Подробно...

09.09.2010 00:00

Губернатор Югры Наталья Комарова приняла участие в открытии IV выставки-форума "Образование Югры-2010".

Приветствуя участников форума, глава региона отметила: "На сегодняшний день ключевая тема в нашей повестке – это комплексная модернизация системы подготовки кадров. Неделю назад Президент Российской Федерации провел заседание Государственного Совета, посвященное вопросам развития системы профессионального образования. Было обозначено несколько приоритетных направлений работы.

Во-первых, выстраивание системного взаимодействия с работодателем по всей цепочке подготовки кадров – от лицея и колледжа до университета. По данным департамента образования, более 70% школ Югры, так или иначе, взаимодействуют с профессиональной школой и работодателями. Есть положительные примеры, например, в Мегионе, где главная нефтяная компания города (ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз") направляет 20 лучших выпускников школ на учебу в Москву и Санкт-Петербург. Сургутская ГРЭС-2  обзавелась профильным технологическим классом в одной из школ города (средняя школа №19). Но при этом примеров, когда бизнес сопровождает своих будущих работников комплексно, на каждой ступеньке обучения, практически нет. В итоге мы имеем дело с полумерами, полурешениями, которые влияют на выбор специальности молодым человеком, но не гарантируют на выходе качественную подготовку востребованного специалиста. Поэтому одна из базовых задач, которую нам предстоит решить в ближайшее время – это разработка комплексной региональной программы развития профобразования. Причем объединениям работодателей имеет смысл не дожидаться результатов в стороне, а сразу же включиться в подготовку пилотного проекта программы. На сегодняшнем форуме присутствуют представители бизнеса – и те, которые уже взяли кураторство над отдельными образовательными учреждениями, и те, которым предстоит принять участие в наших программах. Надеюсь, что площадка форума будет максимально задействована для завязывания деловых контактов. Правительство автономного округа, в свою очередь, уже сегодня завершает подготовку проектов соответствующих нормативных правовых актов, которые помогут законодательно открыть дорогу такого рода "образовательному партнерству".

Второе важное направление – это повышение качества подготовки специалистов. Наша образовательная система должна выдерживать конкуренцию не только внутри округа, но и за его пределами. К этому нужно стремиться. В данном случае главным экзаменатором выступает сам рынок труда, а не формальные критерии.

Сегодня наша окружная образовательная сеть закрывает кадровый спрос экономики на четверть. В максимальном дефиците – рабочие с начальным и средним профессиональным образованием. Но при этом доля безработных в возрасте до 20 лет в автономном округе выше, чем в целом по России. Мы, по сути, имеем молодежную безработицу среди выпускников профтехучилищ и школ, что само по себе является неудовлетворительной оценкой результатов обучения. За последние годы выросла и доля безработных специалистов в возрасте до 29 лет. Причин может быть много, но в целом, это говорит о том, что работодатели недостаточно доверяют действующей системе образования. Компании предпочитают организовать "кадровый завоз" или заказывать переобучение специалистов за пределами округа. К сожалению, это объективно существующее сегодня положение дел – по сути проблема – и  нам вместе предстоит исправлять эту ситуацию.

Один из шагов – отработка механизмов совместной работы с работодателями по каждому из направлений: подготовка образовательных программ, организация стажировок и итоговой аттестации выпускников, системные кадровые заказы.

Думаю, что именно реальный спрос на выпускников должен стать не просто критерием замера рейтинга учебного заведения, но и определяющим фактором в решении о целесообразности существования того или иного образовательного учреждения. Это сигнал всей системе находить возможности, чтобы идти в ногу с потребностями экономики округа, каждого муниципалитета и предприятия. Необходим своего рода маркетинг образовательных услуг с возможностью подтягивать под эти проекты заинтересованные компании. В организации этой работы и федеральный центр, и округ готов оказать всяческую поддержку.

Третье, ключевое, на мой взгляд, направление – это комплексная доступность образовательных услуг. В данном случае я имею в виду сразу несколько составляющих – строительство новых объектов, обеспечение высококлассными кадрами и оснащение современным оборудованием образовательных учреждений.

В отношении новых технологий стоит честно признать, что и в наших решениях пока есть примеры, когда, как в басне, телега впереди лошади. Очевидно, что и все наши программы дистанционного образования, и мультимедийные  возможности заканчиваются там, где не проложен скоростной безлимитный Интернет. Поручение обеспечить такой доступ во всех школах автономного округа я уже давала. Коллеги из Белоярского и Кондинского района показывали мне, что не везде оно пока реализовано должным образом. Думаю, что скоростной Интернет и для учителей, и для школьников такой же методический инструмент, как учебные пособия. Поэтому ситуацию со снятием барьеров доступа в сеть мы возьмем на особый контроль.

Наша программа  "Новая школа Югры" нацелена на строительство и реконструкцию 129 образовательных учреждений в ближайшие три года. Однако уже сегодня только в Нижневартовске и Сургуте вакантными остаются более ста мест воспитателей в дошкольных учреждениях. Более сотни вакансий, при огромных очередях в детские сады. В целом в образовательных учреждениях округа в настоящее время не хватает более 500 специалистов. Еще около 800 специалистов выходят на пенсию, и им на смену приходит только 36% от необходимого количества воспитателей и педагогов. В целом доля молодых специалистов в наших учреждениях ниже, чем в среднем по России. Это тревожный звонок для всей системы образования автономного округа.

Понятно, что не на руку в этом деле сыграла и ситуация с заработной платой. В течение последних двух лет не повышался размер базовой единицы, что серьезно сказалось на уровне оплаты труда в сфере образования. Правительство автономного округа уже подготовило соответствующее решение, в результате которого зарплата каждого работника вырастет не менее чем на 10% уже до конца этого года. В целом увеличение фонда оплаты труда для работников сферы образования составит 11,6%.

Второй важный фактор – жилье для специалистов. Мною поставлена непростая задача – ликвидировать существующие жилищные очереди за ближайшие 5-7 лет. Такое решение потребует довольно серьезной сверки приоритетов для каждого, но я глубоко убеждена в том, что без решения этой проблемы номер один мы не продвинемся ни в одном другом вопросе. Жилье - это главное условие и для привлечения, и для закрепления специалистов в Югре. Главное решение для каждого югорчанина, независимо от профессии.

В свою очередь, муниципальным образованиям, особенно тем, в которых очевидный дефицит работников в сфере образования, необходимо соответствующим образом расставить приоритеты. Здесь наши действия должны быть максимально синхронизированы для решения конкретных задач в соответствии с планами развития территорий и потребностью в специалистах. Округ готов участвовать в таких совместных программах.

Нам предстоит еще многое сделать для обновления и  развития системы образования. И здесь, я передала бы вам право сделать новый ход, поставив многоточие. Такое же, как у героя известного всем вам фильма "Весна на Заречной улице" - когда все еще не совсем закончено и многое предстоит впереди".

Наталья Комарова также отметила, что предстоящие два дня работы выставки-форума организаторы постарались сделать максимально насыщенными и содержательными, чтобы каждый ее участник имел возможность быть услышанным, полноценно погрузиться в работу проектных групп и в дискуссии круглых столов. Она пожелала успехов всем участникам, а затем совершила обход экспозиции.

Осмотрев стенды образовательных учреждений, Наталья Комарова дала высокую оценку здоровьесберегающим технологиям, применяемым в Сургутском государственном педагогическом университете, и технологическому оборудованию Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа. Кроме того, глава региона отметила важность этнического образования, которое предлагает Нижне-нарыкарская средняя  школа, и просветительской работы общества русской культуры из Сургута.

Одна из главных задач мероприятия - определение миссии учителя в современной школе. Значимость педагогического труда была подчеркнута на церемонии вручения государственных наград лучшим учителям Югры. В деловую программу выставки включены мастер-классы и презентации. Состоятся совещание на тему "Профессиональное самоопределение учителя в новой школе Югры", заседание совета ректоров и директоров учреждений профессионального образования.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку