Программа «От первого лица» с Губернатором Югры

02.04.2007 00:00

Ведущий: Здравствуйте! Я искренне приветствую всех, кто проводит это время с телеканалом «Югра». Это программа «От первого лица».
Буквально сегодня вы подписали 3 важных соглашения с Европейским банком реконструкции и развития. Хотел бы спросить о важности этих соглашений, в контексте того, что округ тратит несоизмеримые средства на ЖКХ, жилье, чем вкладывает Европейский банк?

Александр Филипенко: Я бы не сказал так. Европейский банк не вкладывает, это заемные ресурсы и в условиях тех ограничений, которые сегодня есть и тех огромных потребностей, которые заложены – это весьма разумное решение, связанное с тем, что это относительно дешевые деньги. Дешевле сегодня нет.

Ведущий: Т.е. у российских банков дороже?
Александр Филипенко: Абсолютно точно. С другой стороны мы работаем с такими международными институтами и решаем другую проблему: проблему эффективного использования этих ресурсов и постоянного контроля – это системный контроль. Технологические и иные решения, связанные с реализацией проектов, на мой взгляд, существенно более оптимальны, а значит и эффективны. В прошлом году на ЖКХ из бюджета округа мы потратили более 21 млрд. рублей – это огромные деньги. Если посчитать те программные ресурсы, которые надо инвестировать в соответствии с программной модернизацией жилищно-коммунального хозяйства, то более существенные вещи. Поэтому, мы заменяем финансовые ресурсы из бюджета автономного округа на заемные ресурсы банков на приемлемых условиях. Подписание договора – это, как минимум, полугодовая работа только над этим соглашением и, конечно же, более, чем 4-х летняя практика работы в реализации подготовки 3-х соглашений. В этом смысле я смотрю дальше, в перспективе. Реализация всей программы требует несколько десятков млрд. рублей, чтобы привести в необходимое состояние жилищно-коммунальные комплексы. Реализация жилищных программ требует существенных ресурсов, порядка 180 млрд. рублей. Сегодня мы подготовили и надеемся в самое короткое время примем программу, крайне необходимую по строительству дошкольных учреждений – от 20 до 30 млрд. рублей. Все это надо решать сегодня.

Ведущий: Дошкольные учреждения будут строиться за счет бюджета или нет?

Александр Филипенко: Это мы сегодня обсуждали в разговоре с Президентом Европейского банка, а вчера с представителями Бельгии и международной финансовой корпорации – это мировой банк. Получили позитивный ответ. Порядка 50 млрд. рублей ежегодно уже идут на оплату труда работникам бюджетных организаций. Балансируя все это, мы вынуждены искать схемы, которые позволяли бы реализовывать необходимые программы, достигать целей, выбирая наиболее дешевые варианты из всех возможных. Президент Европейского банка в очередной раз отметил, что этот опыт носит принципиальный характер для России в целом и этот опыт был на вооружение другим регионам.

Ведущий: Т.е. мы взяли Европейский банк первыми из российских регионов или одни из первых?

Александр Филипенко: Мы первые. Это шаблонный образец для применения к другим территориям.

Ведущий: Первый договор был с Европейским банком под гарантией окружного Правительства Сургута. Сегодня еще одно соглашение с Сургутом. Если вспомнить самый первый займ, который брал Сургут, были ли там какие-то ошибки?

Александр Филипенко: Коррективы, конечно же, были, но я не называл бы их ошибками. Как мне думается, объективные вопросы возникают в процессе реализации, мы снимали эти вопросы. Поскольку этот проект достаточно долгоиграющий (4-х летний), мы его сейчас практически завершаем. Я думаю, что достаточно успешный пример совместной работы с Европейским банком. Говоря о дальнейших проектах, сегодня подписано соглашение по Сургуту, которое имеет принципиально другой характер. Речь уже идет собственно не о коммунальном комплексе, как было раньше, а по модернизации застройки, которая сегодня приходит в ветхое состояние. Это те микрорайоны, которые были построены достаточно давно и сегодня нуждаются либо в замене полностью, либо в реконструкции и это уже реальный вклад в решении жилищных проблем, это начало еще одного варианта решения программы «Обеспечение доступным жильем». Учитывая все позитивные стороны сотрудничества с международными институтами, мы можем надеяться на то, чтобы ускорить темпы. В целом я оцениваю итоги с Европейским банком позитивно. Перспективы, которые сегодня мы рассматривали, весьма для нас благоприятны.

Ведущий: Последний месяц прошел под знаком международного сотрудничества округа, у вас было много встреч. Из этих всех встреч, договоров по приоритетам можете расставить, что было наиболее важным?

Александр Филипенко: В целом я бы это определил как приоритет на то, что цель всех этих встреч, дискуссий, принятых документов заключается в главном – увеличение количества рабочих мест, усложнение экономики как таковой, а это значит высокие доходы для людей, работающих в округе, для предприятий, для бюджета в целом. В этом смысле, я считаю, что этот месяц достаточно продуктивен. Сегодня у меня состоялось, на мой взгляд, очень интересная и значимая встреча с господином Карлсеном, который возглавляет крупную международную корпорацию, связанную с производством информационных продуктов и технологий. В этой связи мы тоже подводили первые итоги сотрудничества и с другой стороны говорили о том, как дальше будет развиваться процесс взаимоотношения, поскольку здесь, действительно, реализуется пилотный в России проект, который называется «Я гражданин». Это формирование информационного пространства в целом. В этой связи я должен сказать, что результаты и первой работы и предложение по дальнейшему сотрудничеству весьма обнадеживает в этом смысле. Мы не утрачиваем те лидерские позиции в этой сфере деятельности, которые достигли некоторое время назад.

Ведущий: Сергей Лавров говорил о том, что такие международные связи и муниципалитетов и регионов идут в конечном итоге на положительный имидж России. Какие-то консультации проводятся с МИДом, прежде, чем что-то провести, назначить?

Александр Филипенко: Безусловно. Все, что касается крупного рода акций, мероприятий и проектов, связанные с привлечением международного характера и внешнеэкономическими связями – это предмет консультации с МИДом, с другими профильными ведомствами Правительства Российской Федерации и в этом плане мы абсолютно точно работаем в рамках тех соглашений, которые имеют Российская Федерация и Правительство Российской Федерации с партнерами.

Ведущий: Безусловно, важное событие марта – выборы в Тюменскую областную Думу. Какие позиции, места получат представители Ханты-Мансийского округа в Тюменской областной Думе? Как вы оцениваете баланс сил?
Александр Филипенко: Если говорить об итогах выборов, то с одной стороны итоги этих выборов достаточно объективны, если говорить о том политическом раскладе и электоральной поддержки, которую получили различные политические силы, участники предвыборной гонки в одномандатных округах, то я удовлетворен итогами прошедших выборов в целом. Есть некий вопрос, связанный с дифференциацией прежде всего активностью населения по территории автономного округа. И с одной стороны это предмет внимательного анализа. На мой взгляд, есть вопросы, которые имеют логическое объяснение. Как минимум 3 взгляда на ту ситуацию, которую мы получили в итоге: абсолютно низкая явка.

Ведущий: Как это объяснить?

Александр Филипенко: Явка в целом привела к 30%, что не характерно для округа, когда речь идет о выборах управления власти автономного округа и муниципальных образований в целом и выборов федеральных органов власти. Те базовые данные, которые мы имеем по прошедшим выборам в Государственную Думу Российской Федерации, выборам Президента РФ или выборам Губернатора автономного округа, выборам в Думу автономного округа – существенно выше по показателям. Это означает то, что мы не смогли донести мотивировку этих выборов о многих участниках процесса и поэтому, это неким образом сказалось на заинтересованности населения. С другой стороны есть объективный процесс, который происходит везде. Он связан со снижением активности населения. С одной стороны часть людей удовлетворены своим состоянием, у них особенных проблем не существует и поэтому, они не мотивированы на то, чтобы идти, за что-то бороться на выборах. Другая часть людей, объективно говоря – наши не доработки, считают, что от их участия в выборах мало, что зависит. Здесь есть некая дисгармония, потому что уровень доверия к власти по всем вопросам в Ханты-Мансийском округе далеко не адекватный. Мы должны смотреть: а почему эта дифференциация столь велика? В этой связи нельзя не учитывать роль и влияние местных органов власти, местных лидеров политических и иных.

Ведущий: Где-то они плохо сработали?

Александр Филипенко: Не то слово. Может быть, не везде те лидеры, которые реально могут обеспечить свои лидерские позиции. Это многогранный процесс, который нуждается в детальном исследовании. В двух словах не ответишь.

Телефонный звонок: Здравствуйте! Я - пенсионер Министерства обороны, и у меня не как не может решиться жилищный вопрос с 2001 года. Мне предложили жилье по программе «Ветхое жилье», оно разваливалось на второй год.

Александр Филипенко: Надо все это сформулировать мне в письменном виде, и я по возможности отвечу. Требовать от меня оценки ситуации непосредственного решения достаточно трудно, лишь потому, что я должен вникнуть в эту ситуацию.

Андрей Назаренко: Сейчас в округе, как и по всей стране, возникает напряженная ситуация, связанная с льготным лекарственным обеспечением. В Нижневартовске более 1000 человек ждут своего лекарства, потому что его нет в аптеке, а порой и на базе в Сургуте. Иногда ждать приходится более месяца. Все эти 1000 человек участники федеральной программы, в округе дополнительно работает окружная и по ней все лекарства в аптеках есть. Существует ли у Правительства автономного округа возможность решить проблему тех льготников, которые попали в федеральные списки?

Александр Филипенко: Спасибо. Действительно, это очень острая проблема, которая, на мой взгляд, имеет объективные какие-то корни, связанные с неурегулированностью с одной стороны и недостаточным финансированием. Для решения вопросов проще было не делить наших жителей автономного округа на федеральных, региональных и иных. Было бы проще, если ответственность однозначно возлагалась, либо на федеральные центры, либо на региональные – не было бы возможности искать различные варианты. Я понимаю, что сегодня мало кого это может успокоить, проблему надо решать. Мы решаем. Во-первых, сегодня достаточно жестко пытаемся регламентировать сам процесс выписки соответствующих документов и реализации аптечной сети. С другой стороны, Правительством приняты решения, которые позволяют по серьезной льготе 50% уже сегодня реализовывать, извиняюсь за это выражение, федеральных льготников лекарства за счет бюджета автономного округа – это реализуется. Надо просто расставить акценты. Сегодня все поручения даны. Я надеюсь, что в самое короткое время мы снимем эту проблему. Я извиняюсь перед теми людьми, которые терпят эти неудобства.

Андрей Назаренко: Сейчас актуальна тема увеличения рождаемости детей. В Югре очень много делается в этом направлении, но как считает Правительство: существующих законов и существующей системы поддержки материнства и детства достаточно? Есть ли планы, которые могли бы стимулировать рост демографии? Спасибо.

Александр Филипенко: С одной стороны, я скажу, что тех мер поддержки, которые были приняты в автономном округе – их огромное количество, с другой стороны, говорить достаточно или не достаточно… Наверное, есть еще дополнительные меры и мы их будем реализовывать. Сегодня серьезной проблемой, которая мешает нашей реализации демографической политики, является отсутствие необходимого места в дошкольных учреждениях. Поэтому, эта программа будет утверждена. Сегодня мы обсуждаем ряд мер, связанных с единовременной поддержкой семей, когда молодой человек в возрасте 6-7 лет идет в школу в первый раз и т.д.

Ведущий: Так получилось, что из-за недостаточной явки избирателей в округе регион не получит 1 депутатский мандат по спискам партии «Единая Россия». При сегодняшнем положении вещей, соблюден ли там приоритет регионов?

Александр Филипенко: Мне думается, что с точки зрения достигнутого результата распределения мест адекватное и нам можно претендовать на что-то, но, тем не менее, сами мы творцы этого итога, хотя Югра – это огромный потенциал, но проголосовало значительно меньше, чем на юге Тюменской области. Это ответ на те дискуссии, которые мы пытались вести в период предвыборной компании. К сожалению этого не случилось. Я не хочу возвращаться к анализу и мотивации, почему так могло произойти. Надо учитывать эту практику на будущее.

Ведущий: 11 марта жители Нефтеюганского района выбирали главу. Получилось так, что окружная Дума депутата потеряла, Нефтеюганский район приобрел главу муниципального образования. Вы обсуждали уже с Владимиром Семеновым какие-то цели и задачи, которые ему предстоит решить?

Александр Филипенко: Мне думается, что Владимир Николаевич, балатируясь, на должность главы предполагал, что ему надо делать и решать. Он достаточно опытный человек, как депутат Думы автономного округа, как участник многих процессов на уровне муниципальных образований Нефтеюганска и Нефтеюганского района. В этом смысле, главная задача, безусловно, одна – последовательно отвечать на те вопросы, проблемы, вызовы, которые сегодня существуют в Нефтеюганском районе. Они мало, чем отличаются от проблем, существующих на других территориях. Обеспечение надежной перспективы для каждого человека, уверенности в завтрашнем дне – это значит стабилизация и рост количества рабочих мест, дать людям возможность зарабатывать достойно. От этого формируются уже другие условия. Я должен сказать, что Нефтеюганский район отличался сильной социальной политикой, есть некий опыт, которые требует своего развития, дополнения в новых условиях.

Ведущий: Несколько дней назад вы побывали на Приполярном Урале. Комментируя итоги, вы сказали, что эта добыча золота – этот проект удачно впишется в проект «Урал Промышленный – Урал Полярный». Пока эта добыча золота не часть этого проекта, это - проект, который округ ведет самостоятельно?

Александр Филипенко: Я думаю, что будет сложно нам представлять, что есть какой-то рецепт, который решит все вопросы, проблемы и достижения цели. Во-первых, те проекты, которые мы сегодня ведем – они родились гораздо раньше, чем официально и формально сформулирован «Урал Промышленный – Урал Полярный». Безусловно, это не столь грандиозный, но существенный проект. Пока это проекты, которые инициировались и поддерживаются Правительством автономного округа.

Ведущий: Наверняка, золото, слитки может манить криминал. Силовики обеспечивают надежное прикрытие?

Александр Филипенко: Нет, но что касается такого рода производств, то, конечно, это - особый интерес не только криминала, но и служб обеспечивающих безопасность такого рода производств. Там существуют все необходимые режимы, которые в этой части обеспечивают безопасность реализации проекта. Существует серьезная проблема защиты интересов и государства и интересов автономного округа, когда мы говорим о доступности многих манящих и лакомых кусочков природы, биоресурсов, полезных ископаемых. Мы рассматриваем сегодня формирование на современной основе с помощью глобальных информационных систем мониторинга и контроля над состоянием.

Ведущий: Принято решение образования на базе Югорского государственного университета института геологии, нефти и газа. Сообщается, что уже в сентябре будут приняты первые студенты. Нет ли противоречия, что геология у нас на Приполярном Урале, нефть – Самотлор, Газпромовский трубопровод – Югорск, Сургут, а студенты будут учиться здесь?

Александр Филипенко: А в чем противоречие? Геологов, например, до 2004 года никто не готовил, на территории автономного округа не было такой специальности в наших ВУЗах.

Ведущий: Практика?

Александр Филипенко: Она там. Мне думается, что логично, хотя может и с серьезным опозданием, но мы формируем такого рода профессиональное образование. Почему надо готовить где-то в Москве, Санкт-Петербурге? Я думаю, что формирование структур, которые могут достаточно обеспечить необходимый уровень качества подготовки здесь рядом – это более привлекательно для людей, которые здесь живут и работают.

Ведущий: Есть ли в планах открытие новых специальностей, которые нам остро необходимы?

Александр Филипенко: Безусловно, я не хочу занимать внимание. Есть конкретная программа: сколько, и каких специальностей будет открыто в 2007 году, 2008 году и т.д. для этого нужно обратиться в электорат Югорского государственного университета, где подробно расскажут эти вещи.

Ольга Моиспанова: Здравствуйте! В Сургуте достаточно много людей страдает от онкологических и других заболеваний уже в последней стадии. Врачам в больницах приходится выполнять социальные и психологические функции. Как вы считаете, необходимы ли хосписы и рассматривался когда-либо вопрос об их создании на территории Ханты-Мансийского округа?

Александр Филипенко: Конечно, необходим, потому что, к сожалению, людей, которые находятся в этом тяжелом состоянии достаточно много. По территории округа дифференцированно от 80-100% этих людей получают необходимую помощь, поддержку, услуги в учреждениях здравоохранения, но это чрезвычайно неразумно и неэффективно, хотя бы потому, что это две большие разница: койка в учреждении здравоохранения, которая чрезвычайно дорога и койка в хосписе, где нужен уход и соответствующая поддержка этих людей. В этом смысле, к сожалению, в округе пока функционирует только одно учреждение на 25 коек – это недостаточно. Поэтому, вопрос такой стоит, мы его будем реализовывать.

Ольга Моиспанова: Существуют ли реальные проекты по созданию хосписа, который можно реализовать в ближайшее время?

Александр Филипенко: Своего рода хоспис откроется во второй половине этого года в Сургуте, но там не идет речь об онкологических больных, но, тем не менее, речь идет о людях, которые находятся в этом сложном состоянии и нуждаются в такого рода опеки. Остальных реальных проектов сегодня нет, есть соответствующие идеи и поручения.

Ольга Моиспанова: После крушения самолета ТУ-134 погибли 6 человек, много людей попали в больницу. Как вы относитесь к созданию крупных государственных авиа холдингов? Это, действительно, может решить проблему безопасности авиаперевозок?

Александр Филипенко: Для меня, безусловно, то, что крупные холдинги для меня предпочтительнее, для решения принципиальных стратегических вопросов. При этом я не исключаю существование других форм.

Ольга Моиспанова: Вопросы компенсации родительской платы за содержание детей в детских садах. Правительством России предусмотрена компенсация для семей, в которых первый ребенок, который ходит в детский садик – 20%, второй ребенок – 50% и третий и последующие дети – 70%, но вся проблема в том, что порядок считается по рождению. Например, если молодая семья, у которой трое детей и старший ребенок ходит в детский сад, значит, им полагается компенсация в 20%, хотя логично было бы рассчитывать на компенсацию в 70% , и это была бы реальная поддержка молодой семье. Такие формулировки в законах приводят к таким результатам?

Александр Филипенко: Я весьма отрицательно отношусь к тем формулировкам, которые требуют дополнительного толкования – это совершенно очевидно. Поэтому, слушая эту тему, я с сожалением обнаружил, что я, мягко говоря, отстал от ситуации, надо ее догонять. Свое личное мнение я высказал. Формулировка в законе должна быть такова, чтобы она не имела двойных или тройных толкований. Мы сформулируем какую-то компетентную точку зрению.

Вопросы по телефону: Почему вы не отвечаете на вопросы на официальном сайте www.аdmhmao.ru?

Александр Филипенко: Я проверю, на какие вопросы я не отвечаю.

Вопросы по телефону: Нет ли в планах окружного Правительства, увеличить возраст молодой страны?

Александр Филипенко: Нет, абсолютно точно.

Ведущий: На днях вступил на должность ваш новый заместитель по строительству. С чем связана кадровая перестановка?

Александр Филипенко: С тем, что Юрий Печенов подал соответствующее заявление с соответствующими мотивировками и одновременно это связано с необходимостью существенно усилить это направление работы. Я считаю, что это решение, как раз, укрепление кадрами и это, наверное, не последнее решение.

Ведущий: Пришли инвесторы строить жилье в Ханты-Мансийск, есть инвесторы в Нижневартовске, в Сургуте строят на деньги негосударственного пенсионного фонда. У вас удовлетворяет процесс привлечения инвесторов в Ханты-Мансийский округ, в частности для строительства жилья?

Александр Филипенко: С одной стороны важно другое, что этот процесс идет достаточно динамично, а с другой стороны необходимо обеспечить более равномерный процесс на всей территории округа. Сегодня есть точки активизации, но есть территории, где мы должны стимулировать этот процесс. В этом смысле я не удовлетворен. С одной стороны инвесторами выкуплено порядка 2 млн. 200 тыс. кв. м. - можно разместить жилье на выкупленных на аукционах земельных участков.

Ведущий: Каковы ваши впечатления по поводу финального этапа Чемпионата по биатлону? Все ли удалось сделать?

Александр Филипенко: Не мои впечатления надо спрашивать, я просто констатирую факт, что такого интереса за все 10 лет проведения международных соревнований в Ханты-Мансийске еще не было. Это прогрессирующий вид спорта, весьма и весьма интересен для зрителя и рад, что так случилось. Нам надо увеличивать свои возможности для приема гостей.

Ведущий: Спасибо. До свидания.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку