Немцев увлек... шаманизм

09.11.2003 00:00
Ханты-Мансийский музей Природы и Человека представлял экспозицию "Окно в мифологическое время — Сибирский шаманизм XIX-XXI веков". Столь интригующее название не могло не привлечь посетителей. О том, как немцы оценили нашу экспозицию, мы попросили рассказать директора Государственного музея Природы и Человека Людмилу Степанову. — Сначала хочу отметить, что хотя наша выставка и была приурочена к работе Всемирной книжной ярмарки в октябре, она будет открыта для посетителей ещё до 24 февраля 2004 года. Франкфурт-на-Майне — это один из культурных центров Германии, здесь открыто свыше 40 музеев — для сравнения: у нас на всей территории округа их 42. Выставка из Ханты-Мансийска разместилась в музее мировых культур. Да, в Германии есть такой музей, где представлены культура и быт 180 национальностей мира. Естественно, разместить такое количество разделов на музейных площадях достаточно сложно, поэтому под нашу экспозицию отвели небольшое помещение. Каково же было удивление сотрудников музея, когда они увидели, сколько людей пришло на открытие. Зал не мог вместить всех желающих, многие ждали на улице, а потом заходили группами. Мы сами сделали неплохую рекламу выставке, побывав на книжной ярмарке и пригласив её участников на открытие. Возможно, успех объясняется и другим. Наша выставка "Окно в мифологическое время" — для тех, кто верит в мифы, сказки, чудеса, кто любит разгадывать тайны. И таких среди немцев оказалось немало. С огромным интересом они разглядывали экспонаты, имеющие прямое отношение к северному шаманизму, легендам. Пояснения давали, помимо сотрудников нашего музея, представители национальной интеллигенции — кандидат наук Евдокия Андреевна Нёмысова и писатель, она же руководитель семейного национального ансамбля "Ешак най" Мария Кузьминична Волдина, которая приехала в Германию с двумя внуками, они демонстрировали песни и танцы северных народов. Восторг зрителей вызвало умение Марии Кузьминичны извлекать музыку из обыкновенного листа дерева. Надо отметить, что на популярность выставки сработало и другое — оригинальность в подаче экспонатурного материала. У нас уже есть опыт — это организация выставок "Кожистая шерстистая земля", "Путь на прародину", "Медвежьи игрища", когда зритель видит не традиционно расставленные в стеклянных шкафах предметы, а динамичное, с элементами театральной постановки, с включением народной музыки, действие. Монтажом выставки занимались заведующая этнографическим отделом нашего музея Лариса Андриенко и сотрудник "Этнографического бюро" (Екатеринбург) Марина Южанинова. Они работали так вдохновенно, что даже помогавшие им немцы, привыкшие трудиться только “от и до", оставались после окончания рабочего дня. Одно огорчило: то, как принимавший нас музей попытался представить выставку в буклете и на афише. Хорошо, что мы вмешались до выхода этой продукции в свет и настояли на изменениях. Что имею в виду? В каталоге мы увидели фотографии старых улиц Ханты-Мансийска с покосившимися домами, как будто в городе нет современных зданий, рядом поместили фото чума и подписали — улицы Ханты-Мансийска. Можно было бы отнестись к этому снисходительно, если бы руководители музея мировых культур сами не побывали в Ханты-Мансийске, не увидели, какой это город. Но, по всей видимости, сыграло роль стереотипное мышление, что именно такая экзотика — чум, медведи, олени — и нужна немцам. Хорошо, что мы привезли с собой специально выпущенную к открытию выставки газету "Музейное дело", где часть материалов была дана на немецком языке. Там же были помещены виды окружного центра. Эту газету мы раздавали посетителям выставки, и, кстати, немцы были крайне удивлены тем, что на Севере строят современные здания. Мы поняли, что они всё ещё представляют наш округ как заснеженную тайгу или тундру, куда не дошла цивилизация. Лишний раз убеждаешься, что подобные выставки, прямое общение с людьми дают много полезного обеим сторонам. Для нас очень важно, чтобы как можно больше немцев побывали на выставке, лучше узнали наш край, его самобытную культуру, поэтому, уезжая из Германии, мы подготовили несколько текстов для немецких экскурсоводов, оставили кассеты с видеоизображением Ханты-Мансийского автономного округа. Что особенно тронуло? Даже не сам факт, что посмотреть выставку "Шаманизм XIX-XXI веков" приезжали жители других городов Германии, а то, как люди стремились как-то отблагодарить организаторов, высказать своё доброе отношение к России. Нам подарили старые книги на русском языке, например, сборник "Сибирь. Природа. Люди. Жизнь", изданный в Москве в 1902 году, пятитомную энциклопедию о народах, населяющих Сибирь. Те, кто когда-то учился в советских вузах, знакомили со своими научными работами, дарили научные журналы на русском, немецком языках. Жительница Вены Зента Фишер Лигман преподнесла в дар музею свою докторскую диссертацию "Охота на оленя в Евразии", которую она защитила в Венском университете в 1968 году. Запомнилась встреча с одним пожилым человеком, который пришёл к нам, чтобы лично получить газету "Музейное дело". Другой посетитель поделился воспоминаниями о том, как, по его словам, давным-давно был в нашем округе участником школы выживания. Как мы поняли, это происходило где-то в районе Берёзово (от ред.: может быть, кто-то знает об этой школе выживания и поделится своими воспоминаниями). Выставка в Германии была организована при финансовой поддержке правительства округа. Мы понимаем, как важны подобные культурные контакты между народами, также стало очевидным и другое: у простых немцев большой интерес к России. Пресса, телевидение уделили нашей выставке значительное внимание. В первые дни постоянно проводились пресс-конференции, встречи с журналистами. Одна из крупнейших и популярнейших газет, выходящих во Франкфурте-на-Майне, обратилась к музею Природы и Человека с предложением: пока работает выставка, а она, повторяю, продлится до 24 февраля 2004 года, присылать им по электронной почте материалы по этнографии и культуре северных народов. В свою очередь руководство музея мировых культур предложило из своих фондов организовать в Ханты-Мансийске выставку индонезийской культуры. Мы видели часть экспонатов и были чрезвычайно удивлены тем, как много общего в индонезийской и нашей, северной, культурах. Взять, к примеру, те же предметы: шкатулки из коры деревьев, изделия из кожи животных и рыб... Что ещё примечательно: и там, и здесь в качестве украшения используют бисер, правда, индонезийцы отдают предпочтение перьям птиц, у нас — меху зверя. Конечно, чтобы такое мероприятие состоялось, ему должен предшествовать подготовительный период. Пока наш музей на реконструкции, но в 2004-2005 году в выставочном зале музея Природы и Человека мы будем готовы принять выставку из музея мировых культур, что, я уверена, будет способствовать укреплению дружбы между народами. На снимке: сотрудник музея Природы и Человека Л.Андриенко с немецким коллегой; образцы национальной одежды. Источник: "Новости Югры" - Вера ВАСИЛЬЕВА

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку