Александр Филипенко: Президент владеет ситуацией в северных регионах

14.05.2004 00:00
Своими мыслями о прошедших совещаниях делится губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко. - В Салехард были приглашены руководители 27 северных территорий страны. Наша делегация состояла из 10 человек. Разговор большей частью касался сегодняшней жизни северян и того, что необходимо сделать, чтобы она стала лучше. Малочисленные народы Севера имеют уникальные исторические традиции, своеобразную культуру и наряду с этим - множество проблем. О нашей двухдневной работе в двух словах не расскажешь, отмечу основные моменты. Рабочая группа, которую возглавлял мой коллега Вячеслав Штыров (Президент республики Саха (Якутия), наработала весьма качественный, объемный материал, который констатировал ситуацию, что, называется в региональном, ведомственном, социальном, этническом и экологическом разрезах. Эти документы дали возможность достаточно серьезно вникнуть в суть проблемы. На мой взгляд, Президент владеет ситуацией, потому что, к примеру, начиная заседание Президиума Госсовета, он в своем лаконичном выступлении сконцентрировано и точно «прошелся» по всем актуальным, больным вопросам и тем самым задал тон работе этих двух мероприятий. И действительно, все прошло активно, порой в бурной и дискуссионной обстановке. Президент говорил в течение этих двух дней, что Север чрезвычайно важен для России. На мой взгляд, необходимо помнить о тех оценках, посылах и заключениях, которые были сделаны Президентом РФ Владимиром Путиным в Салехарде. -Россия вообще для остального мира считается северной страной. -Всем известно, что Север занимает две трети российской территории. Но важно еще и то, что на Севере размещаются три четверти наших природных ресурсов, столь необходимых сегодня стране. И значение Севера, я в своем выступлении об этом говорил, и, что очень важно, такое же мнение у Президента, будет возрастать. И не только потому, что здесь - ресурсы, человеческий потенциал, но и то, что Север это то место, где надо развиваться. В этом смысле упрощенные размышления о том, как осваивать Север: вахтовым методом или нет, строить города или нет, на мой взгляд, нашли ответ в финальной части этой дискуссии. Президент подчеркнул, что важна еще и заселенческая часть этой проблемы. Люди здесь жили и живут тысячелетиями. И в этой связи, конечно же, надо различать Север, который в России разный. И, как во всяком ином деле, нужно уходить от каких-то абсолютных подходов. Я говорил в своем выступлении, что есть Север, где кроме аборигенов и пограничников, никого нет и, наверное, нельзя туда отправлять людей для проживания хотя бы потому, что это вредно для здоровья. И если там что-то надо для государства сделать, то можно и нужно использовать вахтовый метод, причем после серьезных медико-биологических, климатических и иных исследований. С другой стороны есть территории, в частности наш Ханты-Мансийский автономный округ, где нужно руководствоваться не принципом «или-или», а одним, вторым и третьим вариантами. Не только потому, что здесь уже выстроены города, создана инфраструктура и живет полтора миллиона человек. На мой взгляд, территория автономного округа это место, приспособленное для постоянного проживания людей трудоспособного возраста. Мне кажется, что отношение к Северу как таковому должно быть дифференцировано. Ведь именно Север сегодня, завтра и в обозримом будущем будет во многом определять, как развиваться стране в целом. И то взаимопонимание, которое было достигнуто в Салехарде, чрезвычайно важно. -Если продолжить тему вахтового освоения Севера, то у нас в округе, на Ямале, в других регионах только первые поселки в начале 60-х годов строились как вахтовые. Остальные же населенные пункты уже развивались по другой программе и сегодня закрыть, забросить эти города было бы, наверное, неправильно во всех отношениях. -Наоборот, мы обязаны создать северянам нормальные условия для жизни. Об этом сказал Президент. И в этом ответе - понимание Президентом ситуации. Наверное, сейчас не надо при освоении новых территорий создавать огромных поселений. Но то, что сегодня уже создано в Ханты-Мансийском округе, это не только для автономного округа, не только для того, чтобы добывать нефть, заготавливать древесину, заниматься нефтегазохимией, высокими технологиями и так далее. Это и для того, чтобы жить, как живут нормальные люди, живут в своем собственном доме: удобно, привычно и достаточно комфортно. В этом смысле, мне думается, эту логику ни кому не опровергнуть. И совершенно справедливо Владимир Владимирович говорил, что нельзя жить только на моноэкономике. Нам надо усложнить экономику, что мы сегодня и делаем. Чтобы, к примеру, не просто заготавливать древесину, а получать из этого материалы, различную продукцию и чтобы использование этой древесины приближалось к ста процентам (что вполне реально), а не на сорок, как это происходит сегодня. Именно для этого мы создаем современнейшие производства. Надо не просто добывать нефть, попутный газ, который большей частью просто сжигаем, а развивать нефтегазохимию. Есть у нас и горный комплекс, которым мы только начинаем заниматься. Но нам надо это доказывать своим трудом, своим умом, умением усложнять экономику. Это совершенно очевидно и мы этим занимаемся. Я уверен, что уже в ближайшее время мы начнем масштабное создание предприятий, которые ответят на этот вопрос и позволят нам серьезно стабилизировать финансовую составляющую нашей территории. И я рад, что, по сути, вся работа правительства автономного округа и муниципалитетов является ответом на поставленные Президентом очень четкие и понятные задачи о том, что мы должны делать для северян. Теперь по поводу вахт. Разве вам неизвестно, что как раз в Ханты-Мансийском округе существуют все виды организации труда и жизни? Есть люди, приехавшие 40-50 лет назад, вырастившие здесь детей, внуков и даже правнуков. Наряду с этим мы по-прежнему имеем и вахтовый метод, когда необходимых и недостающих специалистов приглашаем на работу. В этом смысле для меня нет каких-то дилемм. Я подчеркиваю, что в Ханты-Мансийском автономном округе мы только начинаем жить. Но у человека должно быть право выбора. Именно поэтому мы - Правительство автономного округа - в свое время приняли решение о выплате (в своей части) «северных доплат» человеку, отдавшему свой труд Северу и выехавшему в регионы с более благоприятными условиями, независимо от места его проживания. Хотелось бы, чтобы и федеральные власти подключились к решению этой проблемы. Что касается перспектив. В ближайшие 20-30 лет большая половина российской нефти будет добываться у нас. Будет она добываться и в более отдаленном будущем. Правда, с каждым годом это будет делаться все сложнее и с большими усилиями и возможно большим количеством людей. Поэтому вахтовый метод, видимо, будет использоваться и в будущем. И не только, на нашей территории. Сегодня, к примеру, когалымчане активно участвуют в освоении нефтегазовых месторождений на Ямале, потому что это рядом. Осваивают другие территории и сургутяне. Базовые города, которые мы создали, будут опорой для того, чтобы осваивать месторождения и в Восточной Сибири и идти дальше в Арктику. В этом как раз еще одно, на мой взгляд, преимущество Ханты-Мансийского автономного округа. Потому что там, в Арктике, жить нельзя. Надо жить в Сургуте, Нижневартовске, других похожих городах, а работать, в том числе и в тех других регионах. -Для северян весьма важна проблема выплаты районных и северных коэффициентов. Эта тема регулярно возникает в недрах федеральной власти и, естественно, беспокоит население. Затрагивалась ли она в Салехарде? -На эту тему достаточно острая дискуссия была и в первый день на заседании Президиума Госсовета, и на совещании на следующий день. Во-первых, нет на Севере каких-то особых льгот. Есть компенсация людям за то, что они живут и работают в сложных условиях. В этом смысле, мне думается, подвергать ревизии эти вопросы не просто нет необходимости, а совершенно неприемлемо. Я могу сказать, что в ответ на все эти разговоры Президент сказал о том, что нельзя ухудшать ситуацию северян. Мне думается, что это и есть ответ на вопрос. Знаю, что очень активная позиция у профсоюзов всех северных регионов, мы также энергично высказали свою позицию на встрече с Президентом. И я надеюсь, что за разговором, состоявшимся в Салехарде, безусловно, последуют соответствующие поручения Президента, в том числе и правительству, для того, чтобы были приняты адекватные решения. - Об известном ФЗ - 95, по имеющейся информации в СМИ, не было ожидаемого большого разговора в Салехарде. Но в рамках его реализации продолжается работа трехсторонней комиссии по выработке механизма передачи полномочий. Ваше отношение к этому процессу? -Я не скажу, что удовлетворен темпами и качеством работы комиссии. Она продолжается, хотя совершенно очевидно, что затянулась. Но мне кажется, что впервые на последней встрече в том же Салехарде некие оптимистические нотки в достижении результата проявились. Потому что речь перешла из плоскости арифметики к конкретным документам. На следующем заседании, которое состоится в Ханты-Мансийске, в повестке дня будут уже конкретные документы, связанные с разграничением полномочий, проектом соответствующего федерального закона. Если говорить о моей позиции, то, конечно же, нам надо продолжать эту работу. Было бы здорово, если бы мы смогли более активно и оперативно ее завершить, найдя взаимное согласие. Но, опасаясь, что мы этого не сможем сделать в срок, исходя из сложности темы и темпов, которыми мы движемся, нам надо думать и о другом. Могу вас проинформировать, что в автономном округе изданы соответствующие документы о начале процесса формирования окружного бюджета и формирования прогноза социально-экономического развития округа на 2005 год в рамках действующего сегодня законодательства. И мы не можем поступать иначе, потому что вступление в силу 95-ФЗ обусловлено еще и наличием ряда нормативных документов. Это, в первую очередь, новые редакции (с поправками) Бюджетного и Налогового кодексов, которых пока нет. Нет и еще одного документа, который позволил бы нам двигаться вперед - соглашения между областными и окружными органами государственной власти. Именно поэтому мы приняли решение о начале работы над бюджетом округа. Иное решение вопроса чревато негативными последствиями, прежде всего для людей, живущих на наших территориях. Поэтому дискуссия, которая сегодня идет, наверняка продолжится. - Вы сказали, что началась работа по подготовке окружного бюджета на 2005 год. Каким он ожидается, что ждет жителей округа? -Я думаю, что окончательный ответ на этот вопрос мы сможем дать после того, когда получим решения федерального правительства. Несмотря на то, что произошли серьезные финансовые перераспределения в пользу федерального бюджета уже на текущий, 2004 год, но за счет более активной работы с налогоплательщиками, высоких темпов роста экономики в округе, мы имеем позитивные результаты, в том числе и в выполнении доходной части окружного бюджета. Сегодня мы идем с опережением в более полутора миллиардов рублей аналогичного периода прошлого года. Источник: Владимир СТРАШНОВ - "Самарово-Ханты-Мансийск"

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку