Югорские прокуроры: школы незаконно берут деньги

16.03.2006 00:00

Как сообщили в пресс-службе прокуратуры, в уставах образовательных учреждений отсутствуют обязательные положения, регламентирующих компетенцию учредителя, перечень локальных актов.

Установлены факты ограничения общедоступности основного общего образования, в части истребования для поступления дополнительных документов (справки о гражданстве ребенка, справки с места работы родителей с указанием занимаемой ими должности, заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению, паспорта, дневника учащегося).

В нарушение требований закона порядок приема и перечень документов, предоставляемых для поступления в учреждения устанавливался директорами образовательных учреждений.

Так, в отдельных уставах образовательных учреждений Сургута, было установлено право учреждения на отказ в приеме ребенка в случае отсутствия у него гражданства РФ и регистрации по месту жительства, а также проведение конкурсного отбора при поступлении в образовательное учреждение.

Выявлены факты установления и применения незаконных мер воздействия на учащихся в виде выговора, строгого выговора, условного исключения из школы, принесения публичного извинения, отстранения от занятий.

В отдельных уставах обучение начальным знаниям об обороне государства, о воинской обязанности граждан было определено на факультативной (добровольной) основе.

Выявлены факты закрепления за органами общественного контроля незаконных полномочий по рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних и применению к ним мер воздействия в рамках административного законодательства.

Так, прокурором Нижневартовска опротестованы нормы положения о совете профилактики общеобразовательных учреждений (МОУ СОШ № 2, МОУ СОШ № 24), которыми в число полномочий совета отнесено рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и применения к ним мер воздействия в рамках административного законодательства.

На родителей (законных представителей) незаконно возлагались дополнительные обязанности по осуществлению ремонта классных помещений, мероприятий по укреплению хозяйственной и учебно-материальной базы школы, ее благоустройству и созданию в ней нормальных санитарно-гигиенических условий, а также по организации питания детей в школе.

Незаконно за органом управления образованием были закреплены полномочия по созданию экспертной комиссии для дачи заключения на получение лицензии на образовательную деятельность, проведению лицензирования и аттестации муниципальных образовательных учреждений, осуществлению контроля за деятельностью всех образовательных учреждений, находящихся на территории муниципального образования.

Вновь были выявлены нарушения требований ст. 33 Закона РФ «Об образовании», регламентирующей вопросы лицензирования образовательной деятельности (Югорск, Покачи, Октябрьский район).

Так, Югорским межрайонным прокурором выявлены факты не извещения лицензиатом в установленный законом срок лицензирующего органа об изменении места нахождения образовательного учреждения.

Установлены факты отсутствия договоров, определяющих отношения между учредителем и образовательным учреждением.

В договорах на оказание платных дополнительных образовательных отсутствуют положения, определяющие возврат денежных средств за неоказание этих услуг по причине непосещения занятий по уважительным причинам.

Ненадлежащим образом исполняется п. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», в части своевременного направления сведений об исключенных учащихся в органы местного самоуправления.

Прокурорами выявлены факты нарушения требований по организации режима обучения в образовательных учреждениях в части установления сокращенной продолжительности перемен после второго и третьего, отсутствие большой перемены продолжительностью 30 минут и увеличения дневной и недельной нагрузки умственной работоспособности обучающихся (Сургута, Югорск, Ханты-Мансийск).

Зачастую перевод учащихся в коррекционные классы, классы компенсирующего обучения осуществляется при отсутствии согласия родителей (законных представителей).

Имеют место факты дачи согласия на перевод учащихся в такие классы лицами, не являющимися их законными представителями.

Так, трое воспитанников социального учреждения «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, были переведены в специальные коррекционные классы на основании заявления заведующей отделением данного учреждения, в то время как законным представителем воспитанников является директор данного учреждения. Подобные нарушения были выявлены и в отношении детей-инвалидов.

В нарушение требований закона в личных делах работающих педагогов отсутствуют сведения об отсутствии или наличии судимости (Сургутский район, Нягань).

Органами прокуратуры также выявлены факты незаконной сдачи помещений в аренду коммерческим структурам, незаконного сбора денежных средств на нужды образовательных учреждений, в том числе на ремонт классных кабинетов, изготовление информационных обучающих стендов.

Прокурорами установлено, что отдельные образовательные учреждения, включая негосударственные, не соответствуют санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям (Сургут, Мегион, Ханты-Мансийск, Нягань).

Выявлены нарушения бюджетного законодательства, касающиеся закрепления права образовательных учреждений открывать счета в банках и иных кредитных организациях, получать кредиты банков и других кредитных учреждений (Березовский район, Покачи, Мегион).

В результате проведенной проверки было выявлено 388 нарушений закона, по которым были приняты следующие меры прокурорского реагирования: объявлено 6 предостережений, принесено 103 протеста, внесено 43 представления об устранении нарушений закона, вынесено 2 постановления о возбуждении производства об административном правонарушении предусмотренном ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку