Владимир Игошев: Я навсегда покорён Севером

27.10.2006 00:00

 Владимиру Александровичу Игошеву исполняется 85 лет Художник, оказавшийся в середине прошлого века в поиске темы в далеком Няксимволе, нашел в Югре не только сюжеты для своих картин. Он обрел Дом. Ровно пять лет назад, в день 80-летия мастера, в Ханты-Мансийске на улице Лопарева был торжественно открыт Дом-музей народного художника СССР Владимира Игошева, и главным почетным гостем на этой церемонии был сам Владимир Александрович.
В этом году свой юбилей Мастер будет встречать в Москве вместе с дочерью Наталией Владимировной, тоже художником, и внуком Андреем. «Хотелось, конечно, быть в этот день в Ханты-Мансийске, в своей мастерской, но здоровье не позволяет», — говорит художник.

Рисунок с фронта
Игошев на Север попал случайно. Уже была налажена жизнь в Свердловске. Позади Суриковский институт, первые выставки, десятки портретов передовиков производства. А он жил с ощущением, будто бы главная тема им еще не найдена…
Между прочим, первая персональная выставка Игошева случилась еще в военном 1944 году. Он — фронтовик. В конце 1940-го выпускник Уфимского художественного училища был призван в армию. С первых дней войны оказался в адской мясорубке. Тяжко отступали. Затем был Донской фронт, Сталинградский. В короткие минуты затишья доставал блокнот и рисовал. Делал наброски товарищей, те их отправляли домой вместо фотокарточек. Может быть, в этих семьях до сих пор хранятся портреты, выполненные Игошевым на передовой. Как-то на фронт приехала делегация из Башкирии с подарками для земляков. Игошев передал с ними пакет с рисунками для своего учителя, работавшего в Союзе художников. Всего 60 зарисовок. «Если сам не уцелею, может, рисункам повезет больше», — подумал солдат.
Под Сталинградом Игошев был серьезно ранен, несколько месяцев провел в госпитале. А когда приехал в Уфу, ему сказали: готовим твою первую персональную выставку из военных рисунков. Художнику было 23 года. Вскоре его приняли в Союз художников РСФСР. Народным художником СССР стал незадолго до распада Советского Союза.
Этим летом в Москве проходила выставка художников-фронтовиков, на которой были представлены и работы участника Великой Отечественной войны Владимира Игошева.

Из рода хлебопашцев
Игошев родился на Южном Урале. Для него, объехавшего полмира, нет места красивее Игошевского хутора: там будущий художник провел детские годы. Хутор был в три дома. Их еще дедушка будущего художника построил, каждому из сыновей по дому. Семьи были большими, многодетными. Все занимались хлебопашеством. На хуторе было много всякой живности: лошади, коровы, овцы, куры, гуси. Отец выписывал агрономические журналы, а долгими зимними вечерами, когда вся семья была в сборе, читал Пушкина, Некрасова, Тютчева, Никитина… В праздники пели песни, девушки водили хороводы. А какая радость была, если отец вдруг говорил: едем на ярмарку!
Но наступил 1929 год, а с ним и репрессии. Отец после арестов братьев перевез семью в Верхнюю Туру. Так спаслись. «Я любил наш хутор и до сих пор люблю, хотя его давно и нет, на том месте только полынь да бурьян, но для меня он живой, там, на хуторе, в моей душе родилась любовь к жизни, природе и всему живому», — говорит Владимир Александрович.

«Мир — Няксимволю»
«Для меня, человека из рода манси, художник Владимир Александрович Игошев открыл моих соплеменников заново. Оказывается, у нас, северян, которых недавно, каких-то 70 лет назад, ученые называли дикарями, есть и свои достоинства, и даже красота», — так написал о творчестве Игошева мансийский поэт Юван Шесталов.
Первой эту красоту заметила сестра художника, жившая еще до войны в Ивделе. Она видела приезжавших в поселок оленеводов в расшитых национальным узором малицах. Сестра и посоветовала брату приехать на Север в творческую командировку.
И он решился. В 1954 году оказался в старейшем национальном поселке Няксимволь, расположенном среди лесов и болот на живописном берегу реки Северная Сосьва. Кто бы мог подумать, что Богом забытый Няксимволь однажды, как говорится, проснется знаменитым. В 1985-м в журнале «Огонек», который тогда читала вся страна, будет напечатана репродукция картины Игошева. Девочка выводит на школьной доске слова «Мир — Няксимволю». Через некоторое время художник в Москве получит телеграмму, в которой председатель сельсовета Семен Собянин, отец будущего главы администрации президента РФ, тепло благодарил художника от лица всех няксимвольцев за внимание к их родине.
«Няксимволь стал моим штабом. Оттуда я добирался до самых отдаленных стойбищ благодаря моим друзьям-оленеводам, рыбакам». Часто добирались по лежневке. «Мне так на войне не было страшно, как на этих северных лежневках. Кругом хлябь, болото. Если собьешься с дороги, уже не спасешься».
На стойбища Игошев приезжал с этюдниками и красками. Манси наблюдали за тем, как художник водит кистью по холсту и получается какая-нибудь картинка или почти фотокарточка. А художник присматривался к местной жизни. «Мне казалось, что я попал в другое измерение. Я был покорен Севером. Мне было все интересно: как северные люди пасут оленей, как рыбу ловят, как охотятся на медведя и белку. Я видел мужчину с косичками, как у индейца. Такой типаж сейчас не встретишь».

Третьяковка взяла «Озорницу»
— Связь с природой у северного человека на каком-то генном уровне, — рассказывает Владимир Александрович. — Был у меня друг — Максим Яковлевич Рокин. Ему было уже под восемьдесят, а он по-прежнему надолго уходил в тундру. Я наивно спрашивал его: не заблудится ли? А он мне рассказывал, как в пути мысленно делает затеси. По тому, как наклонилась былинка, мог определить, в каком направлении двигаться к стойбищу. Меня северные люди учили жить в согласии с природой. Мы в жизни так часто спешим, что не успеваем заметить, как снег меняет свой оттенок, каким бывает ранний рассвет. Живем в суете, а коренные народы, ведущие традиционный образ жизни, не допускают ее в свое пространство.
Художник показался местным жителям человеком занятным. Постепенно они стали ему позировать. Так возникла картина «Озорница», которая сейчас в собрании Третьяковской галереи. Девочка Парася, лет пяти, с глазами, как две большие черные смородины, наблюдала, как художник пишет портрет его матери. Каждый раз, когда он оборачивался в ее сторону, пряталась за забор. Художник озорницу «взял на карандаш».
Оленевод Владимир Платонович Хатанзеев и представить не мог, что его портрет будет храниться в Ленинграде, в Русском музее. Игошев уговорил позировать. А потом Владимир Платонович приезжал в Москву со своей семьей, и Владимир Александрович водил его в Третьяковку, показывал достопримечательности столицы. Жена Евстолия Андреевна, с которой Владимир Александрович прожил почти полвека, хлебосольно угощала северян.

Картины как дети
Игошев делал всегда много портретов детей и стариков. Начало жизни и ее итог. Восторг, любопытство, открытость миру — в детских портретах. И какое-то сокровенное знание жизни, то, что мы зовем мудростью, — в просветленных лицах старшего поколения. Одна из его любимых картин «Песня старого манси» хранится в Екатеринбургской картинной галерее. Музейщики ею очень дорожат и даже на время не отпускают от себя. Да и сам художник трепетно относится к судьбе каждой картины, не любит, когда им приходится путешествовать. В дороге всякое может случиться. «Я помню, — говорит Владимир Александрович, — как со слезами на глазах рассказывал мне Порфирий Никитович Крылов, входящий в коллектив Кукрыниксов, о судьбе картины «Конец. Последние дни в ставке Гитлера». Ее перевозили в трюме, попала вода. Картину, чтобы спасти, пришлось реставрировать. И это, к сожалению, было заметно. Порфирий Никитович говорил о картине, будто бы беда случилась с его ребенком. А по-другому, наверное, и не бывает: картины — наши дети».
За большинство «своих детей» художник может быть спокоен. Дом-музей в Ханты-Мансийске бережно сохраняет коллекцию его работ и популяризирует творчество художника, оказавшегося волею случая в Югорском крае и воспевшего его на своих полотнах. 28 октября в Дом-музей народного художника СССР Владимира Игошева, как всегда, придут посетители увидеть Север глазами влюбленного в него Мастера.
«Я навсегда покорен Севером. Навсегда».

Автор: Ольга Маслова


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку