Проблемы ЖКХ

14.10.2003 00:00
Мы попросили высказать своё отношение к реформированию жилищно-коммунального комплекса руководителей жилищно-коммунальных управлений и предприятий округа. Надеемся, что наши читатели тоже присоединятся к этому диалогу. РЕФОРМА ЖКХ ЕСТЬ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ Так считает начальник МУП ЖКУ Ханты-Мансийска Ольга Винокурова. Ханты-Мансийск — город контрастов. рядом с новыми многоэтажками — деревянные дома, которым и капитальный ремонт уже не поможет — нужно сносить, отсутствие ливневой канализации, старые отопительные сети. — Ни для кого не секрет, что сегодня в большинстве случаев мы не можем точно рассчитать, сколько нужно топлива для отопления определённого дома, мы условно высчитываем эти нормативы, — говорит Ольга Ивановна. — Но, имея старое жильё и изношенные сети, большое количество домов, которые просто не пригодны для проживания, говорить об “энергосбережении” преждевременно. В подтверждение слов моей собеседницы приведу слова доктора наук, члена правления Межпромбанка Сергея Веремеенко: “В стране, где большая часть экономики строится на добыче и транспортировке топлива, никто не заинтересован в энергосбережении. Нынешний подход выгоден и добывающим отраслям, и тем, кто транспортирует энергию и топливо, а так же и чиновникам, что ведают ЖКХ. Можно и нужно уменьшить потери, но проблему таким образом не решить”. По мнению Ольги Винокуровой, для решения проблем необходим целый ряд мероприятий. — во-первых, нужно вложить колоссальные деньги, которых у муниципальных образований зачастую нет, и сделать капитальный ремонт жилого фонда. Во-вторых, необходимо качественное строительство! Большинство домов, которые сданы за последнее время в Ханты-Мансийске, имеют строительный брак. После приёмки дома проблема ликвидации строительного брака ложится на плечи эксплуатационных служб, никто этих затрат нам не возмещает. В-третьих, нужно менять старые сети, отказываться от выгребных ям и переходить на центральный коллектор. Пока мы это не сделаем, наш город так и останется полублагоустроенным! Ольга Ивановна считает, что за один год, конечно, такую работу не сделать. Но при условии достаточного выделения средств, вполне реально привести город в порядок. Пока денег хватает — только в этом году было выделено на ремонт жилого фонда 47 миллионов, в прошлом — 43 миллиона. Что же касается тарифов на услуги ЖКХ, то, по мнению моей собеседницы, они экономически оправданны. — Коммунальная плата увеличивается из-за роста цен на энергоносители, горюче-смазочные и строительные материалы. Повышение тарифов от нас не зависит. Решение, каким должен быть уровень платежей, принимается на окружном уровне. Мы лишь представляем размер затрат, которые утверждаются окружным руководством или нет. Наши затраты все минимизированы. Например, мы не включаем в оплату за техобслуживание затраты по ремонту жилого фонда — ремонт подъездов, смена козырьков, полная или частичная смена кровли, всё это финансируется из городского бюджета. А реформа жилищно-коммунального хозяйства предполагает все эти работы оплачивать из кармана жильца. До какого размера вырастет коммунальная плата, если все эти расходы возложить на плечи квартиросъёмщика? Реформа ЖКХ предполагает создание альтернативных муниципальным жилищно-коммунальных предприятий. Но нередки случаи, когда, собрав с жильцов деньги, жилищные кооперативы просто растворяются в просторах нашей родины. — Нужно реально подходить к выбору подрядчика. Нельзя кому попало доверять коммуникационные сети, — считает Ольга Ивановна. — Тем не менее я принимаю всё новое, что хорошо и для жильца, и для коммунального хозяйства в целом. В Ханты-Мансийске прекрасно себя зарекомендовал семейный подряд. ЖКУ заключает договор и предоставляет жильё определённой семье, которая, в свою очередь, берёт на обслуживание целый дом. Причём обслуживает этот дом семья круглосуточно, без выходных и праздников, выполняет все виды работ — от уборки подъездов до починки крыши. Три года назад в окружном центре уже была проведена своеобразная реформа ЖКХ — реорганизованы все жилищно-коммунальные предприятия — кто-то стал отвечать за воду, кто-то только за тепло. По мнению Ольги Винокуровой, часть проблем за три года решить всё же не удалось. — Сегодня мы выстроили не совсем правильную систему взаимоотношений. Одна структура отвечает за подъём воды, но не отвечает за её качество, объясняя это тем, что у организации, на балансе которой находятся сети, грязный трубопровод. А трубопровод грязный, потому что старый. В данный момент нет единого звена, которое работало бы на население. Нужна организация, которая бы от лица населения заключала договоры со всеми коммунальными службами и контролировала качество предоставляемых услуг. Нам сегодня нужен хороший кнут... Возникает вопрос, не получится ли лишний рот на шее населения, ещё одна бюрократическая организация? — Такую организацию необходимо создавать за счёт муниципальных предприятий, — говорит Ольга Ивановна, — нужна руководящая, контролирующая и регулирующая отношения структура. Надо решать одну проблему всем вместе. ОНА НЕ БУКСУЕТ, НО МЕДЛЕННО ДВИЖЕТСЯ ВПЕРЁД Считает начальник управления инженерно-технического обеспечения департамента развития ЖКХ округа Евгений зайцев. Часть российских экономистов убеждает нас в обратном — реформа ЖКХ уже более 10 лет “пробуксовывает” на месте. ГОТОВНОСТЬ №1 Согласно действующим нормативам, предприятия ЖКХ обязаны включить отопление, если температура воздуха ниже -8 градусов держится в течение 3-5 суток. — В нашем округе так и происходит, — говорит Евгений Зайцев, — сначала мы запустили объекты соцкультбыта — детские сады, школы, больницы, чуть позже жилой фонд. По словам Евгения Афанасьевича, большинство жилищно-коммунальных предприятий округа готовы к зиме на 99-100%. Несмотря на то, что до 1 июня процесс подготовки к зимнему периоду у руководителей ЖКХ вызывал серьёзные опасения, в августе всё встало на свои места. — Ничего страшного здесь нет, — говорит Евгений Зайцев, — во-первых, какое-то время предприятия “раскачиваются” — до зимы же ещё времени предостаточно. Во-вторых, не буду скрывать, были проблемы с финансированием. ГДЕ ДЕНЬГИ ЛЕЖАТ? По мнению моего собеседника, недостаток финансирования зависит не только от дефицита бюджета, хотя это тоже сыграло свою негативную роль. — Некоторые коммунальные предприятия взяли на себя завышенные обязательства, которые они заведомо были не в состоянии выполнить. Необходимо чётко расставлять приоритеты — что-то требует срочного ремонта или замены, а где-то можно обойтись и профилактическими мероприятиями. — А если основная часть теплосетей находится настолько в ветхом состоянии, что латать их нет никакого смысла — нужна полная замена. Где взять деньги? — Так не бывает, чтобы сразу разрушилось всё, хотя во многих городах округа теплосети находятся не в лучшем состоянии. Если ситуация действительно серьёзная — переместить средства из другой статьи расходов! Вторая причина недостатка финансов у коммунальщиков — долги населения перед предприятиями. Большинство должников считает, что стоимость услуг не соответствует качеству обслуживания. — Прикрываться этой фразой можно сколько угодно, должнику это удобно, но услуги-то мы предоставляем, и зимой у нас никто не замерзает! Евгений Афанасьевич считает, что в данной ситуации предприятия ЖКХ не получают должной поддержки от российского законодательства. — Востребовать долг со злостного неплательщика, даже через суд, невозможно. Если квартиросъёмщик не заключил договор на предоставление услуг с предприятием ЖКХ, суд выносит решение: нет договора — нет проблемы. Возникает закономерный вопрос: почему бы структурам ЖКХ не использовать карательные меры в отношении должников? Отключал же Чубайс от “центрального рубильника” целые предприятия до момента погашения задолженности. Оказывается, российское законодательство не даёт жилищно-коммунальному комплексу таких полномочий. — Я — за применение карательных мер, — говорит Евгений Зайцев, — но пока это нереально. Вот и остаётся надеяться на совесть квартиросъёмщика и наши суды. По мнению сторонников реформы ЖКХ, есть очень действенный путь ликвидировать дефицит средств — инвестиции. Евгений Зайцев тоже считает, что привлечь инвестора в ЖКК вполне реально. Причём можно использовать и иностранный капитал (пример — Сургут), и средства частных инвесторов. — Нужно, чтобы “частник” видел, как используются его средства, и через сколько лет он сможет получить реальную прибыль. Наиболее привлекательными для вложения капитала представляются новые объекты — котельные, водозаборы и очистные сооружения. А если речь идёт о старых коммунальных сетях? ТЕПЛО ДАЛИ. КАК ЕГО СОХРАНИТЬ? — Мы действительно много средств тратим на то, чтобы сохранить тепло в домах — используем современные утеплители, возводим двускатные крыши, но этого мало, — говорит Евгений Зайцев. Программа реформирования ЖКХ предполагает установить счётчики на тепло, воду и свет во всех квартирах, дескать, это заставит жильцов внимательно относиться к своим расходам. Во-первых, в старых домах это нереально по техническим причинам. Во-вторых, некоторые жильцы, чьи квартиры оснащены всеми необходимыми счётчиками, за тепло всё равно платят по нормативам. Поэтому и ведут себя соответственно: жарко — открыли форточки и ... обогреваем улицу. — Вы думаете, что установка счётчиков сразу решит все проблемы? — удивляется Евгений Афанасьевич. — Ничуть. Если наши российские кулибины заставляют электросчётчики вертеться в обратную сторону, что помешает им “улучшить” счётчики на тепло и воду? Нам нужен целый комплекс мер — нормальные экономически оправданные тарифы, разумное отношение к энергоносителям, своевременный ремонт и стабильное финансирование, а также законодательство, которое будет поддерживать все эти составляющие. ЗА ЧТО ПЛАТИМ? Согласно действующим нормативам, за те деньги, которые мы платим ежемесячно за содержание и ремонт жилья, жилищно-коммунальное предприятие обязано предоставить следующие услуги. В зимний период уборка выпавшего снега производится один раз в сутки. Очистка от наледи (крыльцо и тротуары) при входе в дом производится один раз в трое суток во время гололёда. Уборка придомовой территории и транспортировка мусора в установленные места выполняются по мере накопления мусора один раз в двое суток. В домах свыше трёх этажей ежедневно должны подметаться лестницы, марши, площадки до третьего этажа, через день — выше трёх этажей. Влажная уборка подъездов в домах свыше трёх этажей производится два раза в месяц. В этих же домах один раз в год производится влажная протирка стен, дверей, отопительных приборов. Перила, подоконники и почтовые ящики должны протираться один раз в месяц. Все эти работы, естественно, должны выполнять специальные рабочие, а не жильцы по настоятельной рекомендации жилищно-коммунальной организации. Также в течение суток обслуживающая вас организация должна устранить незначительные неисправности в системе водопровода и канализации (смена прокладок в водопроводных кранах, устранение засоров не по вине квартиросъёмщиков, регулирование смывных бачков, набивка сальников). В подъезде вам бесплатно починят электропроводку и вкрутят перегоревшую лампочку, всё это выполнят в течение суток. ... Если вы об этом попросите. Перечень услуг, входящих в квартплату, можно потребовать в ЖЭКах, и вам обязаны его показать — мы должны знать, за что платим. Источник: "Новости Югры" - Наталья ЛОГАЧЁВА

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку