Сегодня собирают целебную росу

06.05.2006 00:00

Юра Победенник, Храбрый, Егорий Весенний, Егорий—ленивая сошка, Егорьев день, Скотопас, Праздник пастухов.

Георгий слыл одним из самых популярных святых у многих европейских народов. На Руси православный воин стал ангелом и покровителем созидателей государственности и военной мощи.

В святом крещении имя Георгий имели многие великие князья. Как только Московское княжество стало великим, изображение святого Георгия Победоносца в образе всадника, поражающего копьем змея стало гербом Москвы, а затем и эмблемой Русского государства, как символ, олицетворяющий победу добра над злом.

В народе верили, что Егорий владеет волшебными ключами от земли и неба, в его власти погода, урожай, благополучие крестьянской жизни.

"Будь здоров, как Юрьева роса", — говорили крестьяне. — "Юрьева роса от сглазу, от семи недугов". На "Юрьеву росу" рано утром впервые после зимы торжественно выгоняли скот на пастбище практически на всей территории России.

Первый выгон считался большим праздником и обставлялся различными приговорами, обрядами, песнями, приметами.

А поскольку Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, к нему обращались с просьбами защитить и уберечь лошадей, коров, овец. Хозяйка, выгоняя первый раз в поле корову, заставляла ее переступить через положенную в воротах клюшку, а потом, ударяя ее клюшкой, приговаривала: "Тели телок, тели телок!"

 Вместо клюшки использовался иногда сковородник: "Как сковородник от печки не отходит, так пусть бы и скотина от двора не отходила".

Юрьев день еще и праздник пастухов. В поле пастухов угощали сытно мирскою яичницей, наделяли холстом и деньгами. Каждый домохозяин приходил в поле со специально испеченным караваем (белым хлебом), который назывался "моленником". Первый кусок каравая уделяли пастуху, а оставшимся кормили в этот день возвратившийся с поля скот.

С Егорьева дня или чуть позже начиналась и пахота, сев ранних яровых хлебов. Перед началом работ в поле обычно служили молебен, обходили нивы с иконами и свечами. К выезду на пашню готовились, словно ко встрече с невестой. Мужики парились в бане, надевали свежее белье, рубаху понаряднее. Сыновья и невестки, ребятишки кланялись низко матери.

Она благословляла их, желая благополучного сева, и приговаривала: "Днем раньше посеешь, неделей раньше возьмешь", "Пришло время сева — не глазей ни вправо, ни влево".

Верили, что на Юрьев день нечисть собирается на лысой горе и творит буйные, нечестивые игрища, совещается на пагубу людей и домашних животных. В эту же ночь злые колдуньи ищут и рвут на лысой горе травы для зелья. Поэтому целебную Юрьевскую росу собирают только после восхода солнца, освященную его лучами.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку