Мастера речного пути

03.07.2006 00:00

Большую их часть, а именно около трех тысяч километров, обслуживает Ханты-Мансийское окружное управление водных путей и судоходства.
По нормам здесь должны работать свыше четырехсот человек, а фактически — 245. Их зовут путейцами, это они, лишь только пройдет ледоход, первыми выходят на водные магистрали, чтобы установить речные и береговые знаки. И они же в конце навигации собирают их, ремонтируют, готовят к следующему сезону, проводят дноуглубительные работы.

Многие отрасли в 90-х годах прошлого века пережили жесточайший кризис. Те, кто обеспечивает проход судов по рекам, до сих пор из него не вышли, хотя перемены к лучшему уже наметились.
О проблемах путейцев наш корреспондент беседует с начальником Ханты-Мансийского окружного управления водных путей и судоходства А.Барышниковым, для которого эта навигация — 43-я по счету.
— Алексей Егорович, вы свидетель, или, сказать точнее, участник истории освоения водных путей, связанной с развитием нефтегазового комплекса. Правда ли, что на первом этапе путейцы были обласканы властью, развитию этой отрасли уделялось тогда самое пристальное внимание?
— Да, именно так и было, ведь по речным магистралям завозили основные грузы для освоения месторождений. В ту пору мы получили немало обстановочных теплоходов, некоторые и поныне служат. Кстати, управление до сих пор эксплуатирует земснаряд, построенный 40 лет назад в Чехословакии. Зато за последние лет двадцать не получили ни одного судна.
Управление водных путей и судоходства — это федеральная структура, и начиная с 90-х годов резко сократилось федеральное финансирование на содержание водных путей. Практически прекратилось проведение дноуглубительных работ. Если бы не помощь округа, который стал целенаправленно выделять деньги на содержание боковых рек, не знаю, как управление смогло бы выжить.
В 2006 году в связи с разделением полномочий между федеральным центром и регионами округ прекратил финансирование работ, которые выполнялись нашим управлением. Но, к счастью, в правительстве есть понимание, что без участия путейцев невозможно обеспечить нормальное состояние водных путей округа, а значит, и пассажирские перевозки. Выход был найден: теперь мы работаем по заказу ОАО «Северречфлот», обеспечивая проходимость судов по рекам. Кое-что и сами зарабатываем на подряде у треста «Запсибгидрострой».
С нашей помощью уже построены и продолжают строиться такие объекты, как причал в Саранпауле, набережные в Ханты-Мансийске, Междуреченском. Выполняя коммерческие заказы, управление имеет возможность хоть не намного, но все-таки повысить заработную плату, которая пока, к сожалению, остается не на должном уровне.
Тем не менее в прошлом году достигнут средний уровень зарплаты — 10 тысяч рублей в месяц. В этом году руководство ФГУ «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» запланировало довести среднюю зарплату до 13 тысяч рублей.
— Как коллектив управления подготовился к навигации 2006 года?
— Я уже говорил о «возрасте» наших судов, поэтому приходится много внимания уделять ремонту. С помощью окружных денег удалось в свое время заменить все двигатели, в этом году отремонтировали 400 квадратных метров корпусов теплоходов. Так что навигацию встретили во всеоружии, все обстановочные знаки были установлены вовремя, да иначе и быть не могло — у нас надежный, работоспособный коллектив. В эту навигацию вновь начнет действовать освещаемая судоходная обстановка на реке Обь.
— Решился ли вопрос с разделением рек на федеральные и региональные?
— Идея эта неплохая. Содержание магистральных рек планируется из федерального бюджета. А боковых, которые связывают жителей отдаленных поселков с городами округа, — из регионального. Этот вопрос обсуждался на всех уровнях, в том числе и в Ханты-Мансийске, с участием представителей федерального Агентства морского и речного транспорта. Концепция в целом одобрена, но до ее воплощения в жизнь пройдет не меньше полутора-двух лет, ведь нужно еще разработать и утвердить нормативно-правовые акты.
— Алексей Егорович, как собираетесь отмечать свой профессиональный праздник — День работников морского и речного флота? Говорят, речники готовят сюрприз горожанам.
— Нам приятно, что руководство Федерального государственного учреждения «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» за вклад в развитие и содержание водных путей, за успехи в трудовой деятельности наградило почетными грамотами семерых наших сотрудников и объявило благодарность 11-ти работникам.
В числе награжденных почетной грамотой капитан-механик — мастер пути теплохода «Соловей» Л.Иванов, главный специалист по судовому электрооборудованию Н.Сак, командир-наставник А.Уткин, сменный помощник капитана теплохода «Перевал» С.Шульгин, капитан — мастер пути теплохода «Турпан» В.Новьюхов, заместитель начальника управления В.Конев, начальник РИП-18 А.Франк.
Благодарности удостоены наши лучшие электрогазосварщики О.Жиров, Ю.Панфилов, В.Затирахин и другие работники.
Медалью «300 лет Российскому флоту» награжден производитель путевых работ Кондинского участка В.Мацуков. А я от своего имени хотел бы поздравить весь коллектив управления с нашим профессиональным праздником и поблагодарить за самоотверженный труд.
Что же до сюрприза, который готовят речники горожанам в День работников морского и речного флота, то здесь речь идет о параде теплоходов, который состоится в Ханты-Мансийске 2 июля в районе речного вокзала. Будет и фейерверк. Думаю, получится незабываемое зрелище. Возможно, наши парады станут традицией, как и парад военных судов в День военно-морского флота в Санкт-Петербурге. А почему бы нет?
Речной флот — это старейшая отрасль российской экономики, пережившая вместе со страной самые трудные времена. Сегодня он возрождается, пусть медленно, но сдвиги все-таки есть. И это вселяет надежду.

Автор: Нина Трофимова


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку