Подробно...

27.07.2009 00:00
- Василий Семенович, что изменилось в работе Думы Югры в условиях непростой финансово-экономической ситуации?
 
- Принципиальных изменений в законотворческой деятельности Думы не произошло. Однако в связи с обострением финансово-экономической ситуации расширился круг вопросов, требующих оперативного и всестороннего рассмотрения, и прежде всего касающихся распределения средств бюджета на реализацию окружных программ и государственных социальных гарантий.
 
Мы приняли несколько нормативно-правовых актов, направленных на реструктуризацию задолженности предприятий перед бюджетом Югры. Цель - выход из кризисного состояния и оптимальные параметры развития.
 
Хочу подчеркнуть: на фоне общего и весьма существенного сокращения расходов бюджета автономного округа на 2009 год мы в полном объеме сохранили финансирование наиболее важных для территории программ. Среди них - поддержка агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства, занятость населения, развитие малого и среднего бизнеса.
 
В результате оперативного и грамотного реагирования на ситуацию, согласованных совместных действий с органами исполнительной власти нам удалось удержать на уровне 2007 года либо даже несколько улучшить основные макроэкономические индикаторы, характеризующие социально-экономическое развитие Югры. Основные же приоритеты нынешнего года были скорректированы с учетом нестабильной экономической ситуации, вызванной колебаниями на финансовом рынке.
 
- В процессе подготовки очередного заседания Думы большой объем работы выполняют постоянные комиссии. Оцените, пожалуйста, их работу.
 
- Напомню, что в соответствии с законом о Думе Югры заседания комиссий являются одной из основных форм работы регионального парламента. Комиссии образованы для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, для содействия реализации федерального законодательства и законодательства автономного округа.
 
На сегодняшний день у нас работают четыре постоянные комиссии - по регламенту, вопросам депутатской деятельности и этике, по бюджету, финансам и экономической политике, по социальной политике, по законодательству, вопросам государственной власти и местному самоуправлению. Кроме того, уже много лет у нас действует Ассамблея коренных малочисленных народов Севера.
 
Если говорить о последнем заседании весенней сессии, то, например, с участием комиссии по социальной политике в Думу был внесен проект закона об основных гарантиях прав ребенка. С участием комиссии по законодательству принят пакет законов, направленных на борьбу с коррупцией.
 
- Василий Семенович, как сегодня обстоят дела в экономике округа?
 
- Начнем с жилья. Это самый, наверное, острый и насущный вопрос.
 
Четыре года назад мы приняли программу улучшения жилищных условий на 2005-2015 годы. Итоги выполнения программы за 2008 год стали лучшими за три года ее существования. Гражданам было выдано более 12 тысяч ипотечных жилищных кредитов и займов на сумму около 23 миллиардов рублей. Это больше аналогичных показателей 2007 года на двадцать два процента. На восемь с лишним процентов сократилась доля непригодного для проживания жилья в общем объеме жилищного фонда Югры. Годовой объем ввода жилья составил около 900 тысяч квадртных метров. Снесено более 116 тысяч квадратных метров жилья, признанного непригодным для проживания. Это на 60 процентов больше, чем в 2007 году. Свои жилищные условия улучшили почти 11 тысяч семей.
 
К огромному сожалению, в связи с экономическим кризисом финансирование этой программы из бюджета округа в 2009 году было сокращено более чем на 65 процентов. Но я надеюсь, что в перспективе мы сумеем вернуться к показателям прошлого года.
 
Теперь о сельском хозяйстве. Мы крайне заинтересованы в устойчивом развитии сельских территорий, повышении занятости и уровня жизни сельчан. Для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции мы приняли несколько программ: в 2005 году - о развитии рыбного хозяйства на 2006-2010 годы, в 2006-м - о государственной поддержке агропромышленного комплекса на 2008-2011 годы, в 2007 году - о развитии сельского хозяйства на 2008-2012 годы. Основными приоритетами определили развитие животноводства, стимулирование малых форм хозяйствования на селе и строительство доступного жилья для молодых специалистов и молодых семей.
 
Только в прошлом году в агропромышленный комплекс было направлено около 1 миллиарда рублей. Мы увеличили объемы производства и создали необходимые условия для повышения эффективности товаропроизводителей. В 2008 году удалось повысить объемы производства молока, мяса и овощей, увеличить поголовье высокопродуктивного племенного скота.
 
В региональном АПК было создано 97 дополнительных рабочих мест. Сегодня на территории Югры работает 11 кооперативов, в том числе 4 производственных. Мы добились того, чтобы кредитные ресурсы стали доступнее для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. В настоящий момент жители округа имеют почти 48 тысяч личных подсобных хозяйств.
 
В прошлом году в 13 селах были введены в эксплуатацию 11 объектов водопроводно-канализационного хозяйства и газоснабжения. Производится выплата субсидий на обеспечение жильем молодых специалистов и молодых семей, проживающих в сельской местности. Завершено строительство и введено в эксплуатацию
 
58 объектов здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания населения.
 
Еще одно важное направление региональной экономики - рыбодобыча. Рыбный промысел является традиционным для жителей Югры. К примеру, во время Великой Отечественной войны Ханты-Мансийский рыбокомбинат отправлял на фронт десятки тонн рыбной продукции. За ударный труд и помощь фронту коллектив был награжден благодарностью Верховного главнокомандующего.
 
В наши дни продолжается работа по развитию рыбной отрасли. За 2008 год прибыль по крупным и средним организациям составила почти 25 миллионов рублей. Было выловлено около 9 тысяч тонн рыбы, произведено 10 тысяч тонн рыбной продукции. В Ханты-Мансийске сейчас ведется строительство завода по воспроизводству ценных видов рыб.
 
Несмотря на значительное сокращение бюджетных расходов, государственную поддержку агропромышленного комплекса мы сохранили в полном объеме.
 
Сейчас разрабатываются проекты целевых программ по развитию мясного и молочного скотоводства и рыбной отрасли на 2009-2013 годы.
 
- В конце прошлого года и в нынешнем на первый план вышла проблема занятости населения. Какие меры предпринимаются для ее решения?
 
- В округе еженедельно проводятся мониторинги по основным социально-экономическим показателям, в том числе и по состоянию дел на рынке труда. Во всех муниципальных образованиях Югры организованы антикризисные штабы, двух- и трехсторонние комиссии, призванные регулировать социально-трудовые отношения. Мы разработали региональный паспорт рынка труда, в котором представлены характеристики каждого муниципалитета, описаны портреты сегодняшних безработных. Этот документ определяет структуру населения, позволяет выявить экономически активное и действительно работающее население. Паспорт актуализируется один раз в квартал.
 
Кроме того, мы продолжаем проводить ярмарки вакансий. Это уже традиционная и эффективная форма работы. В ярмарках приняли участие около 8,5 тысячи человек и 500 работодателей. Было заявлено 3 тысячи вакансий, нашли работу около полутора тысяч человек.
 
С начала года в округе создано почти 18,5 тысячи временных рабочих мест. При содействии органов службы занятости населения работу нашли свыше 14 тысяч человек. В первом полугодии сумма социальных выплат составила свыше 3,5 миллиарда рублей из всех источников, включая средства Фонда социального страхования и пособия по безработице. На профессиональное обучение безработных граждан мы направили около 2 тысяч человек, это почти 10 процентов от численности зарегистрированных безработных.
 
Подчеркну, что меры по стабилизации ситуации на рынке труда реализуются в тесном взаимодействии всех уровней государственной власти автономного округа.
 
- Рынок труда и молодые специалисты. Кадровый резерв управленцев и стабильность развития Югры. Как удается решать эти стратегические задачи сегодня?
 
- Смена кадров в управлении происходит постоянно, и наша задача состоит в том, чтобы создать качественный резерв. Этим мы занимаемся в постоянном режиме. На мой взгляд, мы стараемся делать все необходимое для воспитания молодежи и подготовки нашей будущей смены.
 
В целях обеспечения качества и доступности образования в Югре уже не один год реализуется национальный проект по образованию, подкрепленный необходимой законодательной базой. К примеру, принято несколько законов об образовании. Да и в молодежной политике у нас не первый год действует единая правовая база. Принят закон и вновь утверждена программа «Молодежь Югры - 2009-2011». Она продолжает исполняться и сейчас, несмотря на экономические трудности.
 
Молодежная палата при Думе автономного округа также занимается обучением и продвижением инициативной молодежи. Работу палаты можно рассматривать как школу молодых политиков. Перспективные молодые специалисты получают необходимые навыки для работы на государственной и муниципальной службе, особенно на выборных должностях.
 
Для формирования качественного кадрового резерва управленцев Дума Югры приняла специальный закон о «Резерве управленческих кадров Ханты-Мансийского автономного округа — Югры». В соответствии с ним любой молодой человек вправе заявить о своем желании работать на руководящих должностях государственной или муниципальной службы. После удачного прохождения соответствующих отборочных процедур он будет включен в окружной резерв управленческих кадров.
 
- Ваша оценка сегодняшнего социально-экономического положения в Югре?
 
- Югра является одним из лидеров в Российской Федерации по промышленному потенциалу и занимает второе место после Москвы по поступлениям налогов и сборов в бюджет России. При этом у нас проживает чуть более 1 процента населения страны — всего 1,5 миллиона человек. Тем не менее мы уверенно лидируем среди регионов России по демографическим показателям. Ежегодно увеличивается показатель естественного прироста населения за счет роста рождаемости и снижения смертности.
 
Прошлый 2008 год был одним из самых удачных для нашей экономики, несмотря на начавшийся в четвертом квартале финансовый кризис. Практически все ключевые экономические показатели уверенно росли, и по итогам года мы достигли почти 2 триллионов рублей валового регионального продукта, что составляет более 40 процентов валового регионального продукта Уральского федерального округа. Было добыто около 280 миллионов тонн нефти, привлечено около 480 миллиардов рублей инвестиций.
 
Несомненно, финансовый кризис отразился на всех сферах жизнедеятельности Югры. Из-за падения цен на нефть в начале года в два раза сократились доходы бюджета. Это привело к пересмотру расходов окружной казны.
 
Значительно сократились капитальные вложения и финансирование почти всех программ социально-экономического развития. На 10 процентов пришлось сократить штатную численность исполнительных органов государственной власти автономного округа. Принято решение об отмене дополнительного повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, государственных и муниципальных служащих.
 
Однако органам государственной власти Югры удалось сохранить существующий уровень зарплат в бюджетной сфере, реализовать меры по поддержке незащищенных слоев населения. Отдельные направления социальной политики были даже усилены. Но при этом мы не забываем, что любые вложения в социальную сферу будут бесперспективными, если не сохраним экономику и производство. Поэтому один из ключевых приоритетов наших антикризисных мер - поддержка реального сектора экономики.
 
В связи с этим реализуется целый комплекс таких мер. Например, предоставление налоговых льгот. В условиях сокращения доходов бюджета сохранение такого же объема льгот — серьезная антикризисная мера. С крупнейшими налогоплательщиками заключены соглашения по постепенному, а не разовому возврату налогов, излишне уплаченных в бюджет округа, равными суммами в течение 2009 года. А это почти 15 миллиардов рублей.
 
Уже в первом квартале нынешнего года за счет работы с налогоплательщиками в бюджет было дополнительно привлечено более 10 миллиардов рублей, три из которых перечислены в бюджет Тюменской области.
 
Принятые меры позволили уверенно реализовать намеченные задачи. Девятнадцати системообразующим организациям, входящим в федеральный перечень, и двадцати двум предприятиям регионального значения в период кризиса оказывается государственная поддержка на федеральном уровне. Кроме этого, мы сформировали дополнительный региональный перечень из 107 предприятий, признанных системообразующими для экономики региона. Финансовая поддержка осуществляется за счет средств бюджета автономного округа.
 
Мы утвердили программу государственных гарантий, которые будут направлены на жилищное строительство, на поддержку предприятий малого бизнеса, на завершение строительства социальных объектов, имеющих высокую степень готовности. Все это позволит привлечь предприятиям значительный объем заемных средств.
 
Предусмотрена льготная аренда субъектам малого предпринимательства на государственное и муниципальное имущество, а также меры прямой финансовой поддержки отдельных отраслей.
 
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы не намерены отказываться от долгосрочных планов развития округа. Нами внесены соответствующие коррективы в основные документы — в Стратегию развития Югры до 2020 года и план действий по ее реализации, а также в программу социально-экономического развития. Основной целью развития мы видим максимальное сохранение потенциала нефтегазового комплекса с существенным увеличением производств, не связанных с добычей углеводородов.
 
Устойчивость и развитие экономики Югры будут обеспечены за счет радикального повышения ее эффективности.
 
На территории автономного округа планируется создание пяти зон опережающего развития (кластеров): инновационно-технологического, нефтегазохимического, лесопромышленного, горнорудного и рыбопромышленного.
 
К 2020 году доля нефтегазового сектора в валовом региональном продукте уменьшится до 45-50 процентов. Сегодня особенно актуальна разработка и принятие федерального закона «О государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства нефтегазового комплекса». По этому вопросу мы внесли две законодательные инициативы в Государственную Думу.
 
- Василий Семенович, какие вопросы в первую очередь предполагается рассмотреть на первом заседании осенней сессии Думы Югры?
 
- В числе других мы намерены рассмотреть законопроекты о поддержке педагогических работников сельской местности по оплате жилья и коммунальных услуг. Также на ближайшем заседании в рамках контрольной деятельности будут заслушаны отчет об исполнении бюджета за первое полугодие 2009 года и информации о выполнении шести программ.
 
Владимир Чукомин,
газета «Тюменские известия»

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку