UTair съела конкурента

24.08.2004 00:00
Это четвертое поглощение в авиационной отрасли за летние месяцы.

Четвертая по объему перевозок в России UTair (Ханты-Мансийский АО) была одной из немногих авиакомпаний первого эшелона, до сих пор не поглощавших других перевозчиков.
До последнего времени структура предпочитала стратегию «выдавливания» конкурентов с интересующих ее региональных рынков.

В прошлом году, например, «Тюменские авиалинии» были объявлены банкротом, поскольку не выдержали конкуренции с UTair на линии Тюмень-Москва и по внутритюменским направлениям.

И хотя руководство компании никогда не отрицало возможности покупки региональных перевозчиков при условии приемлемого соотношения цены и качества активов, до конкретных сделок не доходило. И вот в прошлом месяце гендиректор UTair Андрей Мартиросов заявил журналистам, что близка к завершению сделка по покупке регионального перевозчика. Как сообщил «Газете.Ru» источник в наблюдательном совете компании, пожелавший остаться неназванным,
UTair заканчивает оформление слияния с ОАО «Комиинтеравиа» из Сыктывкара.

Бывшие и новые владельцы «Комиинтеравиа» официально не подтверждают факт совершения сделки и уж тем более не раскрывают ее параметры. Андрей Мартиросов заявил «Газете.Ru»: «Владельцы нескольких региональных перевозчиков обращались к нам с предложениями о покупке. И, как вы знаете, одно из них нас очень заинтересовало. Оформление сделки уже в заключительной стадии, но до его полного завершения мы не хотели бы раскрывать ее участников и подробности. Мы будем готовы все рассказать в начале сентября».

Источник «Газеты.Ru» в наблюдательном совете UTair на условиях анонимности согласился раскрыть некоторые детали сделки. По его словам, «Комиинтеравиа» куплена примерно за $10 млн у фирмы «Комиинтеравиа-Москва» (по некоторым сведениям, аффилированная с менеджментом авиакомпании — «Газета.Ru»), которая ранее консолидировала 100% акций сыктывкарского перевозчика.

Если это действительно так, то «Комиинтеравиа» досталась UTair весьма недорого. Для сравнения, примерно в такую же сумму UTair обходится покупка трех турбовинтовых самолетов ATR-42. Получается, что за столь скромные деньги UTair приобрела не только маршрутную сетку «Комиинтеравиа», но и принадлежащий сыктывкарской компании самый большой в России парк самолетов Ту-134, состоящий из 23 бортов, а также мощную авиационно-техническую базу (АТБ) по обслуживанию этих машин.

Именно эта база, судя по всему, и стала главной причиной покупки «Комиинтеравиа».

UTair проводит реструктуризацию управления своими активами, превращаясь в группу компаний: она уже выделила в отдельные юридические лица финансовое и лизинговое направление своей деятельности — ООО «UTair-Финанс» и ООО «UTair-Лизинг». Та же судьба ждет вертолетное подразделение. Уже создано дочернее предприятие в ЮАР — UTair South Africa, аналогичная работа ведется в одной из стран ЕС.

Кроме того, планируется объединить в самостоятельную компанию все авиационно-технические и ремонтные активы UTair (в частности, базы по обслуживанию самолетов в аэропортах Сургута и Тюмени, а также тюменский завод №26 по ремонту вертолетов семейства Ми — «Газета.Ru»). В это дочернее предприятие и войдет, вероятнее всего, техническая база в Сыктывкаре.
Сами же самолеты Ту-134 и маршрутная сетка «Комиинтеравиа» будут переданы в UTair, в итоге сыктывкарская авиакомпания исчезнет как юридическое лицо.

Таким образом, пассажиропоток UTair увеличится в среднем на 200 тыс человек в год. К тому же она не будет испытывать недостатка в машинах, если решит открыть новые маршруты, а наличие еще и собственной базы по техобслуживанию этих машин позволит ей продержаться до 2008 года — крайнего срока серийного производства Russian Regional Jet (RRJ, совместный проект Гражданских самолетов Сухого и американской самолетостроительной корпорации Boeing. — «Газета.Ru»). UTair планирует закупить по меньшей мере 20 таких машин для дальнейшей замены Ту-134.

Для справки:

Российские перевозчики первой десятки активно скупают авиакомпании второго эшелона. Пионером в этом смысле можно считать новосибирскую «Сибирь», которая два года назад купила «Внуковские авиалинии» (Москва), а нынешним летом объявила о приобретении Челябинского авиапредприятия. В прошлом месяце красноярская «KrasAir» попросила разрешение антимонопольных органов на покупку «Домодедовских авиалиний» (Москва). А чуть более недели назад «Аэрофлот» купил Архангельские воздушные линии.

Авиационные власти придерживаются политики на сокращение числа авиакомпаний. Глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько сообщил на этой неделе, что сертификаты эксплуатанта действительны у 199 перевозчиков (против почти трехсот в конце 90-х годоы). По словам чиновника, количество участников рынка и далее будет снижаться, а авиационные власти будут всячески этому способствовать, ужесточая требования к перевозчикам, особенно в сфере обеспечения авиационной безопасности.

Источник: «Газета.Ру» - Ирина Мокроусова

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку