Рождение «дракона»

10.08.2004 00:00
— К своему профессиональному празднику работники строительного комплекса Югры подошли с неплохими результатами. За полугодие мы сдали в округе 156 тысяч квадратных метров жилья, к концу года эта цифра должна увеличиться до 700-750 тысяч... В эксплуатацию принята больница в Нягани. Скоро войдут в строй действующих больницы в Нижневартовске и Пойково. Готовятся к сдаче театрально-концертный комплекс в Ханты-Мансийске, культурно-спортивный комплекс в Лянторе. Нам предстоит сдать восемь школ — на радость детям и их родителям. Причем появилась тенденция возводить комплексы, в которых можно учиться, отдыхать, развлекаться, заниматься спортом.
Сегодня сданы или готовятся к сдаче объекты во многих городах и поселках округа.
Подписание договора трех субъектов Федерации, расположенных на территории Тюменской области, помогло нам четко определиться, внесло ясность в дальнейшие наши планы. Безусловно, средств, которые мы могли бы использовать в строительстве, будет несколько меньше, но постараемся работать так, чтобы сокращение финансовых ресурсов не сильно влияло на темпы и объемы строительства. Есть возможность строить жилье с помощью инвестиций, через ипотеку.
Строители смотрят в будущее с надеждой, мы не ожидаем каких-либо серьезных экономических катаклизмов. И знаем, чего хотим. Строили, строим и будем строить.
Накануне праздника хочу поздравить всех, кто работает в строительном комплексе нашего округа, с Днем строителя, пожелать удачи, счастья и здоровья. Пусть огни в окнах сданных домов, веселые голоса детей в новых школах будут той радостью, которой вы заслуживаете. С праздником, друзья, всего вам наилучшего!

Новый мост на Иртыше первый раз лучше всего увидеть утром, когда его очертания полускрыты речным туманом. Тележурналист "Первого канала" сказал в своем репортаже, что местные жители называют его "драконом" — из-за выгнутой решетчатой арки, напоминающей спину огромного динозавра. Не знаю, не слышал такого названия от горожан. Но мост и вправду похож в утренней дымке на гигантского дракона из средневековой сказки, который взял да и уснул поперек реки...

Заказчики
Вячеслав Фридман, заместитель директора региональной дирекции дорожного департамента Югры:
— Мост для округа — это ликвидация последнего большого препятствия для движения автотранспорта по широтной трассе Томск—Пермь. Кроме того, мост свяжет отрезки автодороги через Ханты-Мансийский автономный округ, дублирующей дорогу вдоль Транссибирской магистрали. Для округа — это связь восточной и западной (а это более половины территории округа, отрезанной бездорожьем от общефедеральной системы автодорог) частей территории. Будет и выход на Салехард по ветке, построенной газовиками. Строительство моста означает и сокращение дороги до Москвы, устойчивое движение автотранспорта между промышленно развитыми регионами и сырьевой базой Полярного Урала (лес, нефть, железо, уголь, полиметаллы). В общем, многоцелевое такое получается сооружение.
В чем специфика развития автодорог в нашем регионе? Довольно развитые системы строили нефтяники, но для решения своих, сугубо ведомственных задач. Поскольку нужно было обслуживать месторождения, то дороги строились между ними и городами, откуда ездили на работу и возили оборудование. Например, вокруг Сургута и Нижневартовска построены гигантские сети дорог. Но между собой эти участки автотранспортной сети раньше были не связаны. Потом начали строить отрезки дорог, чтобы объединить эти участки в общую сеть. Этим мы сейчас и занимаемся.
Но оставались еще препятствия в виде больших сибирских рек. Строительство обского и иртышского мостов решит задачу создания общей системы автотранспортных дорог территории Югры. Кроме того, произойдет включение системы в общефедеральную сеть. Наконец, автотрассы Югры присоединятся к международной сети дорог, связывающей страны Скандинавии и среднеазиатские регионы.
На серьезную работу приглашают серьезных специалистов. Строительная биография Фридмана началась с должности мастера на строительстве железнодорожного моста через Обь около Сургута. Потом проектировал по заказам нефтяников автодороги возле этого же города. Участвовал в проектировании мостов у Нефтеюганска, Ивлево, Тобольска. Был приглашен в окружной строительный департамент для участия в возведении вантового моста через Обь. В России мостов такого класса с рекордным пролетом — 408 метров для однопилонных систем — не было.
После окончания строительства моста через Обь группа специалистов в 2001 году приступила к реализации проекта нового сооружения — моста через Иртыш. По программе "Дороги России" начало его возведения было определено в 2004 году. За три года было сделано обоснование инвестиций (этот проект был защищен в Госстрое), проведен тендер, который выиграла петербургская фирма "Трансмост", предложившая наиболее приемлемую цену и самое подходящее конструктивное решение. И хотя мост имеет не только общероссийское, но и международное значение, он строился только на окружные деньги. Ни копейки из федерального и областного центров.
Место для строительства моста выбирали тщательно. В архивах разыскали материалы, фиксирующие формирование русла Иртыша за последние сто лет. Там, где сейчас стоят пролеты моста, берега целый век не менялись. Это гарантирует минимум затрат по укреплению грунта и вселяет уверенность в надежности сооружения. Рассматривались и проекты вантового, висячего мостов.
Работа была интересной и требовала нестандартных решений. Такие решения и принимались. Например, по перевозке блока моста-арки весом в 4000 тонн. Эта конструкция была собрана на берегу, перевезена на баржах к пролету и там смонтирована. В России операция такой сложности проходила впервые.
В средние века автор и исполнитель проекта на момент первого проезда тяжело- груженой телеги стояли под мостом, гарантируя свою уверенность в прочности сооружения. С тех пор нравы сильно смягчились, под мостом уже никто не стоит, но испытания проводятся серьезные. Так что новый мост в худшем случае может рухнуть разве только на мониторе компьютера.
По расчетам мост нужно было сдать к 20 сентября. Но праздник состоится 10-го — когда округ будет торжественно отмечать добычу восьмимиллиардной тонны нефти, полученной с месторождений Ханты-Мансийского автономного округа. Но мог быть сдан и раньше. Сегодня осталось провести окраску конструкций и проложить асфальтобетонное покрытие.

Проектировщики
Валерий Мартынов, главный инженер проекта:
— У главного инженера проекта вопросов к заказчику и подрядчику нет. Работа проделана просто колоссальная. Мелкие шероховатости, которые случались, — не в счет. Тем более в таком масштабном и уникальном проекте. Я этим мостом буду гордиться вовсе не в конце жизни, вспоминая прошедшие события, горжусь уже сейчас.
Очень рад, что на строительстве этого моста познакомился со многими замечательными людьми: от мастера до генерального директора "Мостостроя-11". Они относятся к этой стройке, я бы сказал, ревностно. И это очень хорошо.
Проектировщицы Елена Кузнецова, Татьяна Колесникова (фирма "Трансмост", Санкт-Петербург), выполняющие авторский надзор. Говорят вместе, дополняя друг друга:
— В Сибири мы первый раз. Очень красивый край, необъятные просторы. Когда приземлялись, все бросились к иллюминаторам — смотреть. Даже самолет накренился.
Удивительные люди здесь — раскрепощенные, очень приветливые, доброжелательные.
Расчеты этого моста были сложными, неординарными. Работалось трудно, но приятно, что справились. Себя начинаешь больше уважать.
Из-за заказа на проектирование этого моста у нас в институте выросла зарплата. Но эта работа не только денежная, но и престижная. Мост на Иртыше — уникальный. Его длина 1 300 метров. Построен он в короткие сроки, с такой четкостью, с такой слаженностью! Огромные блоки собраны с четкостью до миллиметра. А ведь порой и книжную полку дома прямо прибить не получается.
Готовы работать над проектированием мостов в Сибири и дальше...

Строители
Ралиф Магасталов, прораб "Мостоотряда-29" треста "Мостострой-11":
— От начала и до конца мы строили и обской мост. Так что опыт, который накопили там, пригодился. Хотя, с другой стороны, крупицы опыта собираешь всю жизнь. Пригодилось и то, что узнал, когда десять лет работал на БАМе. Новичка без присмотра к сложной операции не допустишь. Есть ведь еще рабочий талант. Не каждый войдет в коллектив. Не из каждого, даже с самым лучшим образованием — сколько его ни учи — может получиться хороший работник.
Игорь Волчек, мастер бригады по сварке "Мостоотряда-29" треста "мостострой-11":
— Как-то принято гордиться профессией нефтяника. Они делают важную, почетную работу. И денег много получают. С этим никто не будет спорить, все так. Но и у наших ребят свое отношение к тому, что они делают: смотрите, что мы построили — такого больше нигде нет! И мост навсегда останется на этой земле. Люди работают не только ради денег, но и "за идею", хотя об этом лишний раз не скажут.
Эти два моста с гордостью можно будет показать и детям, и внукам.
То, что человек работал на строительстве мостов, может и должно служить доказательством того, что он способен решать самые сложные задачи.
Ну а если бы мне пришлось идти на строительство нового сложного объекта, с удовольствием пригласил бы работать бригадира монтажников Владимира Гнибеду, сварщиков Михаила Адамишина, Владимира Малиша, Бориса Лопатина, Николая Кулебина, монтажника Алексея Жердева... Под их присмотром за два-три года и смена из молодых ребят подросла уникальная. Наше пожелание руководителям — не растерять бы этот коллектив.
Мостостроение в России — это профессия надолго. Ведь по дорогам наша страна вовсе не на первом месте в мире. А какая дорога без моста? Посмотрите на наш Север... Дороги не бывают без мостов... Придет время — придется ставить и эстакады возле городов. Это ведь тоже наши объекты...
Я давно работаю, есть с чем сравнить организацию строительства обского и этого моста с прежними. Не приходилось ждать оснастку, стройматериалы — все вовремя, качественное, в срок. На складах — порядок. Потому и работалось на подъеме... И условия жизни в нашем городке прекрасные. Есть хорошая столовая. Обо всем этом раньше можно было только мечтать.
...Прекрасен этот мощный "дракон" и в летний полдень. Он уже родился, но не знает об этом, а просто видит последний, самый сладкий сон.
Говорят, щенкам снится, что они взрослые собаки, поэтому они и в дреме рычат и лают, может быть, везут нарты или загоняют зверя, — короче говоря, выполняют свою достойную работу... Не знаю, что снится нашему "дракону", но работать ему придётся много, потому что он сразу родился взрослым, большим и красивым...

Источник: "Новости Югры" - Виталий Копнов

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку