Демократия дала нам слово

25.12.2003 00:00
В последнее десятилетие в информационный поток округа бурно влились, заняв свою нишу, информационные агентства, пресс-службы, Интернет-издания. Информация стала доступнее, разнообразнее и качественнее. Процесс резкого увеличения средств массовой информации характерен для всей России. Демократия дала "слово" всем желающим высказаться. У тех, кто имел ещё и финансы, появилась возможность издавать свои собственные СМИ. Не зря говорят: кто владеет информацией, тот владеет миром. Сегодня, по утверждению большинства участников XI окружного форума "Информационный мир Югры", который состоялся на прошлой неделе в Ханты-Мансийске, наступил переходной период — из социализма к рынку. ГОТОВЫХ РЕЦЕПТОВ НЕТ, НО ЕСТЬ ВРЕМЯ ПОДУМАТЬ — Последние пять лет СМИ округа бурно развивались, — сказал в интервью нашей газете заместитель председателя правительства Ханты-Мансийского автономного округа Сергей Михайлович Сарычев. — Для этого существовали финансовые и прочие возможности у государственных структур, муниципалитетов, предприятий и организаций. Сегодня все прекрасно понимают, что рынок неизбежен — это с одной стороны, с другой — многих вполне устраивает существующая схема государственной поддержки СМИ в виде субвенций и дотаций. Но при этом средства массовой информации хотят остаться независимыми. Есть определённые изменения в законодательстве и определённые реалии дня сегодняшнего. Да, власть и государство должны донести свою позицию до населения, но для этого им вполне достаточно одной газеты, одного телевидения, журнала, Интернет-издания. Как будут выживать остальные издания? Согласитесь, 20 газет для города со стотысячным населением — много. Думаю, выбор должен сделать читатель и зритель, который собственным рублём проголосует за конкретное СМИ. Не может быть рынок с элементами дотаций со стороны государства. К этой ситуации надо готовиться, и для этого мы и собрались на форуме. СМИ СТОИТ СЕСТЬ ЗА ПАРТУ Для справки: 75% изданий в России живут за счёт дотаций со стороны государства. "Дотации мешают СМИ развиваться, — говорила, выступая на форуме, исполнительный директор Института развития прессы Ольга Вальтеровна Карабанова, — и создают трудности коммерческим СМИ, внося перекосы в рынок. К тому же, рынок СМИ перенасыщен. Сегодня в кулуарах власти обсуждается новый проект закона о СМИ, который предполагает разгосударствление средств массовой информации. Кроме того, в законе "О местном самоуправлении", который вступает в силу в 2006 году, нет строки "поддержка СМИ". СМИ стоит сесть за парту, дабы научиться работать в новых условиях. Недавно институт развития прессы организовал конференцию с участием СМИ. В принятом Обращении к министерству, в частности, говорится и о необходимости разработки стратегии переходного периода”. Что же думают о грядущих переменах руководители средств массовой информации округа? МЕДИА-РЫНОК: ПОКА ПЛАНЫ... «НАС ДЕРЖАЛИ В «ЧЁРНОМ ТЕЛЕ», И МЫ ПОНЯЛИ, ЧТО НА ДВОРЕ — РЫНОК» (Из выступления на научно-практической конференции "Основные направления реализации государственной информационной политики Ханты-Мансийского автономного округа: проблемы и перспективы" редактора Урайской городской газеты "Знамя" Н.Чепелевой.) — Самым трудным был 2000 год. С округом мы работали по договору об информационных услугах. Город не был готов финансировать наши издержки в полном объёме. Мы поняли, что на дворе — рынок. И надо учиться работать в новых условиях. Нам приходилось хвататься за любую возможность, чтобы заработать. Сегодня город финансирует нас в достаточном объёме. Отношения с газетой мэр выстраивает с позиции закона о СМИ. Но где гарантия, что следующие выборы не изменят такого положения? Руководители не всегда понимают, что такое информационная политика. Возможно, стоит строить отношения власти и прессы в муниципальных образованиях по принципу договорных отношений. Ни одно средство массовой информации окружного или российского уровня не котируется в небольших городах и районных центрах, как родная местная печать. Тиражи этих изданий составляют 64% всех печатных тиражей России. Сегодня объективная реальность такова, что рекламные рынки в таких городах, как Урай, не развиты. Так что жить сложно. К слову, об одном из рецептов по выживанию в новых условиях говорилось на заседании секции "Информационная политика печатного издания". Предложение коллектива редакции газеты "Новости Югры" о создании Ассоциации районных и городских газет на базе окружной газеты было внесено в рекомендации форума. Это и совместное решение проблем доставки, съедающей львиную часть бюджетов районных и городских газет, и взаимовыгодные рекламные проекты, и обмен информацией. О назревшей необходимости в создании единого информационного холдинга на базе окружного информационного издания говорил также в своём выступлении на конференции и руководитель пресс-службы губернатора Анатолий Александрович Корнеев. «МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ХОД ВАШИХ МЫСЛЕЙ ЗА НАШИ ДЕНЬГИ», — это изречение одного из чиновников целый год красовалось на одном из стендов ОАО "СургутинформТВ" как образчик отношения представителей власти к прессе. Об этом поведал на конференции генеральный директор компании Игорь Викторович Ярош: "Думаю, мы сумели убедить администрацию, что из городского бюджета деньги выделяются не для того, чтобы рассказывать о чиновниках, а для информирования жителей о деятельности власти. Если же представить ситуацию 2006 года, то, как вариант решения проблемы — возможно введение местного налога на СМИ. Может быть, даже стоит для этого провести референдум? Кроме того, возможно создание на территории наблюдательного Совета, который бы определял тематическую политику издания". По его мнению, развитие рынка рекламы невозможно также без привлечения федеральных рекламодателей. «СМИ — МОЩНОЕ ОРУЖИЕ... КОМУ БУДЕМ СЛУЖИТЬ?» Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко обратил внимание в своём выступлении на отсутствие аналитики в изданиях, о поверхностном взгляде, особенно "телевизионщиков", на событие, на необходимость "обратной" связи с читателями. Тема "обратной связи" часто звучала в выступлениях участников конференции. Профессор факультета журналистики УрГУ Дмитрий Леонидович Стровский говорил о необходимости обеспечения социальной ценности информации, об усилении внимания к заботам аудитории. В пылу перестройки каждый, и, в первую очередь, журналист, хотел высказать свою позицию о происходящих в обществе переменах. Но при этом забывали о заботах простого россиянина, которого в первую очередь волнует протекающая крыша и прогнивший пол. Именно он — главный цензор и зритель наших журналистских изысканий. Послесловие: информационный мир Югры — сложный и многогранный. В рамках проведения форума состоялась выставка средств массовой информации и печати, в которой приняли участие также полиграфические предприятия, работали симпозиум социологов, секция "Новые информационные технологии. Интернет-СМИ", прошли мастер-классы для журналистов печатных и электронных СМИ, руководителей пресс-служб. Гостями форума была писательская организация Югры, за “круглым столом” “За региональную книгу” обсуждались проблемы издательского дела в регионе. Чтобы рассказать обо всём увиденном, не хватит газетной полосы, поэтому многое осталось за кадром, в журналистских блокнотах и, возможно, станет поводом для нового разговора о тенденциях в развитии огромного информационного пространства Югры. Источник: "Новости Югры" - Светлана Поливанова

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку