Каким должен быть чиновник

16.12.2003 00:00
Пожалуй, впервые в новейшей истории России на самом высоком государственном уровне предпринимается попытка создать единую систему государственной службы, которая соединила бы в себе три её разновидности: гражданскую службу (федеральную и в органах государственной власти субъектов Федерации), военную службу (в вооружённых силах и воинских формированиях) и службу в правоохранительных органах. Теоретически предполагается, что должности и чины на гражданской службе и воинская иерархия, служба в правоохранительных органах будут корреспондировать друг другу. Да и в истории нашего Отечества существовали три принципиально разных способа формирования руководящих кадров государственных структур и управленческого аппарата. По принципу местничества — это порядок замещения государственных должностей в русском государстве XV-XVII веков, в зависимости от знатности рода и важности государственной службы. В 1682 году местничество было официально отменено. А через 40 лет, в 1722 году, законодательный акт "Табель о рангах" определил новые подходы к формированию чиновничьего аппарата. “Табель о рангах” установил строгую иерархию должностей и чинов гражданского, военного и придворного ведомства, закрепляя принципы продвижения чиновников по служебной лестнице, в зависимости от личной выслуги, заслуги и образования. Всё последующее законодательство относительно чиновничества исходило из принципов, установленных в “Табеле о рангах”. С приходом большевиков к власти первоначально планировалось вообще отказаться от какой-либо системы работы с кадрами. Но новая экономическая политика (НЭП) высветила все недостатки такого подхода. Уверовав, что общественная собственность на орудия и средства производства является лучшей формой организации народного хозяйства, большевики видели причину кризиса в плохом подборе кадров или в их независимой политике. Исходя из желания поставить руководящие кадры, а, следовательно, и всё общество, в зависимость от партийных коммунистических комитетов, разрабатывается новая схема подбора, расстановки и воспитания руководящих кадров. В 1923 году формируется принцип номенклатуры. Номенклатура — это перечень должностей, на которые кандидатуры в обязательном порядке назначаются соответствующими партийными комитетами. Основной смысл созданной номенклатуры состоял в подчинении всех руководящих кадров большевистским, позднее — партийным органам, которые безоговорочно выполняли бы решения центра. За годы властвования номенклатуры сложился особый синтез моральных категорий и общественных норм, находящихся в постоянном движении, где зло могло превратиться в добро, подлость — в подвиг, бесчестие — в честь, и наоборот. Созданная система работы с кадрами, несмотря на свои явные изъяны, имела и положительные качества. В ходе продвижения по служебной лестнице у номенклатурного работника приобретался практический опыт управления, была создана неплохая школа подготовки резерва кадров, периодически повышалась квалификация. В начале 90-х годов ХХ века номенклатурная система работы с кадрами была разрушена достаточно быстро, без должного учёта и анализа положительных и отрицательных её сторон. По существу, "новые демократы" использовали тот же метод, что и большевики в октябре 1917 года. "Всё старое плохо, всё новое хорошо" — таков был и остаётся упрощённый подход реформаторов в России. В последнее десятилетие в России осуществляется поиск (скорее всего эмпирический, чем практически оптимальный) наилучшей системы государственного управления. Формирование новой системы государственного управления неразрывно связано с реформой государственной службы, и заявленная административная реформа внесёт очередные организационно-структурные и иные изменения в работу как государственного федерального аппарата, так и аппаратов субъектов Федерации. Результативность реформы будет зависеть как от материальных, так и от духовных факторов, которые более консервативны и, как показывает практика, краткосрочных рецептов своего решения, как правило, не имеют. Сложность в том, что осуществлять реформы будут, скорее всего, сами чиновники, и в то же время конечные результаты предполагают направленность против самих же чиновников. В чём состоят ключевые проблемы, которые необходимо решить для реализации мероприятий, принятых федеральной программой "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)"? 1. Упорядочить и оптимизировать структуру, создать правовые организационные, финансовые и методические основы государственной службы. 2. Усилить государственный и общественный контроль за соблюдением законодательства о государственной службе. 3. Привлечь на работу в государственный аппарат высокоинтеллектуальную, профессионально подготовленную молодёжь. 4. Выстроить общеобязательные правила (принципы) взаимоотношений между гражданином и чиновником. 5. Совершенствовать систему судебных гарантий и реализации конституционного права на судебную защиту. Что предпринимается у нас в округе по реализации федеральной программы "Реформирование государственной службы в Российской Федерации"? Во-первых, закончена научно-исследовательская работа "Оптимизация структуры управления органов исполнительной государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа". Во-вторых, постановлением губернатора утверждена концепция кадровой политики в системе исполнительных органов государственной власти округа. На согласовании у членов правительства находится проект постановления "Об утверждении плана мероприятий по реализации основных направлений реформирования государственной службы автономного округа (2003-2005 гг.)". Таким образом, нынешняя конференция задумана с целью обобщения накопленного опыта государственной службы в автономном округе, обмена опытом с другими субъектами Российской Федерации (при участии представителей аппарата президента Российской Федерации, Государственной думы РФ). Какие задачи может решить конференция? Думается, будут предложены: тематика ряда законов, подзаконных и иных актов, регулирующих государственную службу субъекта Федерации, которая бы отвечала изменяющимся политическим, экономическим, социальным и иным условиям развития как Российской Федерации, так и субъекта Федерации; механизмы координации деятельности субъектов управления, осуществляющих свои полномочия на территории субъекта Федерации; варианты создания механизма стратегического ориентирования системы управления человеческим ресурсом государственной службы субъекта Федерации. Без сомнения, работа конференции будет способствовать формированию имиджа государственного служащего нового типа в соответствии с целями и задачами реформы государственной службы. Сергей Косенок, начальник управления по вопросам кадровой политики администрации губернатора округа

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку