Как должны выглядеть детские программы на ТВ

10.11.2006 00:00

 На него съехались десятки режиссеров, продюсеров, редакторов, юных корреспондентов и ведущих из Владивостока, Казани, Салехарда, Саранска, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Томска, Уфы, Челябинска, Москвы, Мирного и многих городов Югры. «Включайся!» — это попытка понять, каким должно быть детское телевидение сегодня и что нужно сделать для его развития завтра. Помимо множества творческих конкурсов на фестивале секретами мастерства делились признанные мэтры теле- и радиоэфира.

Серьёзно о «Смешариках»

Многие специалисты детского телевидения склонны полагать, что самым удачным анимационным проектом последних лет стало творение группы художников под управлением Анатолия Прохорова «Смешарики».
О приключениях круглых героев уже снято полсотни серий, которые беспрестанно крутят по телевидению, о них выходят диски и кассеты, аудиосказки и компьютерные игры, учебники, книги и журналы, ранцы, ручки и даже сырки. Худрук студии компьютерной анимации «Петербург» А.Прохоров был в числе жюри конкурса в Ханты-Мансийске. Его проект «Смешарики» ставили в пример нынешним участникам фестиваля.
— Идея нашего мультика сначала была очень простенькая, — рассказывает Прохоров, — есть персонажи круглой формы, и они живут дружно. Это, конечно, недалеко падало от кота Лео-польда с его знаменитой сагой. Но в результате все оказалось сложнее...
Перед нами стояло несколько вопросов. Первый был связан с проблемой «мира без насилия». Поймите: вся мировая драматургия построена на дву-значной логике Аристотеля, на понятиях «да» и «нет». А логика толерантности — многозначная, потому что мы должны соотнестись друг с другом, то есть «да» и «нет» не говорить. И стало интересно: как же быть, если нужна драматургия, где нет хорошего и плохого, а есть только разные типажи и ситуации. Есть две громадные социокультурные территории, в которых мы всегда живем согласно этой логике толерант-
ности. Это территория семьи и территория работы, которые составляют две трети человеческого существования. Какими бы в семье ни были сложными отношения, семья обречена на совместное существование. Как только один считает, что он должен другого победить — семьи нет. Так что логика толерантности сегодня становится невероятно важной культурной логикой. И на этом поле выстроить какие-то драматургические коллизии — очень интересно.
Другая проблема, которую мы все время решали, — жанровая. Нет такого жанра — детская история. Общий жанр большинства картин «Союзмультфильма» (за исключением ряда шедевров от Курчевского до Норштейна) называется «Веселые уроки». То есть это вообще не драматургия, а некоторая концепция учебного фильма. Всем хорошо, и вдруг говорят: «А давайте пойдем в поход!» Из ситуации, которая не является драматургически напряженной, ничего дальше последовать не может. То есть дети, с жиру бесясь, пошли в поход за радугой своей, нашли грибочек, промокли, вернулись счастливые. Но драматургия начинается не с «давайте сделаем», а с того, что первый ход делает жизнь или судьба. Уйти от такой ситуации — было одной из наших задач.
В наших планах — сделать около двухсот серий. Ребенок должен получить крупномасштабный миф о Смешариках. Мы все время и безуспешно думаем над слоганами «Смешариков». Но у нас есть два. Первый — пафосный: «Дать новой России новых детских героев». А второй, который мне больше нравится, заключается в том, что мы считаем наш проект не событием искусства и даже не событием кино. Мы хотим, чтобы наш проект был событием детства для каждого ребенка.

«Позвольте детям творить!»

Николай Фоменко многогранен. Член Академии российского телевидения, профессиональный автогонщик, киноактер, автор и ведущий теле- и радиопрограмм на фестивале должен был вести «круглый стол» на тему «Взгляд рулевого. Детские игры. Особенности работы телеведущего с детьми».

Встречи с ним ждали все участники. Он, как и подобает звезде, позволил себе опоздать на четверть часа. И, будучи не готовым общаться с залом на заявленную тему, начал, как сказали бы актеры, импровизировать.
— В детстве я слушал множество радиоспектаклей, пластинок со сказками, смотрел по телевизору детские передачи и фильмы. Наверное, отсюда у меня и любовь ко всему, что связано с этим прекрасным временем жизни.
Кстати, мультики тридцать лет назад были гораздо лучше, чем то, что показывают нам сейчас. Главное отличие — тогда анимационные фильмы считались серьезным занятием. Там присутствовал тонкий юмор. В общем, мультфильм считался высоким искусством.
Все настоящие мультипликаторы давно умерли. А те, кто остались, делают непонятно что. Равняются на какой-то Запад. Странно, если учесть, что, например, Япония живет по заветам Юрия Норштейна, снявшего легендарного «Ежика в тумане».
Нынешнее телевидение вообще недолюбливает современные детские программы. Одной из причин они называют невозможность привлечения спонсоров из-за запрета показывать в рамках таких передач рекламу. В этом вопросе бороться с государством бесполезно. Да и не надо. Второе — неумение (или нежелание) делать качественный продукт, который бы смотрели подростки. Никакие детские передачи сейчас на телевидении не востребованы.
Будет контакт с руководством каналов и со зрителями лишь тогда, когда вы поймете, что занимаетесь тем, что вам действительно интересно. Телевидение — вещь конечная. Оно останется таким, каким есть. Переделывать его бесполезно. Остается лишь подстраиваться под его «условия» и условия детей.
Необходимо строго разделять детей до переходного возраста и после. Игра как таковая совсем маленьких детей не интересует. Им интересно наб-людать за другими. Но формы должны быть обязательно игровые.
Если бы мне предложили делать дет-скую передачу сейчас, то я бы собрал ребят с четвертого по одиннадцатый классы, а не 17-летних оглоедов, которые сейчас заняли кресла в якобы детских программах. С ними бы можно было делать классную программу. Главное, не надо мешать им творить. Ведь они, по сути, еще не сталкивались с реалиями наших непростых дней, за них пока все решают родители. Они-то и смогут дать юному зрителю свет, который так сейчас ему необходим. Потом его засосет рутина жизни. Зато будет что вспомнить.

Автор:  Андрей КАЩА


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку