?ЮТэйр? размножает чужие деньги

26.02.2004 00:00
Финансовые аналитики положительно оценили серию пробных «полетов» — выпуск трех траншей вексельного займа. Теперь можно говорить о том, что перед авиакомпанией открывается дорога на рынок долгосрочных заимствований. 23 апреля 2003 года ОАО «ЮТэйр» в рамках реализации вексельной программы осуществило размещение первого в истории предприятий гражданской авиации России вексельного займа. Структура первого транша в размере 300 млн рублей состояла из векселей на сумму 100 млн рублей со сроком погашения до 4 месяцев и на 200 млн рублей со сроком погашения до 6 месяцев. Заем размещен с доходностью 14% годовых для четырехмесячных векселей и 14,5% — для шестимесячных, что подтвердило сделанный ранее прогноз со стороны организатора размещения — ИК «РЕГИОН». Отметим, что «ЮТэйр» выполнила долговые обязательства в полном объеме и в обещанные сроки. В декабре 2002 года «ЮТэйр» погасила векселя второго транша на сумму 200 млн рублей. Доходность векселей второго транша, размещенных 10 июня 2003 года, составила 13-13,5% годовых. А в феврале 2004 года ООО «БК Регион» (Москва) полностью реализовало третий транш простых дисконтных векселей на сумму 400 млн рублей. Как сообщили «Вслух о главном» в авиакомпании, доходность векселей с датой погашения 10 августа 2004 года составит 12,5% годовых (объем размещения — 200 млн рублей), векселей с датой погашения 10 ноября 2004 года —12,8% годовых (объем размещения — 200 млн рублей). Удачным и для эмитента, и для кредиторов назвал дебют авиакомпании на рынке займов финансовый аналитик ИК «Диа-инвест» Евгений Солдатов. По его словам, доходность первых вексельных траншей обычно чуть выше рынка — поскольку репутация заемщика у компании находится в стадии формирования и этот фактор обуславливает высокие риски. За риски же, как известно, приходится платить. Зато, подтвердив статус надежного эмитента, компания может размещать последующие займы под меньшие проценты и на более длительный срок. Например, доходность ОАО «Газпром», давно утвердившегося на финансовом рынке, составляет всего 10%. В ситуации же с «ЮТэйр» сегодня можно говорить про обоюдную финансовую выгоду: кредитор получает высокодоходные векселя, а авиаперевозчик — положительные баллы для кредитной истории, которая в дальнейшем позволит избегать значительных издержек. "Стоимость» кредитной истории авиаперевозчика уже сейчас характеризуют такие цифры: если доходность первого полугодового транша составляла 14,5%, то третьего — уже 12,5%. Подтвердив способность расплачиваться по долговым обязательствам на рынке «коротких» заимствований, «ЮТэйр» готовится к выходу на «длинную» дистанцию. "Успешная реализация программы является первым шагом на пути к внешним заимствованиям и возможному размещению облигационного займа», — поделился дальнейшими планами генеральный директор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов. Компания рассчитывает занять 1 млрд рублей, об этом руководство «ЮТэйр» заявило 27 января 2004 года, объявив открытый конкурс по выбору организатора выпуска собственных документарных неконвертируемых облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением. Предполагаемый срок обращения выпуска — 24 месяца. Как сообщили «Вслух о главном» в компании, тендер выиграл «Внешторгбанк», и заем будет размещен в самое ближайшее время. Классические сроки погашения вексельных займов — 6-9 месяцев, тогда как облигаций — 2-3 года. «Чем лучше дела у компании, тем ниже доходность ее долговых бумаг и выше объем и срок заимствований», — комментирует Евгений Солдатов. Если финансовые показатели компании вселяют уверенность в том, что она будет успешной и через 5-10 лет, то рынок сможет доверить ей крупные суммы и на большой срок, полагают аналитики. Причины, по которым один из крупнейших российских авиаперевозчиков решился привлечь внешние финансовые средства, актуальны для всех предприятий отрасли, которая, по оценкам специалистов, переживает не лучшие времена — изношенность авиапарка российских авиакомпаний в среднем составляет 50%. Практически все компании обременены крупными долгами. Аналитики говорят, что в этих условиях количество авиаперевозчиков в России должно сократиться вдвое. Остаться в воздухе сможет лишь тот, кто выдержит жесткую борьбу за выгодные контракты на обслуживание крупных компаний и миссий, в том числе и международных, поведет наиболее привлекательную для пассажиров маркетинговую политику. Отметим, что «ЮТэйр» располагает необходимыми ресурсами «отвоевывания» места в небе. Авиаперевозчик является крупнейшим эксплуатантом вертолетной техники в мире. На начало 2004 года авиапарк компании насчитывает 301 воздушное судно, включая 184 вертолета. Основными потребителями авиационных работ, доля которых в общем объеме выручки в IV квартале 2003 года составила 19,4%, являются акционерные общества «Сургутнефтегаз», «Сибнефть», «Газпром». Кроме того, у компании заключены международные контракты с Организацией Объединенных Наций на осуществление авиационных работ в Восточном Тиморе, Сьерра-Леоне, Западной Сахаре, Эритрее, Конго, Либерии. (Доля в общем объеме выручки эмитента в IV квартале 2003 года — 14,9%.) А недавно «ЮТэйр» выиграла тендер по тушению лесных пожаров в Южной Африке. Контракт сроком действия до 2005 года, с возможным продлением, предполагает использование двух вертолетов «Ми-8». Диверсификация услуг позволяет компании создать «запас прочности», необходимый для выхода из сложной ситуации, возникшей на отечественном рынке гражданских перевозок в связи с падением спроса на авиаперелеты. Тем не менее, по предварительным данным, в структуре выручки за 2003 год доходы от регулярных пассажирских перевозок составляют 51,6%. По предварительным итогам 2003 года, выручка ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» увеличилась на 9% и составила порядка 6 млрд рублей; чистая прибыль превысила 70 млн рублей. Объем перевозок составил 1,538 млн пассажиров. "В 2004 году планируется обеспечить положительный денежный поток в размере 150 млн рублей и соответствующую прибыль», — сообщили в пресс-службе «ЮТэйр». Сформированный проект бизнес-плана с учетом утвержденных параметров решено принять на очередном заседании Правления авиакомпании «ЮТэйр» в феврале. Вексельный и облигационный займы могут оказаться карт-бланшем «ЮТэйр» перед конкурентами. Топ-менеджеры авиаперевозчика планируют не только обеспечить текущую производственную деятельность компании и рефинансировать полученные ранее кредиты и займы, но главное — обновить авиатехнику. Компания объявила тендер на поставку пяти турбовинтовых региональных самолетов, и в конце февраля комиссия должна назвать победителя. Заявки на участие в конкурсе подали канадская Bombardier («DASH-8»), французская ATR («ATR-42»), ирландская лизинговая компания Magellan («ATR-42») и Харьковское авиационно-производственное объединение («Ан-140»). Новые самолеты позволят авиакомпании не просто извлечь дополнительную прибыль, но и одновременно укрепить статус надежной компании на рынке заимствований. Источник: Вслух.ру

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку