Подробно...

17.04.2009 00:00

Финансово-экономический кризис спровоцировал множество социальных проблем. Одна из главных, самых заметных и ощущаемых среди них - возрастающий уровень безработицы. На эту тему наш разговор с губернатором Югры Александром Филипенко.

Потеря источника дохода - не только соответствующие экономические последствия для человека, его семьи, но и глубокое морально-психологическое потрясение. В нашей стране этот фактор, наверное, едва ли не на первом месте. По крайней мере, для людей старшего и среднего поколений, которым еще недавно само понятие «безработица» представлялось чем-то абстрактным, не из нашей действительности. Пожалуй, и для властных структур, для работодателей, ответственных не только за прибыль, но и за судьбы ее создающих, масштабное явление безработицы не совсем привычно, история их предыдущей деятельности не имеет большого опыта и практики борьбы с данным социальным злом.

Александр Васильевич, вы согласны, что безработица для югорчан явление и новое, и не совсем понятное?

Я бы сказал - нехарактерное. Кроме того, безработица в Югре носит совсем иной характер, чем, в общем, по стране. В округе  повысился уровень пособий по безработице, который выплачивается  с учетом районного  коэффициента. Это привело к тому, что  скрытая безработица стала фактической.

В действительности в Югре ситуация намного позитивнее, чем в целом по стране. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в последние годы получил динамичное экономическое и социальное развитие, у многих соотечественников и даже в зарубежье ассоциировался с неким островом благополучия. По большинству характеристик это соответствует действительности. Стабильно росло производство основных продуктов региона - углеводородов и электроэнергии. Построив несколько минизаводов, начали переработку сырой нефти.

В электроэнергетике введен новый энергоблок на Нижневартовской ГРЭС. Практически реанимировали лесопромышленный комплекс, пополнив его современными предприятиями глубокой переработки и выпуска продукции мировых стандартов.

Создан уникальный комплекс дорожного строительства, что позволило покрыть большую часть территории округа современной дорожной сетью, возвести множество мостов, в том числе уникальных по технологиям и значимости не только для нашего региона. Вообще строительная отрасль стала одной из самых динамично развивающихся, инвестиционно привлекательных. Наряду с объектами промышленного назначения она обеспечила высокие темпы социального строительства.

За последние лет пять практически в каждом городе и районе построены современные Дворцы культуры и спорта, ледовые арены, школы, детские сады и многие другие объекты социального назначения. А жилья, например, только за прошлый год введено более 900 тысяч квадратных метров. Все это и другие показатели поступательного развития обеспечили высокий уровень занятости населения и соответствующий уровень жизни. Например, заработная плата достигла в минувшем году 38 тысяч рублей, среднедушевой доход - 34 тысяч.

Потому я и называю безработицу нехарактерным для нас явлением. Новым и непонятным для нас оно не является. При всей активности социально-экономической жизни округа в службах занятости всегда стояло на учете по несколько тысяч человек. В благополучном 2006 году, например, их насчитывалось почти столько же, как и сегодня - около двадцати тысяч.

Но тогда это не вызывало такой озабоченности у властей...      

Вызывало. Ажиотажа такого не было. И чувства тревожности у людей. Потому что  причины были другими. Я даже не называл бы то безработицей. Правильнее будет говорить о временно не работавших.

Службы занятости предлагали список вакансий, в разы превышающий численность желающих трудоустроиться. Кого-то не устраивали квалификационные требования этих вакансий, других - заработная плата, а то и просто «географическая» удаленность места работы от места проживания в черте одного населенного пункта. Неслучайно работодатели активно использовали вахтовый метод, принимали работников из-за рубежа. В прошлом году, например, было выдано почти  сорок две тысячи разрешений на привлечение в округ иностранной рабочей силы, квота по запросам предприятий составляла и того больше - свыше сорока семи тысяч.

Сегодня ситуация иная. Многие из состоящих на учете в службах занятости лишились работы не по своей воле, а вакансий, предлагаемых «биржами», в три раза меньше численности претендентов на них. В таких условиях люди стали менее избирательны, но нередко их возможности - специальность, квалификация, состояние здоровья и т.д. - не соответствуют требованиям по вакантным местам. Поэтому сегодня необходимы новые формы и методы решения проблемы занятости населения, более внимательный и взвешенный подход к каждому отдельному ее случаю, в итоге - к судьбе человека.

Кризис громко заявил о себе на исходе минувшего года. А вы еще осенью 2007 года подписали местный закон, утвердивший окружную программу «Содействия занятости населения на 2008 - 2010 годы». Уже тогда предвидели потрясения и закладывали новые формы и методы?

О потрясениях речь не шла. Обстоятельства требовали. Когда двадцать тысяч человек, или два процента активного населения не работает (ситуация 2006 года), необходимо задуматься - почему? И принять соответствующие меры. Одной из них и стала названная программа.

Какие основные задачи ставили?

Хочу заметить, что программа оказалась достаточно живым организмом. Уже через полгода со дня вступления в силу в нее законодательно были внесены коррективы в соответствии с изменившейся ситуацией. Выполнение программных мероприятий должно было в обстоятельствах того времени стабилизировать уровень регистрируемой безработицы в пределах 1,7 - 1,8 процента. А главное ее предназначение - создать условия для реализации населением конституционного права на труд. Программа работает и сегодня. На ее реализацию предусмотрено 104 миллиона рублей.

Тем не менее, ваше Правительство в начале этого года приняло еще одну программу - по стабилизации ситуации на рынке труда.

Она дополняет и конкретизирует некоторые положения в соответствии с реалиями сегодняшнего дня и рассчитана на текущий год. Кстати, она тоже меняется по мере возникновения новых ситуаций. Приняли в январе, через месяц с небольшим скорректировали.

В марте подписали соглашение с Федеральной службой по труду и занятости по реализации данной программы. В ней уже конкретно идет речь о численности и категориях получающих возможность пройти профессиональное обучение и переподготовку, об организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировке безработных и ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений и находящихся под угрозой массового увольнения.

Есть положения об оказании адресной поддержки, включая организацию переезда для трудоустройства в другие регионы, о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости. Общее число участников программы составит около двенадцати тысяч человек, на ее реализацию направляется 311 миллионов рублей. Из них 289 миллионов - из федерального бюджета согласно названному Соглашению с Федеральной службой по труду и занятости.

В итоге мы надеемся сократить количество высвобождений работников из организаций, расположенных на территории округа, сохранить кадровый потенциал в социально значимых отраслях, сдержать рост уровня регистрируемой безработицы в пределах 2,4 процента. Эта цифра выше заявленной в программе содействия. Но я подчеркиваю, что новый документ принят в соответствии с реалиями настоящего времени.

Коль уж пошла речь о программах, уместным будет сказать и о  Программе антикризисных мер Правительства Югры на 2009 год.

Службы занятости усложняющуюся ситуацию на рынке труда одни не решат. В этой работе необходимо объединение усилий органов государственной и муниципальной власти, руководства предприятий и компаний... Сегодня от всех нужны доскональное знание ситуации и конкретные действия по решению назревающих проблем. Причем, в большей степени - экономическими методами.

Названную программу можно определить как сумму многих мероприятий, решений, постановлений и т.д., направленных на преодоление кризиса и его последствий. Ее создавали «всем миром».

Проведены заседания, совещания, консультации, переговоры, согласования с депутатами окружной Думы, профсоюзами и другими общественными организациями, с руководителями муниципальных образований и работодателями, прежде чем появился этот документ. Мы исходили из того, что обсуждение антикризисных мер именно в таком формате позволит выработать максимально эффективные решения с учетом мнения всех участников процесса, всех, кого в той или иной степени коснулись последствия кризиса.

Еще я считаю, что одной из ключевых задач современной социально-экономической политики является координация действий по реализации антикризисных мероприятий на федеральном и региональном уровнях. Поэтому наша программа построена с учетом принципов и основных положений соответствующего документа правительства Российской Федерации.

Мы в своей программе, в частности, заявляем, что публичные обязательства Правительства автономного округа будут выполняться в полном объеме. Будут расширены масштабы деятельности в сфере занятости.

Разрабатываются своевременные меры по поддержке реального сектора экономики. Вправе рассчитывать на содействие в решении наиболее острых проблем предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции. В то же время правительство не намерено вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. Сознавая, что в структуре экономики Югры доминирующее положение занимает топливно-энергетический комплекс, заложили в программу конкретные меры по его поддержке. Но наряду с этим активнее будет вестись работа по усложнению, диверсификации региональной экономики, развитию ее не нефтяного сектора. И, конечно, твердо определились, что кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов, определенных в Стратегии социально-экономического развития Югры до 2020 года.

В конце прошлого года - начале текущего вы встречались с руководителями многих компаний и крупнейших предприятий, осуществляющих производственную деятельность на территории округа. Переговоры завершались, как правило, подписанием соглашений или договоров.

Подобные мероприятия не из новых приемов работы, не обусловлены кризисом. Много лет мы подписываем с крупнейшими работодателями, инвесторами совместные документы об экономическом и социальном партнерстве.

Кризисные явления внесли, конечно, коррективы в содержание соглашений и договоров. В частности, мы тверже  стали настаивать на включение в обязательства и вопросов из темы сегодняшнего разговора - трудозанятости местного населения. Большинство партнеров принимают наши условия.

Например, при строительстве Няганской ГРЭС будет создано около трех тысяч новых рабочих мест. Группа компаний Е4, выступающая на строительстве генеральным подрядчиком, заявила о приоритете местным кадрам. Большинство нефтяных компаний, работающих на территории округа, взяли обязательства избегать массовых сокращений. Будем надеяться, что они не лукавят. Хотя здесь очень много нюансов. Минимизируя затраты, они сокращают объемы сервисных услуг, что неизбежно повлечет высвобождение работников обслуживающих предприятий. При этом взятые  обязательства не нарушаются, кадровый потенциал на основном производстве в основном сохраняется.

В общем, проблем достаточно много и самых разнообразных. Для их решения наряду с основополагающими документами принимается ряд новых, в соответствии с меняющейся ситуацией. В общей сложности между государственными, партийными, общественными организациями, администрациями предприятий и компаний заключено более шестисот  соглашений по самым различным направлениям преодоления кризиса. Многие из них касаются занятости и трудоустройства. Например, об участии в реализации программы по стабилизации ситуации на рынке труда в части организации общественных работ заявили более четырехсот работодателей. И в первом квартале уже создано около четырех тысяч новых временных рабочих мест. А всего по программе их будет 27 тысяч.

Александр Васильевич, вы неоднократно публично заявляли, что главный антикризисный документ Югры - недавно принятый уточненный бюджет автономного округа.

Совершенно правильно. Большинство мероприятий окружной антикризисной и других программ сопровождаются  конкретными цифрами, в том числе бюджетного финансирования.

Например, расходы социального характера будут сохранены на уровне не ниже прошлого года, их доля в бюджете возрастет с 31 почти до 36 процентов. В дополнение к федеральному перечню системообразующих предприятий сформирован окружной. Для поддержки предприятий реального сектора экономики бюджетом предусмотрены государственные гарантии для привлечения заемных средств организациями округа в размере шести миллиардов рублей. И так далее по всем позициям  - социально значимые и другие первоочередные расходы составят 76 процентов бюджета Югры.

Если говорить цифрами, надо сказать и поддержке малого и среднего бизнеса. Судя по  выступлениям и заявлениям, вы придаете этому направлению очень большое значение в преодолении последствий кризиса.

Особенно в части борьбы с безработицей. И привожу пример Нижневартовска. В девяностых годах там на общероссийский финансовый кризис наложились проблемы градообразующего предприятия. Тогда много горожан, в том числе бывших нефтяников ушло в предпринимательство. Сегодня город имеет самый высокий в округе процент доходов бюджета от малого и среднего бизнеса. И проблемы с безработицей переживает менее болезненно.

В настоящей ситуации мы действительно придаем этому направлению большое значение. На мировые показатели в формировании бюджетных поступлений малым и средним бизнесом не претендуем. Все-таки у нас специфика другая, на территории округа работают большинство вертикально интегрированных компаний топливно-энергетического комплекса. И даже при сегодняшних ценах на нефть их вклад в региональный бюджет остается подавляющим. Но малый и средний бизнес имеет право на жизнь и способен сгладить многие острые социальные углы. Особенно в вопросах занятости населения. Поэтому при сокращении бюджета практически вдвое, мы нашли возможность увеличить ассигнования на эту сферу деятельности югорчан на 235 миллионов рублей.

Прогнозами на будущее поделитесь?

А какие могут быть прогнозы? Будем работать напряженно, последовательно, грамотно.

Записал: Геннадий Бессонов  


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку