль, в том числе страховые компании и банки.
Исходя из всего этого, можно сказать, что перспектива 2004-го года для Ханты-Мансийска далеко не столь оптимистична, как нас пытаются уверить работники окружного правительства.
Фактически, по всем остальным видам налогов план перевыполняется, но эти цифры настолько малы, что не могут сравниться с недовыполнением по одному налогу – налогу на прибыль.
В первом полугодии окружное Правительство компенсировало нам потери по прибыли в сумме порядка 130 миллионов рублей. Но даже при этом всё равно к концу года нам не хватит 100-150 миллионов рублей. Хотя мы надеемся, что по аналогии с прошлым годом, в четвёртом квартале этого года денежных поступлений в бюджет будет больше. Но их все равно не хватит, чтобы перекрыть дефицит.

- Валерий Михайлович, губернатор на последнем заседании правительства отметил, что в целом по округу планируется сокращение объёмов капитального строительства примерно в два раза. В связи с этим, будут ли в Ханты-Мансийске вводится в строй хотя бы какие-то объекты? Особенно те которые находятся в завершающей стадии?

- Знаете, очень часто главы муниципальных образований, депутаты окружной Думы задают вопросы: «Почему столько много средств выделяется окружному центру?»
Я на это всё время отвечаю: «Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения того, что конкретно для Ханты – Мансийска, для его жизнеобеспечения выделяется?. И когда мы смотрим в этом разрезе, то в основном это здания окружного значения: Дом дружбы народов, театрально-концертные комплексы, институты. А на те объекты, которые необходимы для повседневной жизни горожан: инженерные сети, детские садики, школы, дороги, жильё – средства выделяются непропорционально с тем, чтобы выровнять жизнь города, решить копившиеся годами проблемы.
И мы в этом году не от хорошей жизни взяли кредиты, чтобы как-то попробовать удержать ситуацию. Ведь рождаемость в Ханты-Мансийске самая высокая в округе рождаемость! До 9-ти лет у нас 13,5 тысяч детей, все последние годы наблюдается значительный естественный прирост. То есть молодёжь верит в будущее и надеется, что всё будет прекрасно и хорошо!… Но мы по большому счёту последние 30 лет ничего не делали, чтобы обеспечить это будущее, не строили школы, садики, те комплексы, которые позволяют молодёжи где-то проводить досуг.
Сегодня спортивными сооружениями Ханты-Мансийск обеспечен на 15-20 процентов, школами на 47 процентов, садиками – на 35 процентов… В последнее время письменные обращения на мое имя по поводу ситуации с детскими садами и предоставления мест составляют процентов 25 ежедневной почты. Также обстоит дело и на приемах по личным вопросам. Земля, жильё, детский сад…

- А перспектива следующего года?

- В своё время, когда 2001-2002-м годах в бюджете города был профицит, мы начали строить те объекты, которые сегодня пытаемся ввести в строй: это 1-ая школа, 8-ой детский сад, 6-я школа, ДК «Октябрь», многие инженерные сооружения. Сегодня профицита нет. А есть та ситуация, которую я уже обозначил. Остаётся только надежда на окружной бюджет.
И потому могу сказать, что в 2004-м году 1-ая школа введена в строй не будет, 8-ой садик сдан в эксплуатацию не будет - нет средств. Не включаются в план строительства работы на 6-й школе. Так что ситуация серьёзная.
В Ханты-Мансийске сейчас порядка 320 тысяч квадратных метров ветхого жилья. И если в этом году какое-то жильё мы сумели ввести в строй, то на следующий год по фенольному жилью ориентировочно нам выделяется 1 миллион рублей, по ветхому жилью - 10 миллионов рублей. Вот и представьте, как за эти средства можно решит вопрос по ветхому и по фенольному жилью. Хотя понятно, что и в целом по округу объём строительства сокращается с 11-12 миллиардов рублей до 5-ти миллиардов. Так что ситуация тяжелая.

- Валерий Михайлович! А каково сегодня положение с единственным находящимся в завершающей стадии строительства домом по программе МЖК? Ведь этот дом до сих пор не введён, хотя это было намечено на август - сентябрь. Хотелось бы услышать основную причину подобной ситуации?

- За два с половиной года, что строится этот дом, окружной бюджет оплатил 100 процентов своей доли, городской бюджет также оплатил 100 процентов. Полностью выплатили свои доли и сами члены МЖК. А подрядчик говорит, что им нужно ещё 23 миллиона, чтобы закончить строительство. Парадоксальная ситуация!... В прошлом году в этом же кабинете мы собирались с руководителями МЖК и подрядчиками. У руководства МЖК на тот момент было десять квартир на продажу для того, чтобы реализовать их и за счёт полученных средств достроить объект. Они сказали, что будут сами решать этот вопрос. А буквально неделю назад господин Червяков - руководитель этого МЖК - появился у меня и полностью расписался в своей неспособности довести дело до конца…
И теперь городская власть пытается решить еще более усложнившуюся ситуацию. Можно было отказаться от решения проблемы, но это же молодые семьи нашего города, поэтому приложим все усилия. Кроме участия в окружной программе, мы организовали городской МЖК со строительством двух домов. На данный момент поступило более 300 заявлений, и их прием пока вынужденно прекращен. То есть молодежь поверила в это дело и на этом фоне остановка строительства объекта, которое начиналось по окружной программе, не делает чести руководителям МЖК.

- На прошлой пресс-конференции вы говорили, что вели переговоры с Госстроем России о выделении средств из федерального бюджета на переселение людей из ветхого и фенольного жилья. Удалось ли получить какой-то результат в итоге?

-Мы уже получили 17 миллионов рублей из Госстроя в этом году и договорились ещё на 25 миллионов рублей по этому году. Документы сейчас в стадии оформления. Работаем и по 2004 году, потому что и в последующем предстоит работать с федеральным правительством в этих направлениях.

- В 2006 году уже вступает в силу новый закон о местном самоуправлении. Специалисты уже говорят о том, что на месте 22 муниципальных образований в округе их будет около 100. Что произойдёт с МО Ханты-Мансийск в плане финансовых и административных возможностей?

- Закон принят уже в третьем чтении, его подписал президент, документ опубликован. Закон большой, ёмкий, он радикально изменился по сравнению с первыми чтениями. Но Закон не начнёт действовать в полном объеме, если не будут внесены поправки в бюджетный и налоговый кодексы. До февраля 2005 года должны пройти процедуры по разграничению полномочий и передаче имущества между Федерацией, субъектами и муниципальными образованиями. С февраля по ноябрь 2005-го года должны пройти выборы на муниципальном уровне в представительную и исполнительную органы власти. При этом глава города или мэр может избираться как на общей основе, так и из членов представительного органа. Всенародно избранный мэр имеет право руководить представительным органом, но в этом случае он не имеет права руководить исполнительной властью. В Законе подобных подробностей и деталей прописано очень много и во многом ситуация в том или ином муниципальном образовании будет зависеть от того, какой Устав на местном уровне будет принят. Решать же вопросы о делении и о границах муниципального образования – это право субъекта федерации.

- Какая судьба ожидает Ханты-Мансийскую птицефабрику? Известно, что она испытывала трудности в работе и речь шла о том, чтобы её обанкротить и даже закрыть?

- Отвечу на данный вопрос несколько иначе, шире. Я убежден, жизнь любого территориального образования должна быть в максимальной степени самообеспеченной. Что мы в последнее время для этого делаем? Восстанавливаем производство рыбоконсервного предприятия: с 50 тонн подняли добычу до 600 тонн и предполагаем в следующем году взять планку в 1000-1,500 тонн рыбодобычи. На территорию бывшего РЖСК переводим производственные площади рыбокомбината и устанавливаем холодильник на 500 тонн, что позволит даже без глубокой переработки выйти на 1000 тонн добычи. Параллельно решаем вопрос о консервной линии и линии по выработке косной муки, которая является необходимым и дифицитным на сегодня кормом для птицефабрик как в нашем регионе, так и в целом по России. Могу с удовлетворением отметить, что многие деревни Ханты-Мансийского района ожили благодаря наращиванию мощности рыбокомбината, так как создано уже пять рыбоучастков, оснащенных холодильным оборудованием, прочими расходными материалами. В этом году в развитие рыбокомбината город вложил порядка 6 млн. рублей. Сейчас это предприятие вышло в разряд рентабельных и есть реальная уверенность, что завтра оно будет прибыльным, способным налогами пополнять бюджет города. А самое главное - поставлять качественную продукцию горожанам.
К этому добавлю, что сегодня мы ставим вопрос о том, чтобы в дополнение к рыбокомбинату и рыбоучасткам, начать заниматься дикоросами. Думаю, что в следующем году мы сможем запустить и это направление.
Следующее направление деятельности – поддержка и развитие птицеводческой отрасли. Население города должно быть обеспечено, независимо от какой-либо другой территории, свежим яйцом и куриным мясом. С этой целью проводим реорганизацию птицефабрики «Югорская» в птицеферму, сменили руководящий состав. Себестоимость яйца с 25 рублей снизилась до 15-19 рублей, как следствие прекратилось затоваривание продукции на складе предприятия. Сегодня выработка яйца составляет 6 млн.120 тыс. штук и отмечен рост по сравнению с 2002 годом на 20%.
Третье направление – обеспечение мясной продукцией собственного производства. За два года при поддержке городской власти окрепло фермерское хозяйство, в котором сегодня имеется 600 голов свиней, 200 - крупнорогатого скота, есть перспектива и возможность роста. Здесь так же, как в рыбном хозяйстве, необходима организация не только реализации мяса, но и его переработки. Поэтому сейчас решаем вопрос по приобретению компактного оборудования мясопереработки для выпуска колбасных и иных изделий.
Что касается производства хлеба и хлебобулочных изделий, то здесь тоже идет процесс обновления, так как оборудование нашего старейшего хлебекомбината в крайне изношенном состоянии, а объемы выпуска хлеба уменьшаются. Город намерен решить вопрос посредством строительства нового мини завода, оснащенного современным оборудованием способным выпускать хлебобулочные изделия широкого ассортимента от 60 до 100 наименований.
По всем обозначенным мной позициям ведется интенсивная работа, предполагаем за зиму поставить оборудование. Такова стратегическая задача и мы претворяем ее в жизнь.

- То есть, такое, своего рода, «самообеспечение»?

- Вы правы. Ведь вспомните, что Ханты-Мансийский район в своё время был одной из крупнейших сельхозпроизводящих территорий в округе. И грех, и кощунство нам сегодня не использовать этот потенциал.
- Валерий Михайлович, в СМИ уже появлялась информация о том, что в Ханты-Мансийске уже практически готов к работе завод по обработке алмазов. Насколько это верно?

- Это не совсем так. Там строится здание, которое ещё нужно довести до тех кондиций, которые требуются для такого производства. Работа, конечно, ведётся, но раньше начала следующего года вряд ли этот завод сможет начать функционировать.

- Несмотря на то, зима в Ханты-Мансийске уже практически наступила, хотелось бы узнать, как в городе обстоят дела с традиционной подготовкой к этому времени года?

- В этом году мы вошли в отопительный сезон более благополучно, чем в прошлом, позапрошлом и так далее годах. Видимо, причиной такого положения стала та работа, которая была проделана за лето нашими коммунальными службами. За что им большое спасибо. Фактически, наши муниципальные котельные к началу отопительного сезона были готовы на 99 процентов. По детским садам и школам мы сразу вошли в рабочий режим, возникшие некоторые проблемы по жилому фонду были решены в максимально короткие сроки. Правда, при этом надо учитывать, что кроме муниципальных, в городе есть и окружные, и ведомственные объекты теплоснабжения.

- Валерий Михайлович, в Ханты-Мансийске завершается создание новой структуры – «Городского информационного центра». В связи с этим, изменятся ли принципы получения журналистами информации о работе администрации города, а также общения со специалистами и руководителями?

- Этот вопрос ещё дорабатывается, но я хочу, чтобы наше с вами общение было как можно более тесным, предметным и эффективным.


Источник: "Самарово - Ханты-Мансийск" - Александр Пулинович

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку