7 июля-праздник Ивана Купала

07.07.2006 00:00
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Купаться в Иванов день - обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник - сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
 
Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
 
По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие. Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром.
 
Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для "отсушки".
 
Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
 
В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.
 
Приметы на Ивана Купала. Итак, хотите - верьте, хотите - проверьте.
 
1. В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! (Девушки, прежде чем исполнить этот обряд, стоит поэкспериментировать с различным горючим материалом и выбрать что-нибудь наиболее долгогорящее:).
 
2. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится! (Где наши лошадки и где та Лысая гора:).
 
3. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов. (Интересно, что понимается под муравьиным маслом? Может быть, муравьиная кислота?).
 
4. В зачарованную купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. (Страшно оказаться в таком лесу, где деревья могут вспомнить обо всем зле, причиненном человеком?)
 
5. В Иванову ночь собирают траву богатенку, которую втыкают в стену на имя каждого из семьи; чей цветок скоро завянет, тому или умереть в этот год, или захворать. (Очень грустное поверье, даже комментировать не хочется)
 
6. Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. (Иван-да-Марью в наши дни может заменить радио или магнитофон).
 
 7. В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!" (Эта примета подходит биологам. Кто, кроме них, сумеет отличить одну травинку от другой?).
 
8. На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет. (Возможно, так и произойдет, если скотина благополучно переживет нервный стресс от вида и запаха медвежьей головы).
 
9. Если на Иванов день перелезать 12 огородов, любое желание сбудется. (Все исполнится, особенно если вовремя сумеете убежать от разгневанных садоводов-огородников).
 
*   *   *
 
Праздник русской Православной церкви. Иоанн Креститель — христианский пророк, возвестивший грядущий приход Иисуса Христа. Именуется также Иоанн Предтеча, поскольку является предшественником Иисуса. Чудесное зачатие Иоанна Крестителя было предвозвещено его родителям Захарии и Елисавете архангелом Гавриилом.
 
Выступление Иоанна Крестителя на всенародную проповедь произошло, когда ему было 30 лет. Иоанн Креститель предвещал конец света и приход Мессии. Он укорял еврейский народ за самодовольную гордость своим избранничеством, особенно резко порицал фарисеев и саддукеев. Иоанн Креститель подвергал своих последователей однократному погружению в воды Иордана с целью смыть с них грех с тела после очищения души исповедью и благими делами. Последователи Иоанна Крестителя составляли особую общину, в которой господствовал строгий аскетизм.
 
В числе других к Иоанну Крестителю на Иордан пришёл ещё не известный народу Иисус Христос. Был подвергнут ритуальному омовению (в русском православии — крещению, отсюда Иоанн Креститель), и Иоанн Креститель всенародно свидетельствовал о мессианском предназначении Иисуса Христа.
Иоанн Креститель был арестован, посажен в тюрьму властями Иудеи, потому что всенародно порицал царя Ирода за то, что он женился на Иродиаде — жене своего живого брата. Около года Иоанна Крестителя держали в темнице.
 
В день своего рождения Ирод обещал дочери Иродиады Саломее, угодившей ему и его гостям пляской, исполнить любое её желание. По наущению матери Саломея пожелала голову Иоанна Крестителя. Иоанн был казнен, его голову на блюде подали Саломее.
 
Это неоправданное убийство потрясло евреев, которые объяснили божественным возмездием последующее падение Ирода, орудием которого стал его праведный тесть Арефа. Древняя традиция локализует место погребения Иоанна Крестителя в Севастии (Самария).
 
*    *    *
 

День Ивана Купалы: обливаемся грязной водой и пьем брагу

7 июля православные отмечают Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Православное учение гласит, что Иоанн Креститель, или Предтеча, — ближайший предшественник и предвестник Иисуса Христа, приготовлявший народ к Его принятию. Иисус Христос принял крещение от Иоанна. По церковному преданию, Иоанн Креститель родился на шесть месяцев раньше, чем Иисус Христос.

На Руси Рождество Иоанна Предтечи "соединилось" с древним языческим праздником летнего солнцеворота — Днем Ивана Купалы. Считали, что в этот день солнце действует с особенной живительной силой. Имя Купалы было древним олицетворением летнего плодородия природы: "На Ивана выходи на косовицу", "Первый покос — большой покос". "Пройти до солнышка два покоса — ходить не будешь босо", "До солнышка пройти три покоса — ходить будешь в сапогах, а не босо".

В Древней Руси день Ивана Купалы был великим праздником, в честь его производились два традиционных обряда: купанье в воде и росе, а также прыжки через зажженный костер. Это были очистительные обряды — через воду и огонь. Праздновать начинали накануне, с вечера, и веселились до следующей ночи.

Народ опоясывался перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, водили хороводы, пели песни. В середину костра ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца, парни и девушки всю ночь веселились у костров, прыгали через них по одному и парами, взявшись за руки, перепрыгивали и через крапивные кусты. Над кострами матери сжигали сорочки, взятые с больных детей, считая, что от этого прекратятся болезни, старики сидели в кружках, беседовали и попивали пиво и брагу.

Один из довольно распространенных молодежных обрядов — обливание водой всякого встречного, причем даже не чистой водой, а с грязью. Начиналась общая "свалка", полная веселья, криков и смеха, а потом бежали опять купаться.

По поверьям крестьян, в эту ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, колдуны, русалки, змеи… Говорили: "В ночь на Ивана Купала происходят различные чудеса и страшные вещи". Якобы ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве: слетаются на свой ежегодный шабаш. Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу.

Считали, что папоротник расцветает в полночь на Ивана Купалу чудесным огненным цветком, который указывает все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

А еще были убеждены, что "Ивановские дожди — лучше золотой горы" — "До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу". А народ приметил: "Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов", "На Иванову ночь звездно — много грибов будет".

Источник: www.vsluh.ru/news/society/87097.html


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку