Подробно...

22.07.2010 00:00

Инвестиционную привлекательность Югры Правительство позиционирует только через рейтинговые агентства. Другие инструменты не задействованы.

Более миллиона рублей правительство Югры намерено потратить в этом году на оплату услуг рейтинговых агентств. Такая же сумма была заложена в бюджет в прошлом году. При этом другие направления, способствующие повышению инвестиционной привлекательности округа, профинансированы не были. Аналитики считают, что подобный шаг оправдан с точки зрения самопиара. Реально ли таким способом привлечь инвесторов, которые якобы ориентируются на подобные презентации, эксперты сомневаются. Насколько оправданно такое вложение средств налогоплательщиков – в материале РИЦ.  

Департамент инвестиций, науки и технологий Ханты-Мансийского автономного округа отчитался об исполнении в 2009 году программы «Государственная поддержка подготовки и (или) реализации приоритетных инвестиционных проектов Югры» на 2007–2011 годы. В разделе о позиционировании автономного округа как инвестиционно-привлекательного региона среди семи направлений средства были выделены только на два: поддержание рейтинга и оплата услуг инвестиционных консультантов. На проведение инвестиционных форумов, конференций, выставок, участие округа в выездных мероприятиях, на обеспечение информационной поддержки в СМИ средств окружные власти не выделяли. Отсюда резонный вопрос: при такой «экономии» на других направлениях, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности региона, почему именно оплата услуг рейтинговых агентств получила финансирование со стороны округа?

Как рассказал заместитель генерального директора АУ «Региональный центр инвестиций» Сергей Черняев, инвестиционный рейтинг является индикатором состояния экономики. Рейтинговых агентств огромное количество, есть и совсем маленькие, но ориентирами являются три крупнейших международных агентства: Fitch Ratings», «Standard and Poor’s» и «Moody’s».

Югра стоит в рейтинге на третьей позиции после Москвы и Санкт-Петербурга. Эти два региона обладают тремя рейтингами от трёх наикрупнейших рейтинговых компаний. У Югры на сегодняшний день есть два действующих договора: с рейтинговыми агентствами «Standard and Poor’s» и «Moody’s». Со «Standard and Poor’s» уже достаточно давно заключён договор, а с «Moody’s» заключали договор в 2009 году. Как отмечает Черняев, этого достаточно, для того чтобы инвесторы смогли объективно оценить экономическое состояние и кредитоспособность автономного округа.

Рейтинги от международных рейтинговых агентств имеют наиболее приоритетное значение, потому что у них есть общие стандарты и методики, которые распространяются на весь мир. Грубо говоря, если «Standard and Poor’s» присвоило Югре рейтинг ВВВ-, который считается очень хорошим, то это значит, что инвесторы уже понимают, в каком состоянии пребывает округ, какие возможные экономические последствия могут наступить, и можно ли вкладывать, в принципе, деньги в округ, поясняет Сергей Черняев.

Представитель правительства отмечает, что чётко проследить зависимость между тем, какие рейтинги присвоены, какое место занял регион, и тем, как ведёт себя инвестиционная привлекательность, мягко говоря, очень сложно.

«Рейтинг является одним из инструментов, для того чтобы инвесторы поверили, что покупать ценные бумаги автономного округа нужно и правительство гарантирует стабильность экономического пространства округа. О зависимости инвестиционной привлекательности напрямую от количества кредитных рейтингов, пожалуй, нельзя говорить», – отметил Черняев. Инвестиционная привлекательность региона зависит от огромного количества других факторов. Но рейтинги – это объективная оценка состояния экономики. То есть любой инвестор из любого региона мира может объективно оценить в соответствии с представленным индексом состояние экономики.

«Минимум раз в полгода представители правительства Югры встречаются со «Standard and Poor’s», предоставляют всю необходимую информацию по бюджетной обеспеченности, исполнению бюджета, состоянию экономики округа в целом. На основании этой информации рейтинговое агентство составляет объективный отчёт, который публикуется и доводится при необходимости до инвесторов», – рассказывает собеседник.

Как стало известно корреспонденту РИЦ, в 2009 году на поддержание инвестиционного рейтинга региона правительством округа было выделено немногим более миллиона рублей. В этом году выделяется примерно столько же средств, так как не предвидится заключение новых контрактов. Аналитики разделились во мнении, стоит ли региону вкладывать какие-либо средства в данный инструмент.

Главный экономист управления компании «Финам Менеджмент» Александр Осин отмечает, что расходы региона на услуги рейтинговых агентств вполне оправданны. Тем более что это очень распространённая практика и в стране, и в мире. «Десятки российских регионов (особенно крупных) обращаются в такие агентства за составлением рейтинга инвестиционной привлекательности. Действительно, инвесторы более охотно вкладывают деньги в регионы, занимающие более высокие строчки в рейтингах, тем более когда цена вопроса измеряется миллиардами рублей. Один миллион не является той суммой, из-за которой стоит волноваться», – отмечает Осин.

В то же время независимый аналитик Александр Яшин считает, что заказ подобного рейтинга не совсем понятен. «Вроде бы какие-то резоны его иметь есть, однако конкретная польза от них несколько размыта. Власть должна чётко понимать, зачем она тратит эти деньги, поскольку иначе это больше напоминает имиджевую рекламу», – отмечает собеседник агентства. По его словам, ещё труднее понять, насколько такая реклама может серьёзно повлиять на инвесторов. «Банки, покупающие облигации Югры, и без рейтинга вполне заинтересованы в этих покупках. Инвесторы, работающие с конкретными активами, и так понимают суть тех проектов, в которые вкладываются», – говорит Яшин.

Также, по его словам, не совсем понятно, зачем именно западным рейтинговым агентствам поручается такое исследование. «Во-первых, западные «киты» весьма неповоротливы. И про их неповоротливость в развитых странах знают очень и очень многие. За что и критикуют эти агентства. Во-вторых, почему правительство не работает с отечественными рейтинговыми агентствами, которые вполне могли бы проанализировать открытые цифры экономики Югры? Бюджет открыт, данные все есть», – резюмирует аналитик.

Авторы:  Юлия ЛУКИНА, Ника БЕРЕЗИНА


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку