Подробно...

07.09.2009 00:00

XIII международный фестиваль программ и фильмов «Золотой бубен» стартует в Ханты-Мансийске 13 сентября, в преддверии очередной годовщины образования Югры.

В этом году на конкурс заявилось 303 работы в 9 номинациях. В отборочном туре приняли участие 154 телекомпаний и студий из 69 городов. По решению экспертного совета жюри телефорума рекомендовано  для просмотра и оценки 62  программы и фильма.

Об особенностях «Золотого бубна» - 2009 и его содержании корреспонденту «Югра-Информ» рассказала президент телефестиваля Любовь Корнеева.

В чем основное  отличие нынешнего «Золотого бубна»  от предыдущих?

Во-первых, в этом году мы сократили число номинаций до девяти, в связи с этим фестиваль обрел характер историко-культурно-этнографический.

Мы отметили, что в этом году очень много внимания режиссеры и сценаристы уделяют этнографической стороне. Это своеобразная попытка изучить свои корни, быт народов и стран, и главная составляющая нынешнего фестиваля и фильмов, которые были присланы на конкурс. Таким образом, программа, которая выставлена на суд зрителей, жюри и участников фестиваля, была сформирована из фильмов, представленных на фестиваль.

Кроме того, раньше телевизионные фильмы и программа фестиваля (я имею в виду дискуссии, пресс-конференции и прочее) были как бы сами по себе. Теперь же все эти дискуссии вытекли из предложенного документального кино. Думаю, в этом особенность и это правильно.

В  конкурсе принимает участие 154 телекомпании и студии из 69 городов. Наверняка, среди них немало новичков. Откуда они?

Действительно, новичков очень много. У нас впервые в этом году в конкурсе приняли участие Словакия, США. Из российских регионов заявились Кострома, около 20  московских студий, которые работают на центральные каналы - ОРТ, Россия, ТВЦ, Рен ТВ, а также конкурсанты из Екатеринбурга, Ярославля, Читы, Бурятского автономного округа, студии документального фильма Санкт-Петербурга (с «Ленфильмом» мы дружим давно).

Новых людей много, чему я рада. Когда старые знакомые - хорошо, но обретение новых знакомых - это гораздо ценнее. Фестиваль в этом году показал, что мы и старых друзей сохранили, и новых приобрели.

Почему такой интерес режиссеров к нашему фестивалю? Они хотят, чтобы об их фильмах услышали, чтобы они попали в какой-то каталог. Это важно для режиссера с точки зрения   продвижения своего продукта.

Что поменялось в тематике работ конкурсантов за прошедшие 12 лет существования фестиваля?

Изменился герой фильмов,  больше внимания стали уделять человеку. Тема нашего фестиваля - «Человек и Время». И ежегодно задают вопрос: а кто герой нашего времени? Это риторический вопрос, ведь у каждого человека есть свои герои, кумиры, и определить конкретного героя для всех невозможно. Это не фильмы 30-х годов, когда нам показывали эталон, к которому мы должны были стремиться. Прошло время 90-х, начало 21 века, когда не понятно было, какой герой, и документалисты уходили в основном в прошлое.

Говорили о том, что было. И мало говорили о том, кто сегодня живет в нашей стране и чем интересуются эти люди. Сейчас на фестивале стало больше фильмов с позитивным героем - сильным, знающим, чего он хочет, талантливым.

Сегодня уже не говорят плохо о своей Родине, о той истории, в которой все мы жили. Одной черной краской рисовать историю нельзя. Нет уже героя в униженном положении, героя-чудака, героя, не способного творить. Это ушло.

Фестиваль - это и срез времени. Мы сегодня точно живем в другом измерении. И это показали фильмы фестиваля. Они все достаточно оптимистичны, даже если говорят о непростой судьбе, допустим, художника. Сегодня, пожалуй, самое главное - как человек в этой жизни не выживает, а живет. Раньше было - мы выживаем, а сейчас мы живем.

Это есть во всех фильмах. Фильмы, присланные о людях с ограниченными возможностями, потрясают своим жизнелюбием. И эти герои - они действительно герои - не плачут, не стонут, они живут нормальной жизнью и очень активно.

Нельзя не отметить, что изменилась и детская программа фестиваля. Она стала не просто развлекательной, а стала познавательной, обучающей через игру. Не просто подобие «Ералаша», а целое направление. Дети, которые сами создают программу, участвуют в ней. Они существуют внутри программы, для них это интересно. Они учатся новому и многое узнают.

Были на фестивале и программы-профориентации. Интересно об этом говорили питерские молодежные студии, не занудно.

Что Вы думаете об уровне  мастерства участников телефорума?

Безусловно, это профессионалы. И поэтому уровень мастерства, безусловно, высок. Нельзя сказать, растет он или нет, ведь каждый фестиваль не похож один на другой. Важно, больше или меньше фильмов хороших в конкурсе. В этом году, как и в прошлом, и в позапрошлом фильмов таких много. И уже пять лет, как «Золотой бубен» стал международным, он работает в этом направлении. И все мы работаем в этом направлении - для того, чтобы научить режиссеров телевидения, сценаристов с регионов профессии. В этой связи мне обидно, что Югра не смогла представить на конкурс ни одной работы о своем народе и своей земле.

Умерло просветительское направление в округе. Его практически нет. Раньше были интересные, исследовательские, серьезные работы из Сургута, Нефтеюганска, Нижневартовска, Урая. Как только мы убрали информационную составляющую из фестиваля - телекомпании округа оголились. И мне кажется, что это звоночек задуматься. Не нужно, чтобы приезжали к нам в регион иностранцы и делали о нас фильмы. В этом случае получаются фильмы парадно-выходные. Чтобы сохранить историю и культуру нашего округа и народов, здесь проживающих, нам не нужны люди со стороны. Есть ряд талантливых режиссеров здесь, которые могут и сами это сделать.

С учетом непростой экономической ситуации планируется ли продолжение фестиваля?

Хочется верить, что проект останется в 2010 году. Хотя ситуация финансовая действительно сложная. В этом году фестиваль проходит без финансовых поступлений из бюджета автономного округа, только за счет спонсорских средств давних партнеров фестиваля - нефтяных компаний ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", "РН-Юганскнефтегаз" и "Салым Петролеум Девелопмент Н.В.".

Участники фестиваля, студии оказались перед дилеммой: либо поехать на фестиваль,  либо снимать фильмы. Я сожалею, что многие участники не смогут приехать  - они уже в съемках. Все сокращают свои желания до минимума.

Я благодарна губернатору Югры Александру Васильевичу Филипенко за то, что он определил фестиваль, как окружной социально-значимый проект. Благодаря этому, «Золотой бубен» вошел в реестр программ и проектов окружного значения, которые не подлежали сиквестированию.

За годы существования телефестиваля мы получили доверие со стороны профессионалов, которые работают в таких направлениях, как культура, этнография, история, и которые знают наш фестиваль.  Заслужить доверие коллег - сложно, удержать его - еще сложнее, но лишиться - это горе, беда. Такого нельзя делать. Дай бог провести этот фестиваль на высоком уровне. Проблем очень много: и организационных, и финансовых. Однако, отчаяния нет, потому что проблемы все равно решаются.

Автор: Марина Шнейдмиллер


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку