Север останется Севером?

09.02.2005 00:00
Каково отношение нашего государства к мерам социальной поддержки населения, живущего здесь, будут ли продолжены федеральным правительством протекционистские меры, которые советское государство ранее осуществляло в отношении Севера? По словам Курбана Амирова — это один из самых важных вопросов, которые стоят сегодня перед северными регионами, федеральной властью и депутатами Госдумы. Провести черту «Как всё просто удаётся на словах и на бумаге, как легко на гладкой карте стрелку начертить. А потом идти придётся через горы и овраги...» (Из детской песенки) Сегодня перед государством встала ещё одна важная проблема, и не последнюю роль в этом сыграл пресловутый 122 закон: сколько Cевера в нашей стране должно быть? Где должны пролегать его границы? На каком основании территории подразделяются на северные? В прошлом году правительство РФ инициировало вопрос о районировании Cевера, подготовило схемы, как это районирование перераспределить. Но оказалось, что научных, социальных, экономических, биологических оснований для перераспределения территорий нет. Комитет Государственной думы по проблемам Севера и Дальнего Востока провёл большую работу для того, чтобы получить разумно обоснованные критерии. Около сорока научно-исследовательских институтов более года работали над этой проблемой. В их исследованиях учтён весь спектр вопросов, касающихся определения северных территорий. Результатом стали научные рекомендации по районированию Севера. — Возникает принципиальный вопрос, — говорит Курбан Амиров, — что делать с этими материала в ближайшее время увеличения финансирования этой программы из федерального бюджета не предвидится. В Югре всё спокойно, спокойно, спокойно... «Как прожить на белом свете? Это знают даже дети! Легче этого вопроса нету ничего. Просто надо быть красивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым, только и всего!» (Из детской песенки) Мы уже неоднократно писали о том, что Ханты-Мансийский округ сохранил меры социальной поддержки льготных категорий граждан и федерального, и регионального уровня в объёмах 2004 года. Но вот, что получается. Регионы, которые не имели возможности сделать это, в настоящее время хотя и подвергаются критике со стороны правительства России тем не менее могут рассчитывать на помощь. А отношение правительства, Госдумы к субъектам Федерации, сохранившим льготы, не совсем понятное. В связи с этим возникает вопрос: кто компенсирует финансовые затраты регионов в отношении мер социальной поддержки льготникам федерального значения? — Сегодня в России 16 регионов, которые смогли сохранить меры социальной поддержки на прежнем уровне, — комментирует ситуацию Курбан Амиров. — Причиной тому — стабильная экономическая ситуация в этих территориях и забота о гражданах. Безусловно, для такого решения необходимы определённые финансовые ресурсы. Но пока никто особо не пытается разобраться, за счёт каких финансовых источников это сделано. Если мы поделили полномочия, соответственно, поделили и кошельки. Сегодня львиная доля доходов округа уходит в федеральный бюджет. Я считаю, федеральный центр должен компенсировать эти затраты, поскольку нынче деньги на меры социальной поддержки населению есть, а завтра их может не быть, и тогда регионам придётся заниматься лишь своими льготниками. По мнению Амирова, сегодня никто не будет пытаться увеличить налоговое бремя на Ханты-Мансийский округ, поскольку Госдума свои главные решения уже приняла в прошлые годы — доходная база Югры снижена, произошла централизация основного доходного источника округа — налога на добычу полезных ископаемых. «Нужно оставить регион в покое, дать ему возможность разобраться со своими доходами. Уже довольно попыток подорвать экономическую основу Югры». Автор: Фаина Неверова

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку