Л. Чистова: «Деньги можно делать не только из нефти»

14.12.2004 00:00
Когда мы встретились с замом председателя югорской Думы Любовью Чистовой в ее кабинете, некоторое время пообщаться спокойно не получалось. В помещение все время заходили люди с букетами, «прорывались» через приемную вице-спикера и дарили Чистовой подарки и цветы. Оказывается, на днях у депутата был юбилей, но поздравлять ее продолжали в последующие несколько дней. «Забавно, — подумал я. — Может, это такая северная привычка?». На самом деле, пообщавшись с Любовью Александровной, я понял, что этого человека можно уважать не только из-за власти, на всякий случай и по разным другим причинам. Ее можно просто уважать. Потом она сняла трубку, чтобы не отвлекаться от беседы, а я включил диктофон. Оказалось, что Чистова большой патриот Ханты-Мансийска и самой Югры, бывший прокурор с большим стажем работы, заслуженный юрист. А еще имеет очень интересный взгляд на то, как округу жить без «нефтяных денег». Ну и, конечно, мы не могли поговорить о профильной деятельности Любови Чистовой как депутата, возглавляющей комитет Думы ХМАО по социальной политике. — Любовь Александровна, не так давно Дума ХМАО приняла в окончательном чтении закон о бюджете округа на 2005 год. Я знаю, бюджет Югры будет социально направлен. Тем не менее, как известно, есть в бюджете дефицит в более чем 6 млрд. рублей. Скажите, много было сокращено социальных программ? — Я поняла вопрос. Вы хотите спросить, как в округе секвестируют и оптимизируют бюджет. Хочу сразу сказать, что в округе есть хорошая традиция — вступать в новый год с принятым бюджетом. Теперь ее переняли многие российские субъекты, но одним из первых был наш округ, и в ноябре мы уже знали: какие показатели, доходы и расходы ожидают наш округ в следующем году. В этот раз мы также в ноябре во втором окончательном чтении приняли бюджет на 2005 год. Он меньше, чем в этом году, и действительно является дефицитным. Балансовая разница между доходами и расходами составляет порядка 6,5 млрд. рублей. Все знают, что бюджет у нас всегда был социально направленным. В этом году, несмотря на то, что бюджет поменьше, у нас достаточно много программ, помогающих бюджетникам, — более 45. На их финансирование идет большая доля бюджета — в этом году она составляла 15%, в будущем несколько меньше. По этим программам мы пытаемся так вложить имеющиеся деньги, чтобы это было не хуже уровня прошлого года, и чтобы оставался задел на дальнейшее развитие. — А какие самые важные социальные программы вошли в бюджет и какие не вошли? - Начиная с прошлого года, ни одна программа у нас не ушла в небытие. Среди приоритетных программ, хотя они все главные: программы «Дети Югры», «Молодой семье — доступное жилье», «Сельская школа», «Социальная поддержка инвалидов»… Всего их очень много, и они направлены в помощь человеку. Еще раз скажу, что ни одну программу мы не убрали, а кое-где пришлось посмотреть на возможности. И я не скажу, что какие-то программы претерпели в округе серьезное урезание. Скажу еще об одном, что не является ни для кого тайной. В 2004 году у нас были и еще есть дополнительные поступления… — Это те средства, которые привели к профициту в этом году? — Да. Три раза в 2004 году депутаты собирались для обсуждения по распределению этих денег, смотрели, куда эти средства вложить в первую очередь, и финансировали социально значимые программы дополнительно. Кроме тех, которые я уже назвала, скажу, что депутаты очень серьезно работали также над двумя программами: «Молодой семье — доступное жилье» и «Снос ветхого и фенольного жилья». И те деньги, которые были дополнительными (они не лишние), шли на выполнение этих жизненно важных программ. Поэтому мы уже где-то, перевыполнив программы на 2004 год, понимали, что в каких-то программах мы можем на будущий год не увеличивать финансирование, а остановиться на уровне этого года. Если смотреть в цифрах, то картина следующая: окружные доходы ХМАО — 43 533 771 тыс. рублей, расходы — 50 061 837 тыс. рублей. Дефицит составляет порядка 6 530 066 тыс. рублей. По трехстороннему соглашению 29,5% отчислений с налога на прибыль организаций в ХМАО переходит в бюджет Тюменской области, плюс 5% отчислений от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). На образование в 2005 году округ выделяет 3 102 435 тыс. рублей, на культуру, СМИ и прочее — 1 111 842 тыс. рублей, на здравоохранение и спорт — порядка 3 649 390 тыс. рублей. На социальную политику запланировано выделить около 1 925 826 тыс. рублей. Если говорить о консолидированном бюджете округа, то здесь такие показатели: расходы — около 73,2 млрд. рублей, доходы — около 66,1 млрд. рублей. В целом можно сказать, что при сокращении денег программы все сохранились. И я думаю, что сегодня, даже несмотря на то, что нужно реализовывать 122-ой федеральный закон, а там идет распределение средств большое: между Федерацией и субъектом РФ, между субъектом и муниципалитетами, округ, тем не менее, будет себя чувствовать уверенно. — Вы были сопредседателем рабочей группы по выработке трехстороннего соглашения по исполнению федерального закона №95 между Югрой, Ямалом и Тюменской областью. Не считаете ли вы, что тот самый дефицит на 2005 год в бюджете ХМАО, то есть его нынешний объем, является следствием того соглашения, подписанного тремя губернаторами в июле этого года? — Да, это следствие соглашения, в том числе этого договора, который существует между Тюменской областью и двумя автономными округами. Вы знаете об отчислениях из бюджета нашего округа, которые ушли в тюменский бюджет. Правда, они ушли не просто так. Они ушли для того, чтобы реализовывать программы, имеющие значение не только для Тюменской области. Эти программы сейчас согласовываются между нами. Они связаны опять же с социальными вопросами, с переселением людей, которые длительное время жили в округах, а сейчас выезжают на постоянное место жительства на юг Тюменской области. Они нужны для того, чтобы сохранить этим людям надбавку к пенсии. Программы, включающие в себя создание оздоровительных центров на юге области с тем, чтобы те, кто уехал не сегодня, а еще вчера, многие годы могли и за средства округов поправлять свое здоровье. — Понимаю, что вопрос, может быть, преждевременный, но тем не менее… Что округ намерен делать в 2006 году, когда с января в федеральный бюджет будут уходить 100% НДПИ по нефти? Ведь это деньги, очень важные для Югры? — Знаете, я глубоко убеждена, может быть, во мне говорит прокурорское прошлое… — А вы работали прокурором? — Да, конечно, многие годы. Мне кажется, нужно просто заставить человека работать. Если раньше была 229-я статья Уголовного кодекса, которая привлекала к ответственности за тунеядство и бродяжничество. То есть человек, может быть, под страхом уголовного наказания шел работать, потому что лучше там что-то делать, чем баланду хлебать… — Что вы имеете в виду? — Я считаю, что сегодня нужно, может быть, даже без уголовного принуждения, просто так строить политику, чтобы заставить человека работать. Если он будет работать, а в нашем регионе он будет получать хорошие деньги за свою работу, из них будет платить налоги, а с налогов будет формироваться бюджет региона, который будет формироваться для этого человека. Это, конечно, образный пример, но в целом таково мое представление. Так вот перед нами должна стоять задача, чтобы не столько распределять бюджет, сколько заинтересовать человека. Поэтому мы думаем, чтобы наши компании, работающие в округе, большие и маленькие, не прекращали работу, чтобы у нас больше использовалась своя рабочая сила, тех, кто живет здесь, чтобы меньше использовался вахтовый метод, о котором говорят, что это самый лучший выход в развитии Севера. Я так не считаю, это прошлый век, и метод себя не оправдал. Так вот, если компании, частный бизнес, предпринимательство дадут работу и заинтересуют, то и бюджет будет наполняться. У нас сегодня из чего бюджет складывается? Налоги от юридических и физических лиц. Там большие средства. Поэтому одна из первых целей — не потерять те компании, которые у нас зарегистрированы. Работать с работодателями. — Вы имеете в виду ситуацию с «Юганскнефтегазом»? — Нет. — Конечно, хочется задать вопрос на эту тему… — Вы знаете, я бы не хотела об этом говорить. Просто есть люди, которые в этой сфере являются специалистами и профессионалами. Об этом нужно говорить с ними… — Я понял. Хорошо, давайте предметно говорить о ситуации в 2006 году… — Хорошо. Деньги из бюджета уйдут в федеральный бюджет. Но ведь нефть — это не все, из чего можно пополнять бюджет. Можно делать деньги из спорта, из туризма, у нас очень сильно развит лесопромышленный комплекс. Кроме того, я не знаю, как обстоит ситуация в соседних регионах, но у нас очень хорошо себя зарекомендовали организации среднего и малого бизнеса. Это ведь тоже деньги — бюджет округа. Поэтому есть много источников для пополнения бюджета региона, это нужно просто видеть и заставить человека работать. Источник: uralpolit.ru - Виталий Сотник

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку