Кто и для кого купил народное добро - "ЮТэйр"?

29.06.2004 00:00
С аналогичным опровержением выступили и представители продавца акций.

Напомним, что в руках администрации Сургута и правительства ХМАО находилось около 46 процентов акций ОАО "ЮТейр" - 18,8 и 26,9 процентов соответственно. По словам генерального директора "ЮТэйра" Андрея Мартиросова покупателем обоих пакетов стал "один инвестор". Имени загадочного инвестора Мартиросов не назвал, заметив лишь, что это российская компания, "достаточно известная на территории округа и за его пределами".

Нет сомнений в том, что оба продавца - администрация Сургута и правительство ХМАО в сделке с акциями "ЮТэйра" действовали согласованно. В "белом чуме" Югры не скрывали намерений удержать авиакомпанию на территории ХМАО, ее всегда позиционировали как "окружную" авиакомпанию. Поэтому выбор на "Сургутнефтегаз" в предположениях СМИ пал не случайно. 30 миллионов долларов - серьезная сумма, которую могла потянуть лишь компания с крупным капиталом.

"Сургутнефтегаз", как крупный заказчик авиаперевозок в регионе, безусловно, мог быть заинтересован в таком приобретении, к тому же руководство нефтяной компании всегда придерживалось политики экономии средств за счет выполнения всех производственных задач собственными силами. Однако вчера руководитель пресс-службы "Сургутнефтегаза" Раиса Ходченко опровергла информацию о приобретении акций "ЮТэйра".

Заместитель мэра Сургута Владислав Нестеров в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-газеты "Вслух.Ру" на вопрос о покупателе акций заявил: "Это не "Сургутнефтегаз". Как и Андрей Мартиросов, назвать покупателя Владислав Нестеров отказался. По словам Нестерова покупатель сам раскроется, если пожелает. В сентябре, когда будут внесены изменения в реестр акционеров, его имя будет известно всем.

Тайна вокруг сделки с государственным и муниципальным пакетами акций авиакомпании "ЮТэйр" породила не только множество слухов, но и ряд закономерных и правомерных вопросов. Фактически речь идет о приватизации государственного и муниципального имущества. После принятия в 2002 году федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" государство громогласно заявило о том, что приватизация народного добра будет происходить честно, публично и прозрачно, на конкурсной основе, предполагающей равный доступ к участию в торгах.

Федеральный закон о приватизации (ст.13) предполагает 10 способов приватизации: преобразование унитарного предприятия в Открытое Акционерное Общество; продажа имущества на аукционе; продажа акций ОАО на специализированном аукционе; продажа имущества на конкурсе; продажа акций ОАО, находящихся в государственной собственности за пределами Р.Ф.; продажа акций ОАО через организатора на рынке ценных бумаг; продажа имущества посредством публичного предложения; продажа имущества без объявления цены; внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО и продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.

Если следовать федеральному закону, то акции авиакомпании "ЮТэйр" должны были продаваться на специализированном аукционе или через организатора на рынке ценных бумаг. Но в случае с "ЮТэйром" этого не было. Если бы проводился аукцион, продавцы объявили бы о нем заранее в СМИ, и имя победителя стало бы известно по результатам аукциона. Продажа акций через организатора на фондовом рынке не гарантировала бы их перехода в руки конкретному инвестору, а "желанный" покупатель был известен заранее.

Заместитель мэра Сургута Владислав Нестеров пояснил, что продажа акций "ЮТэйр" осуществлялась не на основе закона о приватизации, а на основе Гражданского кодекса РФ: "Эти акции не находились на балансе нашего комитета по управлению имуществом, они были в хозяйственном ведении у одного из наших предприятий". То есть сделка совершалась по правилам, установленным Гражданским кодексом для всех юридических лиц.

Тот факт, что сделка совершена с государственным и муниципальным имуществом (то есть фактически произошла приватизация), по мнению чиновников, значения не имеет. "Нас ведь контролирует прокуратура, - заметил Владислав Нестеров, - Если бы мы нарушили закон, прокуратура обязательно бы вмешалась и опротестовала сделку". Что касается вопросов гласности, то налогоплательщики Сургута, за чьи средства покупались в свое время акции "ЮТэйра", информированы о сумме сделки - 230 миллионов рублей. По мнению Владислава Нестерова, этого для обеспечения гласности и прозрачности вполне достаточно. Причем, бюджет города получил существенную выгоду, продав акции "ЮТэйра" по цене, в 3-4 раза превосходящей ту, за которую эти акции были приобретены.

Оспаривать сделку с государственными и муниципальными акциями "ЮТэйра" никто не спешит - ни прокуратура, ни другие потенциальные инвесторы. Значит, либо на самом деле сделка безупречна с точки зрения закона, либо она устраивает все заинтересованные стороны.

В кулуарной среде авиаперевозчиков высказывается предположение, что если нефтяная компания не является приобретателем государственного и муниципального пакетов акций "ЮТэйра", то купить их за столь крупную сумму мог лишь один из банков, причем, "не для себя", а скажем, для того же "Сургутнефтегаза".
Называют Сбербанк России и Сургутнефтегазбанк. Если акции купил Сургутнефтегазбанк, то версия о "Сургутнефтегазе" как о компании, положившей глаз на "ЮТэйр", по-прежнему имеет право на существование.

Добрые языки поговаривают, что в планах "Сургутнефтегаза" есть и покупка аэропорта Сургута.

Источник: Вслух.ру - Алексей Пешков

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку