Югра в «Стиле белых ночей»

15.02.2005 00:00
Пожалуй, он должен ознаменовать регулярную, а не от праздника к празднику, концертную деятельность центра, стать местом постоянных встреч артистов с почитателями высокой культуры. Зал был полон, в этот вечер он встречал известных, талантливых и уже полюбившихся югорчанам — пианиста Александра Покидченко, скрипача Родиона Замуруева, певицу Наталью Герасимову… Гвоздем же программы стала презентация окружного ансамбля камерной музыки «Стиль белых ночей» под управлением дирижера из Екатеринбурга Бориса Нодельмана. Год назад струнный форум собрал в столице Югры лучших музыкантов-струнников со всех территорий округа с главной целью — создать оркестр. И вот, пусть не оркестр, а ансамбль из 25 человек дебютирует на большой сцене. Вновь скрипачи и виолончелисты, зрелые и совсем юные, собрались вместе, чтобы нестройный, разрозненный поток голосов скрипок и альтов, сливаясь воедино, стал музыкой. Зал музыку услышал, понял и принял. «Я неспроста выбрал такой репертуар, — скажет после концерта Борис Нодельман. — Я не первый день в музыке, дирижирую большим симфоническим оркестром в Екатеринбурге и знаю: слушателя к восприятию сложных произведений надо готовить. Проще простого поставить его перед фактом: «не понимаю», а значит, «не нравится» и отпугнуть. Мы сегодня играем знакомые, любимые многими вещи: Моцарта, Вивальди, Штрауса, Крейслера, Андерсена, Мариконе. Вот почему контакт с залом был установлен сразу и до конца концерта». А вот репертуар талантлто кричал «браво», видимо, специалисты, оценившие технику исполнения, а сидевший рядом со мной мужичок средних лет интеллигентного вида глубокомысленно произнес: «Наверное, круто, но лучше бы «Мурку» слабал». Самым же неприятным стал поток уходящих слушателей из зала, в основном, молодых: 10, 15, 25 человек тихо по стеночке спустились с балкона, не оценив виртуозной игры. «Родион, почему такой выбор? Ты же знаешь, что играешь не на экзамене в консерватории и не на конкурсе скрипачей, где требуется техника, а не красота?» — спрашиваю я музыканта. Родион улыбается, начинает что-то говорить о том, что исполнитель не должен приспосабливаться к слушателю, пусть слушатель дотягивается до него. Умно и, в принципе, не поспоришь, но я представляю, как взрослый дядя бежит метровыми шагами и торопит малыша: «Догоняй!». А тому, чтобы догнать, нужно просто вырасти. Вот так надо во многом расти и ханты-мансийскому слушателю, не приученному с пеленок к консерватории. И, рассчитывая на талантливого почитателя искусства, музыкально образованного, не стоит забывать, что в зале сидят подчас, скорее, зрители, нежели только слушатели, которые приходят напитаться особой ауры концертного пространства, сценической эстетики, внешней гармоничности и красоты исполнителей и, безусловно, музыки. Концерт «Стиль белых ночей» представлял не только профессиональное искусство Югры, но и акустику большого зала концертно-театрального центра, поэтому во время живого исполнения на сцене не было ни одного микрофона. «Ну, как?» — обращаюсь я к зрителям, выходящим из зала. «Прекрасно», — отвечают сидевшие в партере. «Мне показалось тихо, будто бы не хватает объема», — поделились впечатлениями спускающиеся с балкона. Это мнение не специалистов. Сами же музыканты высказались более определенно: «Акустика на троечку, — сказал Нодельман, — плохо, что исполнители на сцене себя не слышат, играют вслепую (точнее вглухую). Но это все исправимо, мы уже решаем… (Далее неинтересно, про отражатели звука и заслоны). «Есть проблемы с акустикой, — подтвердил Родион, — но они все решаемы, а значит, следующий концерт будет еще лучше». Наверное, ни одно живое дело не обходится без проблем, да и скучно бы было без них. Новый день принесет новые решения и достижения. Главное, чтобы они были, чтобы вечерами центр зажигал огни, встречал зрителей и слушателей, чтобы их поток не прервался. Автор: Татьяна Северская

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку