Редакционный «пресс-чай» с Александром Филипенко

10.11.2006 00:00

«Цыплят по осени считают» — утверждает народная молва.
Осень — время подведения итогов и размышлений о будущем. Именно эти мысли легли в основу вопросов, которые журналисты «НЮ» задали на традиционном редакционном «пресс-чае» губернатору, председателю правительства Ханты-Мансийского автономного округа Александру Филипенко. И вот что из этого получилось.

— Недавно некоторые из депутатов окружной думы выступили с инициативой повышения пенсий из средств бюджета округа. Это реально?
— Давайте попытаемся вместе разобраться в этом вопросе. Начнем с того, что нигде в России региональное правительство пенсий не выплачивает. Это сугубо федеральная функция, выполнять которую должно государство, это его забота и ответственность.
Но несколько лет назад, тщательно проанализировав сложившуюся ситуацию, мы приняли беспрецедентное решение — выплатить определенные средства из бюджета тем старикам, чьи пенсии были чрезвычайно низкими. Правительство округа нашло, на мой взгляд, достаточно эффективный организационный механизм — негосударственный пенсионный фонд. Вскоре «разовые» выплаты превратились в регулярные. В нашей стране инициатива обычно наказуема, поэтому некоторые граждане выдвигают уже не просьбы, а требования кратно повысить региональные выплаты. Но на увеличение пенсионных выплат в 2,5 раза сначала требуется найти и «положить» в окружной бюджет дополнительно 44 миллиарда рублей. Как только кому-то это удастся сделать, я первый проголосую «за».
Считаю, что времена громких популистских заявлений давно миновали, настала эра реальных дел. Поэтому в ближайшее время будем вносить на обсуждение думы проект десятипроцентного увеличения пенсионных выплат. На эти цели необходимо найти около 4 миллиардов — это вполне решаемая задача. При этом еще раз подчеркну, что это функция федерального центра.

— Вы не сторонник прямолинейных решений?
— Как-то я побывал на одном из лесопромышленных предприятий в Советском районе. Этот бывший леспромхоз недавно получил кредит, на средства которого подвергся успешной реконструкции, стал выпускать высококачественную продукцию. И вот подходит ко мне один из рабочих и спрашивает: сколько начальство может над нами издеваться, как можно прожить на зарплату в 6 тысяч рублей?
Эта проблема имеет два решения. Можно затянуть ремень, потерпеть некоторое время, полностью освоить новое производство, рассчитаться с кредитом и с честью выйти из кризиса. А можно уже сегодня в два-три раза поднять всем зарплату, а через несколько месяцев закрыть предприятие, ставшее банкротом. Что лучше?
Между прочим, за последний год заработная плата работников бюджетных организаций увеличилась на 44 процента. Расходы по этой статье составляют едва ли не половину консолидированного бюджета округа. Можно ли их увеличить? Можно. Но нельзя забывать о том, что кроме собственно выплаты зарплаты надо строить садики, школы, больницы, дороги. 9 миллиардов рублей в год мы вкладываем в строительство жилья — и это тоже не менее важно.

— Насколько успешно складываются взаимоотношения Югры с Тюменской областью?
— Сегодня между Югрой, Ямалом и Тюменской областью существуют утвержденные договоренности, мы формируем специальный фонд на реализацию межрегиональных программ существенные средства, наше будущее просматривается на много лет вперед.
Мы живем в регионе, который слишком многое определяет в современной России. Поэтому к этой территории у власти федеральной всегда особое отношение. В прошлом году Югра «отдала» в бюджет государства более триллиона рублей, по результатам текущего года этот показатель увеличится еще почти на треть. 20 миллиардов долларов — таков внешнеторговый баланс нашего округа. Югра сегодня — динамично развивающийся субъект Российской Федерации, занимающий по многим показателям лидирующие позиции, и у нас есть возможность помогать нашим соседям.

— На недавнем совещании в УрФО обсуждалась идея делегирования федеральных полномочий на региональный уровень. Насколько тяжела окажется эта ноша для Ханты-Мансийского округа?
— Действительно, речь идет о передаче субъектам Федерации двенадцати полномочий. Правда, при этом российское правительство почему-то забывает об их финансовом обеспечении. Для Югры эти полномочия федеральными средствами обеспечены на 37 процентов. Для Екатеринбурга — на 70. Разумеется, лучше всего было бы соразмерить обязанности и деньги — вот вам полномочия, а вот адекватные суммы. Но мы согласны и на эти условия. Почему — объясню на примере.
Подчиняясь требованиям закона, в свое время мы передали автомобильную трассу Салым — Сургут — Ханты-Мансийск на баланс правительству Российской Федерации. На бумаге передали, а дорогу, жизненно необходимую нашему округу, по-прежнему вынуждены содержать на свои средства. Через несколько лет обратились в Москву с предложением передать нам полномочия по эксплуатации трассы — все равно, мол, де-факто мы давно ремонтируем полотно за «свои кровные». Чиновники нам отвечают: а вы не име-ете права этого делать! Хотите на законных основаниях ремонтировать дорогу — заплатите сначала деньги в федеральную казну…
Поэтому я думаю, что лучше уж мы будем расходовать свои средства на свои собственные нужды, чем безучастно смотреть, как рушится какая-то отрасль. Скажем, каждый год с приходом весны начинает гореть тайга, а пожарные к тушению приступить не могут. Потому что из федерального ведомства не обеспечили поступление на места финансовых средств. Мы предлагаем пожарным: уважаемые, возьмите деньги и тушите леса. А они в ответ: не можем, не имеем права…
Есть в отношениях «регионы — Федерация» и положительные примеры взаимодействия, но быть готовыми надо к любым вариантам.

— Пятнадцать лет назад рождались цивилизованные экономические отношения между нефтяниками и аборигенами. Каково, на ваш взгляд, их будущее?
— На днях в эфире ОТРК «Югра» с большим удивлением услышал, что якобы министр природных ресурсов Юрий Трутнев дал поручение прокуратуре «разобраться» в этих отношениях. Видимо, на этот раз сработал принцип «испорченного телефона». Речь шла об адекватности вносимых изменений в систему компенсационных мероприятий. Появляются вновь «старые-новые» идеи. Скажем, в Нижневартовском районе образована инициативная группа с идеей формирования резерваций для аборигенного населения. Изучив в свое время данный вопрос, в том числе и опыт других государств, мы пришли к убеждению — этот путь ведет в никуда, к деградации народа. С одной стороны, в резервации хорошо, ничего делать не надо. Напоят тебя, накормят и спать уложат. С другой — исчезают побудительные мотивы для развития. Впрочем, решать этот вопрос должен сам народ. Если этносу кажется, что так для него будет лучше, значит, так тому и быть.
— Будет ли сохранена поддержка оленеводства со стороны правительства округа?
— Если бы решение данной проблемы зависело только от моего желания! За последние годы поголовье животных в государственном секторе сократилось в три раза, зато в частных хозяйствах увеличилось раз в десять. Сейчас их соотношение примерно одинаково — по 15 тысяч голов. На поддержку государственных хозяйств мы тратим огромные деньги, но результат пока остается, мягко говоря, неудовлетворительным. Частное оленеводство не требует столь масштабного бюджетного финансирования, зато развивается вполне успешно. Поэтому мне кажется, что будущее в этой отрасли хозяйствования — за частным оленеводством.

— В рабочем графике губернатора — бесконечная череда официальных мероприятий, а в их рамках — выступления, выступления… У вас есть спичрайтеры, которые готовят вам фактуру для выступлений?
— Официальных «речевых делателей» в администрации губернатора нет. Разумеется, я прошу помощников подготовить мне определенные тезисы к выступлениям на наиболее значимых мероприятиях. Но — к сожалению или к счастью — мало что из написанного использую в своих докладах. «Живое слово» любой аудиторией воспринимается гораздо лучше, доходчивей.

— Практически все из заместителей председателя правительства округа являются кураторами того или иного вида спорта, развивающегося в Югре. Заметно, что как только в первом ряду встает крупный руководитель, развитие спортивной дисциплины получает дополнительный толчок. А какова лично ваша роль в данном процессе?
— Я (улыбается) организую рвение членов правительства. Таков уж наш менталитет — если во главе какого-либо дела стоит авторитетный и уважаемый человек, обладающий организаторскими способностями, то это дело начинает спориться. Это особенно актуально, когда затрагивается вопрос финансирования. Даже массовый спорт недешев. А стоимость всего, что касается спорта высоких достижений, сегодня достигла заоблачных высот. Именно помощь в решении организационных проблем спортивных клубов, федераций, команд является одной из основных задач моих заместителей, по доброй воле взваливших на себя эту общественную нагрузку. У нас огромное количество талантливых людей, которым надо помочь раскрыться. А чиновникам осознать свою к тому сопричастность, думаю, не помешает.

Автор: Андрей Рябов


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку