ЖКХ: за все услуги надо платить в одном месте

21.01.2004 00:00
Давайте попробуем разобраться в направлениях реформы, касающихся непосредственно нас с вами как квартиросъёмщиков. И поговорим сегодня о том, насколько удобен для людей порядок сбора платежей и получения субсидий. Тем более, что коммунальщики до сих пор в поиске оптимальных путей реализации реформы. По-разному она проходит в городах и районах округа. «Реформа — выкачивание денег» Так выразилась жительница Ханты-Мансийска, отвечая на вопрос о том, что принесла реформа ЖКХ в жизнь людей. И такое замечание прозвучало не случайно: сегодня уровень квартплаты в окружном центре — самый высокий среди городов и районов округа. И, увы, не всегда качество услуг, по мнению горожан, соответствует уровню денежных затрат. Ещё горожане сетуют на неудобную схему по сбору платежей за коммунальные услуги. Впрочем, пусть об этом расскажут сами хантымансийцы. Лидия Степановна Карандаева, пенсионерка: — Лично мне реформа ничего не дала. Как жили в старой "халупе" без ванны и горячей воды, так и живём. Как труженики тыла имеем льготы, поэтому оплата за квартиру нашего семейного бюджета не затронула. Я возглавляю городской совет ветеранов первичной организации образования, на учёте в которой состоит 108 человек. Половина из них имеет льготы по оплате, а вот остальным, особенно одиноким пенсионерам, отдавать треть пенсии за коммунальные услуги очень накладно. Фаина Тимофеевна Старкова, пенсионерка: — Я проживаю одна. И если бы не 50-процентная субсидия за квартплату и коммунальные услуги, не знаю, как бы выживала. Сегодня где-то 800 рублей из моего семейного бюджета уходит на оплату коммунальных услуг, телефона, электричества и т.д. К слову, много времени занимает и хождение по инстанциям для сбора необходимых справок для получения субсидии. Нам, пенсионерам, проще — у нас есть для того время, хотя некоторым сложно это делать по состоянию здоровья, а вот работающим, думаю, не просто, надо отпрашиваться с работы, заниматься этим в выходные дни и т.д. Хождение по кабинетам всегда неприятно. Ирина Петровна Мирошниченко, служащая: — Реформа — это "выкачивание" денег из кармана и порой невыполнение договорных обязательств со стороны предприятий ЖКХ. Мне бы хотелось видеть чистый подъезд, чистые стены, домофон, благоустройство вокруг дома. Очень неудобная в городе система оплаты за коммунальные услуги. За них мы платим в одном месте, за воду — в другом, за свет — в третьем. Причём предприятия по сбору платежей находятся в разных частях города. Также не продуман график работы всех этих учреждений — он совпадает с рабочим временем основных квартиросъёмщиков, нам приходиться "крутиться", чтобы оплатить вовремя. Было бы гораздо удобней для нас, если бы вся оплата производилась в одном месте. И чтобы мы конкретно знали, сколько и за что платим. Когда удобно всем... В Радужном в 1997 году была создана Дирекция единого заказчика, которой администрация города передала функции по размещению муниципального заказа на оказание жилищно-коммунальных услуг. В дирекции начал работу единый расчётно-кассовый центр, который позволил горожанам производить оплату за все коммунальные услуги в одном месте. Были открыты также кассы по сбору платежей в микрорайонах города. Горожанам выдаётся единая счёт-квитанция, и люди знают, за что и сколько платят. В общем, оплачивать услуги сегодня в городе удобно. "Для себя мы определили три группы "неплательщиков", — рассказывает руководитель планово-экономической службы МУ "Дирекция единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" С.Курбанова. — Первые — те, кто не платит по два-три месяца. Таким семьям мы разносим извещения по домам, существует также компьютерная программа, оповещающая хозяев квартиры по телефону о задолженности. Вторая группа — это те, кто не платит от 3 до 6 месяцев. Многие из них попали в какие-то финансовые затруднения. Ведь уровень жизни в городе невысокий, большой процент безработных. С такими семьями мы работаем индивидуально. Инспектор по сбору платежей выезжает к ним на дом. Мы объясняем, что для тех, у кого низкие доходы, есть возможность получать субсидии. Если на конец 2002 года субсидии получали 760 семей, то за 9 месяцев 2003 года — уже 2020. Мы упростили порядок их получения. Для этого человек приносит в дирекцию лишь справку о доходах. Все остальные справки собирают сотрудники ДЭЗ (к слову, в составе ДЭЗ и паспортисты), все службы работают по единой компьютерной программе, что значительно облегчает нашу работу и экономит время горожан. Также депутаты городской думы приняли решение о том, чтобы увеличить на 20% размер прожиточного минимума для получения субсидии. Ведь нередко бывает так, что человек зарабатывает чуть больше прожитого минимума, а уже не имеет права на льготу по оплате. Была также определена 100-процентная субсидия для одиноко проживающих пенсионеров, неработающих инвалидов, инвалидов, имеющих на иждивении детей. И третья группа — "злостные" неплательщики, которые и не считают нужным оплачивать услуги. Они, как правило, нигде не работают, ведут асоциальный образ жизни. На таких мы подаём в суд". Принцип единого окна Одно из направлений реформирования ЖКХ, которое непосредственно затрагивает интересы простого человека, — создание единого расчётно-кассового центра. Мы попросили прокомментировать, как эта проблема решается на территориях округа, заместителя директора окружного департамента ЖКК, начальника финансово-экономического управления департамента Валентину Ильиничну Горшкову. — Действительно, для предприятий ЖКХ создание единых расчётно-кассовых центров — это то направление, в котором они должны двигаться. Такие центры уже существуют в некоторых городах, к примеру, в Радужном, о котором вы говорили. В Нягани создание такого центра позволило, помимо упрощения схемы по сбору платежей, в 2003 году решить и другие финансовые проблемы жилищно-коммунального комплекса. В Сургуте создано унитарное предприятие РКЦ, которое занимается сбором платежей за коммунальные услуги. Что даёт это простому квартиросъёмщику? Прежде всего, это удобно. За все услуги можно заплатить в одном месте, человек получает единую счёт-квитанцию, в которой отражены все суммы платежей. Причём квитанции доставляются жителям на дом (в Сургуте — по почте, в Нягани их разносят по квартирам). В этом центре также занимаются сбором документов для выделения субсидий. Человек предоставляет лишь справку о доходах, а пенсионеры и того не делают, лишь проходят перерегистрацию раз в полгода. В расчётно-кассовом центре сотрудники заменяют друг друга, и если, к примеру, кто-то из бухгалтеров заболел, вам не скажут: приходите завтра. Ведь специалисты этих центров заинтересованы в собираемости платежей, так как от этого зависит их заработная плата и зарплата работников всех работников жилищно-коммунальной сферы. В Ханты-Мансийск я приехала недавно и обратила внимание на то, как неудобна схема по сбору платежей. Надо сказать, и уровень собираемости квартплаты в окружном центре около 85%, когда в том же Сургуте 95-96%. Согласно п.4. постановления правительства РФ от 02.02.99 г. № 887, п.6 постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 15.04.2003 г. № 145 рекомендуется производить сбор платы через РКЦ ("сбор платы за жильё и коммунальные услуги производится собственником домовладения или уполномоченной им организацией через расчётно-кассовые центры"). Думаю, в городах и районах такой работой уже занимаются. Другое дело, что в том же Кондинском или Октябрьском районах создание подобного центра — затратно. Сегодня в этих районах люди оплачивают все услуги в Сбербанке. Но и там стоит подумать, как внедрить единую расчётную квитанцию. Источник: "Новости Югры" - Светлана Поливанова

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку