Эффективность — вне сомнений

03.07.2006 00:00

Начальник этой службы А. Фролов считает, что 60-процентного роста бюджетных отчислений удалось достичь за счет факторов, которые мало зависят от таможенников. Однако в коллективе Ханты-Мансийской таможни популярна другая точка зрения.

Улучшение показателей работы здесь связывают в том числе и с недавним назначением подполковника таможенной службы Фролова на ответственную должность руководителя всей таможенной службы Югры.

Мы встретились с начальником Ханты-Мансийской таможни, чтобы поговорить об успехах и проблемах, об особенностях работы подведомственных Алексею Фролову служб в условиях реализации положений нового таможенного кодекса.

— Алексей Николаевич, сейчас Ханты-Мансийская таможня — это девять таможенных постов и несколько международных секторов в аэропортах Югры. Какова ваша оценка деятельности этой важной структуры?

— Эффективность деятельности Ханты-Мансий-ской таможни оценивается по 15-ти критериям. Во-первых, нас оценивают по тем суммам, которые мы перечисляем в бюджет. На сегодняшний день в казну РФ нашей таможней перечислено более 3 млрд 600 млн рублей. Второй важный критерий нашей деятельности — сроки проверки деклараций. В старом таможенном кодексе эти сроки были определены в 10 дней. В новом кодексе на оформление документов работникам отведено уже 3 дня, но на самом деле наша таможня 99,9 % деклараций оформляет в течение суток. Дело в том, что теперь наша служба и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) получили ограниченный список документов, необходимых для предъявления импортерами или экспортерами. Это значительно облегчило процедуру оформления деклараций.
Еще один показатель характеризует нашу деятельность по тому, насколько законные решения мы принимаем. По установленным нормативам, деятельность таможни считается нормальной, если количество выигранных против нас исков не превышает 49 % от общего количества выдвинутых исков. В Ханты-Мансийской таможне этот показатель — 41 % (из 12-ти исков удовлетворено 5).
Эффективность деятельности таможни можно оценить с помощью еще и такого показателя, как «применение системы управления рисками». Суть его в том, что мы не должны проверять без разбора все 100 % грузов, проходящих от участников внешнеэкономической деятельности, а делать свою работу, опираясь на накопленный опыт.
Ханты-Мансийская таможня по всем этим показателям — одна из лучших в УрФО. В прошлом году Ханты-Мансий-ская таможня признана лучшей среди таможен второй категории Уральского федерального округа. В этом году я сам могу оценить работу службы на «хорошо».

— За счет чего Ханты-Мансийская таможня выдает рекордные показатели бюджетных перечислений?
— При перечислении платежей выделяется два направления: импортная и экспортная составляющие. Основной рост бюджетных платежей от Ханты-Мансийской таможни идет за счет экспортной составляющей. Поскольку из нашего округа в основном экспортируют неф-тепродукты, а на мировом рынке вот уже несколько лет подряд наблюдается рост цен на нефть, ежегодно Ханты-Мансийская таможня увеличивает перечисление денег в бюджет за счет, повторюсь, экспортной составляющей. За 5 месяцев внешнеторговый оборот нашей таможни составил 459 млн долларов. По сравнению с прошлым годом рост — 75 %. Причем за счет импорта увеличение внешнеторгового оборота составило всего 5 %. Это связано с тем, что наш импорт тоже весьма специфичен. В основном это изделия, оборудование для нефтегазовой отрасли. Причем основной прирост импорта дает всего одна компания — «Сургутнефтегаз».

— О «Сургутнефтегазе» и подобных компаниях… Отвечая на первый вопрос, вы упомянули о таком показателе оценки эффективности деятельности таможенных служб, как «применение системы управления рисками». За этим термином скрывается работа таможни с добросовестными предприятиями импортерами и экспортерами. Не могли бы вы на примере «Сургутнефтегаза» показать упрощенную систему взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности?
— Учитывая то, что СНГ — давний участник внешнеэкономической деятельности с хорошей историей взаимоотношений с таможенными органами, мы сейчас проводим работу по включению этого предприятия в перечень компаний, по отношению к которым таможенный контроль проводится не в полном объеме. Если брать мировую практику, то давно создан институт уполномоченных экспортеров-импортеров. Пока в России такого нет, но уже нарабатывается механизм взаимодейст-вия с участниками внешней торговли. Суть этого механизма в том, что таможня доверяет таким предприятиям, как «Сургутнефтегаз», но и требует от них полной прозрачности в сфере внешней торговли. Это правило заложено в новом таможенном кодексе и реализуется в рамках концепции управления рисками.
Для того чтобы можно было производить выборочный контроль, мы должны полностью обладать информацией об участнике ВЭД и информацией по товарам. Естественно, и история работы с предприятием должна внушать доверие таможенным органам. Что касается льгот, судите сами, какие они. «Сургутнефтегаз» сейчас занимается обустройством месторождения в Якутии. Пока там идет отсыпка площадок, прокладка дорог. Товар, оборудование, инструменты для СНГ оформляются здесь – в Ханты-Мансийской таможне, но идет этот импорт непосред-ственно в Якутию без завоза в Югру. Для СНГ это удобно, точно так же, как и для нас. Такая схема не могла бы работать, если бы эта компания не имела хорошей истории внешнеэкономической деятельности.
Любое предприятие округа может работать с нами по такой же схеме. Для этого необходимо иметь стаж работы на внешнем рынке не менее трех лет, отсутствие у компании административных правонарушений в сфере ВЭД. Кроме того, предприятие должно принять на себя обязательст-ва представить все документы по первому нашему требованию.

— Алексей Николаевич, наверное, нельзя дать объективную оценку деятельности работы таможни, не учитывая показатель правоохранительной деятельности. Много было задержаний на Ханты-Мансийской таможне в этом году?

 

— Сейчас возбуждено порядка 240 дел об административных правонарушениях. По сравнению с прошлым годом это больше на 8—10 %. Здесь могу отметить нашу работу по борьбе с контрафактными товарами, с незаконным использованием товарных знаков. В прошлом году по этим статьям было возбуждено 64 административных дела, а в этом году только за пять месяцев — 46. В качестве примера могу привести такую историю.
В июне этого года в ходе проверки торгового комплекса в Нижневартовске сотрудниками Ханты-Мансийской таможни был выявлен факт незаконной реализации спортивной одежды и обуви таких известных фирм, как «Adidas», «Nike», «Puma» и «Reebok». Владелец товара не смог документально подтвердить свою правомерность продажи продукции этих торговых марок, что повлекло за собой административную ответственность и конфискацию контрафактных товаров на сумму более 300 тыс. рублей общим количеством примерно в 700 единиц. По факту незаконного использования товарного знака возбуждено дело об административном правонарушении по ст.14.10 КоАП РФ.
Также в мае этого года наши таможенники пресекли ввоз крупной партии наркотиков. В аэропорту Сургута пассажир самолета, прибывшего из Худжанта, вызвал подозрение у пограничников. Он находился в состоянии наркотического опьянения и был доставлен в окружную клиническую больницу. Анализы показали наличие наркотических веществ в организме, а рентгеновские снимки выявили в желудке овальные предметы — 45 капсул. В отношении задержанного гражданина возбуждено уголовное дело по двум статьям: «контрабанда» и «незаконное изготовление, приобретение, перевозка либо сбыт наркотических средств».

— Сейчас перед всеми таможенными службами России, в том числе и перед Ханты-Мансийской, поставлены новые задачи. В част-ности, проводится работа по реализации новой концепции развития таможенных органов, которая была утверждена правительством РФ в прошлом году и предусматривает мероприятия вплоть до 2010 года. Расскажите об особенностях реализации новых задач таможенной службы округа.

— В Ханты-Мансийской таможне основные мероприятия, проведенные в рамках концепции, — размещение наших служб в помещениях, которые находятся в федеральной собственности. Здесь я могу отметить администрации городов Сургута, Нижневартовска, Когалыма. Они пошли нам навстречу и приняли решение безвозмездно передать помещения, в которых сейчас располагаются службы Ханты-Мансийской таможни в федеральную собственность. Без поддержки со стороны властей Югры и муниципалитетов округа было бы сложно решать те задачи, которые ставятся перед таможенными органами.

— Алексей Николаевич, Ханты-Мансийская таможня не испытывает дефицита кадров? Требования у вас всегда были очень высокие, а уровень оплаты – не соответствовал. По крайней мере, раньше…

— Сейчас в Ханты-Мансий-ской таможне работает 247 человек. Коллектив у нас молодой. Если сделать анализ по возрастному показателю, то у нас более половины сотрудников еще не достигли 30-летнего возраста. Среди них с опытом работы более пяти лет — примерно 40 %. Это связано с тем, что еще несколько лет назад уровень зарплат в таможенных органах был очень низкий. Сейчас многое изменилось. В Ханты-Мансийской таможне средние зарплаты колеблются в диапазоне 15—20 тысяч рублей в месяц. Однако для нас все еще неразрешим вопрос с жильем. Не хватает служебных квартир. Жилищный вопрос для наших сотрудников сейчас самый главный. Я надеюсь, что его удаст-ся решить с помощью властей Югры.

Автор: Виталий Титов


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку