Учиться? Готов!

29.06.2004 00:00
По статистике, каждый второй выпускник поступит в высшее учебное заведение. О том, что ждет абитуриентов 2004 года, мы говорим с начальником отдела профессионального образования и науки департамента образования и науки округа Валерием Галкиным. — Валерий Терентьевич, сколько вузов в округе готовы сегодня принять будущих первокурсников? — Пять государственных вузов, четыре негосударственных и 56 лицензированных филиалов. Сегодня в пределах округа в государственных вузах учится около 46 тыс. студентов, 11 тысяч — на бюджетных местах. Цифра, какой в России нет нигде. Общая тенденция по стране, где в вузах — 10 процентов бюджетных мест, 90 — платных, в округе диаметрально противоположная. В этом году вузами выделено около 1 500 бюджетных мест по различным специальностям. — А вузы самостоятельно определяют, сколько мест будет бюджетных, а сколько коммерческих? — Нет. Это зависит от спроса на те или иные специальности на рынке труда. Для этого ведется мониторинг, и если мы видим, что в учителях физкультуры, к примеру, спортивные и учебные учреждения округа уже не нуждаются, набор на эту специальность сокращается. Причем временно. Возникла необходимость в специалистах, он будет увеличен. Таким образом мы стараемся регулировать уровень спроса и предложений на рынке труда. Кстати, прошедший слух о том, что якобы закрывается филологический факультет в ЮГУ, был абсолютно не обоснован. А возник он потому, что мы предложили факультету продумать, какие еще смежные специальности, кроме классической филологии, можно открыть на базе филфака. — Уже не первый год идут разговоры о необходимости сократить количество филиалов, работающих на территории Югры... — Ну, это не в нашей компетенции. Закрыть филиал можно только приказом министерства. И потом филиал филиалу рознь. К примеру, в Нижневартовске работает филиал Южно-Уральского госуниверситета, за несколько лет они купили пятиэтажное учебное здание, выделяют бюджетные места для студентов, формируют лаборатории. При этом в филиале полный цикл обучения с 1-го по 5-й курсы. И деньги, которые платят студенты, остаются здесь же, в городе. Это достойная работа. — Планируется ли в этом году открытие новых специальностей в вузах? — Безусловно. В Нижневартовском пединституте открыты специальности "социокультурный сервис и туризм", "связи с общественностью", "документоведение и документальное обеспечение управления". В Сургутском университете открывается целый ряд новых инженерных специальностей, связанных с нефтегазодобычей, "технология и предпринимательство". В Югорском и Сургутском университетах открыта специальность "безопасность жизнедеятельности". Причем два разных варианта. В одном вузе будут готовить учителей ОБЖ, в другом — инженеров по технике безопасности. Для того, чтобы вузы не дублировали друг друга. — В округе по-прежнему не хватает специалистов инженерных специальностей. Как внедряется концепция инженерного образования? — Открытие инженерного факультета планируется в Нижневартовске. Сегодня там работает филиал Омского технического университета, который готовит не юристов и экономистов, как другие филиалы, а инженеров. С этим филиалом есть договоренность, что он поможет нам в городе открыть инженерный факультет по обучению специалистов в области энергетики. В перспективе — открытие строительных специальностей. Есть инженерный факультет и в Югорском университете. — Но для него требуется хорошая материально-техническая база, сформировал ли ЮГУ ее за два года существования? По бумажкам инженера не выучишь. — Конечно, ЮГУ только развивается, но площади для лабораторий уже есть, и строительство продолжается. Есть база и для практики, для чего заключаются договоры с предприятиями. — Ежегодно существует в округе целевой набор студентов, когда дети учатся за счет окружного бюджета не только на территории Югры, но и за ее пределами. Отслеживает ли кто-нибудь, сколько молодых специалистов возвращается в округ и отрабатывает на предприятиях свое обучение? — Возвращаются далеко не все. Пока не разработаны, к сожалению, правовые механизмы ответственности выпускника вуза перед территорией, пославшей его учиться. Хотя, на мой взгляд, такие законы должны быть приняты на уровне Федерации. Наверное, это несправедливо, когда мы на деньги наших налогоплательщиков обучаем кадры для Москвы, Петербурга и Тюмени. — Можно спрогнозировать конкурс в вузы в этом году? — Он растет. В прошлом году, по сравнению с предыдущим, вырос в среднем по округу в 1,5 раза. Эта тенденция сохраняется. Отток абитуриентов за пределы Югры сокращается. — Что случится с вузами округа, если Югра потеряет финансовую самостоятельность? Тем более, что губернатор Тюменской области Собянин не приветствует развитие высшего образования в округах, считая, что тюменских вузов достаточно. — Я бы очень хотел посмотреть на того человека, который рискнет закрыть хоть один вуз. Но вспомните 1991 год, когда все российские вузы остались без средств. И что? Выстояли, ни один не закрылся. В системе высшего образования есть масса механизмов выживания. Да, будет меньше бюджетных мест, может, они вообще останутся лишь для особо одаренных. Но такова тенденция во всем мире. И люди учатся. Мы, кстати, уже и сегодня не увеличиваем общее число бюджетных мест. Если открываем новую специальность, то "урезаем" старую. Это и есть оптимизация бюджета. Таким образом мы, в общем-то, стимулируем вузы к проявлению собственной инициативы. Кроме того, вузы могут очень неплохо зарабатывать научно-договорной деятельностью, предоставлять платные образовательные услуги и т.д. — Если обучение станет коммерческим, трудно будет регулировать обучение нужных специалистов. Все рвутся в юристы и экономисты. И не откажешь. Хочу и плачу. — Существует естественный механизм выбора. Люди уже сегодня стали понимать, что бухгалтеру, к примеру, устроиться на работу очень сложно. А инженеров "рвут на части". И планка престижа начинает меняться. Вообще, если говорить о требованиях рынка, округ остро нуждается в технических специалистах со средним профобразованием. — Было время, когда в наших вузах преподавали профессоры вахтовым методом. Как обстоят дела с преподавательскими кадрами сегодня? — Очень неплохо. Вузы округа давно готовят своих кандидатов и докторов наук. Их число составляет около 50 процентов от числа всех преподавателей. — Это значит, что студентов учат лучше? Или, получая ученые степени, преподаватели преследуют одну цель — собственный рост. — Очень сложная тема — качество образования. Мы работаем в этом направлении. Разрабатываются новые методики для вузов, чтобы повысить качество образования, чтобы заинтересовать, а, может, заставить преподавателей работать со студентами продуктивнее. Трудность заключается в том, что в России до сих пор не существует четкого определения, что такое качество образования. — А довольны ли школы качеством подготовленных учителей, больницы — врачей, редакции — журналистов... — Все хотят получить готовеньких специалистов, но все равно выпускнику надо доучиваться на предприятии. Требуется время для адаптации. И все эти завышенные запросы от того, что нет желания работать с молодыми. И это проблема — как вернуть прекрасную систему наставничества. Нужны законы, нужна защита молодому специалисту. — Изменились какие-то правила льготного приема в вузы? — Все льготы, которые были, остались. Кроме того, на Совете ректоров округа в этом году было принято решение принимать призеров окружных олимпиад на первый курс без экзаменов. — Есть ли в округе противники зачисления студентов по результатам ЕГЭ? — Были сетования, что процедура ЕГЭ более сложная, чем обычный экзамен. Но принципиальных противников нет. Да и выпускники поняли, что система ЕГЭ более удобная. Поэтому в этом году число ребят, выбравших выпускной экзамен в такой форме, выросло. — Что должен знать родитель абитуриента? — Если вы решили, что ребенок будет поступать в филиал, внимательно изучите документы. Помните, что руководить филиалом должен человек, имеющий ученую степень не ниже кандидата наук, что вахтовым методом ведется не более 25-ти процентов предметов и т.д. Посмотрите, в каких аудиториях проходит обучение, есть ли лаборатории и производственные классы, по сколько учебных часов будет у студента в день и т.д. У родителей, платящих деньги, очень много прав. Научитесь ими пользоваться. /Татьяна Северская/ КСТАТИ Министерство образования Российской Федерации определило рейтинг российских университетов по итогам деятельности в 2003 году. Среди 87-ми вузов первые три строчки занимают Московский, Санкт-Петербургский и Томский университеты. Лучшим среди университетов округа стал Югорский, несмотря на свою молодость. Он занял 28 место, оставив позади многие более зрелые вузы, в том числе и Тюменский. Сургутский университет занимает 44 строчку. В рейтинге среди педагогических вузов Нижневартовский и Сургутский государственные педагогические институты заняли 1 и 2 места. Неплохо смотрятся вузы Югры и в общем официальном рейтинге педагогических и лингвистических вузов России. В перечне из восьмидесяти университетов и пединститутов страны, включенных в рейтинг, Нижневартовский государственный педагогический институт занял 35 строчку, а Сургутский государственный педагогический институт — 38 место, обойдя своих коллег с юга Тюменской области (Тобольский пединститут им.Менделеева на 49 строке, а Ишимский пединститут — на 74-й). Источник: "Новости Югры"

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку